Метод конкурентной борьбы в условии совершенной и несовершенной конкуренции
РЕФЕРАТ
Метод
конкурентной борьбы в условии совершенной и
несовершенной конкуренции.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………. 3
- Сущность и функции конкуренции
……………………………………….. 4
- Совершенная конкуренция …………………………………………………
6
- Несовершенная конкуренция ………………………………………………
7
- Конкурентная стратегия…………………………………………………….
7
4.1 Позиция в отрасли…………………………………………………………. 8
4.2 Источники конкурентного преимущества………………………………... 9
5. Способы ведения
конкурентной борьбы…………………………………... 9
5.1 Добросовестная конкуренция и
недобросовестная конкуренция……… 10
6
Заключение…………………………………………………………………... 13
1. Введение
Современная рыночная экономика представляет собой
сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных
производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур,
взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и
объединяемых единым понятием - рынок.
По определению, рынок - это организованная структура,
в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в
результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество
товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения
производителей (предложение - это количество товара, которое производители
продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество
производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих
в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.
Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений
между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных
отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться,
состязаться).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу
установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между
производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как
взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом,
побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти
других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях
участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий
движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения
своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену,
сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию
через рекламу.
Понятие конкуренции является фундаментальным в
экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех
уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой
экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы
конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав
«социалистическим соревнованием».
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта
рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил
законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной
борьбе.
2. Сущность и функции конкуренции
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из
разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего
«столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим
образом.
«Конкуренция — ситуация, когда
существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в
котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право
распоряжаться этим благом».
Конкуренция – соперничество между участниками
рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной
хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью
от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за
наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон
рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать
только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии)
зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями
являются:
а) Количество фирм (хозяйственных,
промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица),
поставляющих товары на рынок;
б) Свобода вхождения предприятия на рынок и
выхода из него;
в) Дифференциация товаров (придание
определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных
особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель
должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет
потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те
отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск
одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству
продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают
вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический
прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания
клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают
наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более
высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и
домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает
господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует
экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать
цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора
среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о
том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип
"оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в
области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов
быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям
(например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем,
как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного
воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того,
насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и
насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной
интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования
соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой"
олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции.
"Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив,
уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того,
что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и
риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о
ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать
нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и
гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре
внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене
и другим договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки
помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также
судить о некоторых их качествах;
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и
зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
2. Совершенная конкуренция
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она
предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно
решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не
оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на
свою продукцию, то потеряет покупателей;
4.Продавцы действуют независимо друг от друга;
5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Страницы: 1, 2
|