|
|
В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров. Естественно, в этом виде бюджет не представляет инструмента анализа и контроля продаж, позволяющего разработать предложения по увеличению сбыта товаров, оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д. Другая форма бюджета продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представлена в материале, посвященном его методике бюджетирования. Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных издержек обращения. Подчеркнем, что бюджет товарных запасов должен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном предприятии. Традиционно в отечественной практике управления оборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под сложившуюся практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях. Процесс бюджетирования Возвращаясь к процессу формирования бюджета товарных запасов, отметим, что данный бюджет отражает расчет потребности торговой организации в товарах на определенный период, скорректированный на отклонения. Ниже представлена взаимосвязь товарооборота и товарных запасов в виде балансовой формулы: Т + П = РТО + Т , зн зк где Т , Т - объем товарных запасов на начало и конец зн зк отчетного периода (месяца, квартала и т.д.); П - объем закупок товаров; РТО - величина розничного товарооборота (в оптовых организациях - оптового товарооборота). Товарные запасы, рассчитанные на удовлетворение спроса покупателей, в определенных случаях должны превышать объем розничного товарооборота (например, если спрос на товары превышает предложение) в средних, и особенно в крупных, торговых организациях. Спланированная величина товарных запасов позволит, с одной стороны, организовать бесперебойную торговлю, а с другой - не вызовет замораживания товарной массы и падения спроса. Специалисты выделяют факторы, влияющие на величину товарных запасов: - объем и структура розничного товарооборота; - баланс спроса и предложения на товарном рынке; - порядок организации снабженческой деятельности; - уровень цен и их динамика; - физико-химические свойства товаров, влияющие на длительность хранения; - состояние материально-технической базы торговой организации и др. [1, 4]. В теории и практике управления товарными запасами используются различные способы их планирования, которые разделяются на статистические, технико-экономические и экономико-математические. Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели. Абсолютными показателями выступают объем розничного товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т.д. К относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота. Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарных запасов. На величину товарных запасов влияет товарооборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфере обращения. Товарооборачиваемость определяется по формуле: О = З / Т , с о где О - товарооборачиваемость, дни; З - средний товарный запас за период; с Т - однодневный товарооборот. о Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.). В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного бюджета закупок и товарных запасов ОАО "Матрица" приведен в табл. 2. Таблица 2 Сводный бюджет закупок и товарных запасов ОАО "Матрица" | ||||||||||||||||||||||||||
N |
Показатель |
Наименования товарных |
Итоговая |
||||||||||||||||||||||||
|
|
Дискеты |
Картриджи |
Кардридеры |
|
||||||||||||||||||||||
1 |
Объем
товарных запасов |
1 500 |
560 |
240 |
2 300 |
||||||||||||||||||||||
2 |
Объем
розничного |
18 000 |
400 000 |
44 000 |
462 000 |
||||||||||||||||||||||
3 |
Прочее
выбытие товаров |
- |
3 000 |
- |
3 000 |
||||||||||||||||||||||
4 |
Величина
потребности в |
19 500 |
403 560 |
44 240 |
467 300 |
||||||||||||||||||||||
5 |
Объем
товарных запасов |
1 040 |
230 |
195 |
965 |
||||||||||||||||||||||
6 |
Величина
закупки |
18 460 |
403 330 |
44 045 |
465 835 |
Следующим этапом бюджетирования в торговых организациях является определение бюджетов условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения.
Наибольшую трудность при формировании названных бюджетов вызывает, на взгляд автора, экономически обоснованное разделение совокупности издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные издержки.
Замечу, что во многих учебниках, учебных пособиях по экономике, экономическому анализу, финансам организаций, бухгалтерскому учету издержки обращения носят названия "постоянные" и "переменные". Однако сами авторы указывают на условность такого деления. Так, В.А. Чернов, рассматривая методику анализа издержек обращения, пишет: "...Деление издержек на переменные и постоянные условно, так как в определенных случаях переменные затраты могут стать постоянными, а постоянные - переменными" [5].
Вместе с тем большинство торговых организаций нуждается в четкой градации массы издержек обращения на две группы - условно-постоянные и условно-переменные издержки обращения, логически и экономически обоснованные с позиции влияния на формирование себестоимости товарной продукции (товаров).
Группировку следует осуществлять на основе Методических рекомендаций по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли, утвержденных Комитетом по торговле РФ и Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2. Сразу оговоримся, что данный документ используется в целях управленческого учета и анализа, не подменяя Налогового кодекса, установившего собственный перечень прямых и косвенных затрат в целях налогообложения. Поэтому эта классификация преследует цель выявления резервов минимизации издержек обращения на основе управленческого анализа, методология и методика которого рассмотрены далее.
Анализ практики учета издержек обращения в исследованных торговых организациях, их анализа и планирования позволил выделить из совокупности издержек обращения следующие виды условно-постоянных издержек обращения, расположенные по степени их значимости:
1) расходы на оплату труда;
2) отчисления на социальные нужды;
3) амортизация основных средств и нематериальных активов;
4) расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров;
5) потери товаров и технологические отходы;
6) расходы по эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей <1>.
--------------------------------
<1> Названия издержек обращения, за некоторым исключением, даются в трактовке указанных Методических рекомендаций.
Данная группировка явно противоречит разделению издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные, представленному В.А. Черновым в интересном и качественном учебном пособии, посвященном экономическому анализу в торговле <2>.
--------------------------------
<2> Чернов В.А. Экономический анализ. - М.: Финансы и статистика, 2005.
Поскольку позиция д. э. н. В.А. Чернова отражает научный взгляд школы, сложившейся в Российском государственном торгово-экономическом университете, внесшей огромный вклад в развитие бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в торговле, считаю необходимым обосновать позицию относительно приведенной группировки издержек обращения.
В основе указанной группировки лежит действие фактора постоянного наличия определенных издержек в составе себестоимости, а также логические рассуждения относительно роста или снижения издержек обращения из-за снижения интенсивности торговой деятельности. Этот принципиально новый подход отличается от сложившегося разделения издержек обращения в зависимости от увеличения объема продаж (производства).
Введение этого фактора - присутствие тех или иных издержек обращения в торговой организации - позволяет затем осуществить их деление по исторически обусловленной зависимости от темпов роста или снижения товарооборота.
Дополнительным аргументом в пользу применения названного признака классификации являются приведенные О.Д. Кавериной результаты поведения затрат в европейских странах и Японии. Согласно ее данным практически все издержки обращения, отнесенные автором к условно-постоянным издержкам, аналогичным образом включены в состав тех же издержек.
Страницы: 1, 2
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.