|
|
Схема 2 - цикл BPI (непрерывное улучшение бизнес-процессов) Цикл BPI действует на каждом уровне СММ. В табл. 2 проведены параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта ИСО 9001:2000. Таблица 2 - параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта ИСО 9001:2000. | |||||||||||||||||||||||
Общие свойства СММ |
МС ИСО 9001:2000 |
|||||||||||||||||||||||
1. Обязательство выполнить |
5. Ответственность руководства |
|||||||||||||||||||||||
2. Способность выполнить |
6. Управление ресурсами |
|||||||||||||||||||||||
3. Выполняемые действия |
7. Реализация продукции (частично): 7.2. Процессы, связанные с потребителем; 7.3. Проектирование и разработка; 7.4. Закупки; 7.5. Деятельность по производству и обслуживанию продукции |
|||||||||||||||||||||||
4. Измерение и анализ |
8. Измерение, анализ и улучшение (I часть): 8.1. Планирование; 8.2. Измерение и мониторинг; 8.3. Управление несоответствиями; 8.4. Анализ данных для улучшения |
|||||||||||||||||||||||
5. Проверка реализации |
8. Измерение, анализ и улучшение (11 часть): 8.5. Улучшение |
Далее детализируется соответствие общего свойства «Выполняемые действия» ОКП второго уровня СММ с элементом «7. Реализация продукции» МС ИСО 9001:2000.
7.2. Процессы, связанные с потребителем — управление требованиями
В этой ОКП описывается порядок действий, обеспечивающий появление понятных и заказчику, и исполнителю требований к конечному продукту. Данная ОКП определяет следующие цели:
1. Системные требования, предъявляемые к ПО, должны быть контролируемыми и являться основой для проектирования ПО и диспетчеризация хода выполнения проекта.
2. Планы разработки ПО, продукция и действия сохраняют непротиворечивость с предъявляемыми системными требованиями.
Достижение этих целей подразумевает наличие:
системы разработки технических заданий (ТЗ) на ПО (как начало управления требованиями);
системы заявок и уточнений на протяжении всего жизненного цикла ПО;
технологии согласования требований на протяжении всего жизненного цикла ПО (электронная почта, системы электронных сообщений, система управления документооборотом и т. п.).
Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями» даны в табл. 3.
Таблица 3 - Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями»
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Требования заказчика формулируются и принимаются в устной форме и затем нигде не фиксируются
0
1 . Требования заказчика фиксируются в разрозненных документах; прослеживаемости исполнения нет
20
2. Ведется диспетчирование заявок заказчика, стадии их исполнения, уровень удовлетворенности заказчика
40
3. Тесная координация работы с Заказчиком, заказчик интегрируется в процесс разработки ПО
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по удовлетворенности заказчика (для планирования приоритетов)
80
5. Система управления знаниями (СУЗ) в повседневной работе помогает заказчику конфигурировать заявки на ПО с учетом будущих потребностей
100
Для повышения качества процесса управления требованиями необходимо, чтобы культурой обмена электронными заявками (письмами, требованиями и т. п.) обладал не только разработчик, но и заказчик.
УИ в начале внедрения СММ находилось на уровне 15% зрелости данной ОКП. В начале 1999 г. в УИ внедрялась система учета заявок от подразделений
предприятия (на базе BPI-компоненты — ПО, направленного на преобразование заявок в конкретные задания для персонала). Попытка не удалась, и уровень управления требованиями остался прежним.
CIT в 1999 г. находилась на уровне 15%. С вводом в практику приема заявок заказчиков по E-mail, автоматического формирования заданий в Prose Уровень зрелости, %
Рис. 1. 1 -УИ; 2- CIT оценивается на 40% .
(связанных с данными заявками), учета удовлетворенности и пожеланий заказчиков, уровень зрелости данной ОКП здесь
7.3. Планирование проектирования и разработки — планирование проекта
ОКП «Планирование проекта» осуществляется в рамках трехуровнего внутрифирменного планирования. Внутрифирменное планирование включает:
I. «Стратегическое и годовое тактическое планирование», определяющее задачи и финансовые результаты, которых организация хочет достичь в заданный плановый период;
II. «Объемно-календарное планирование» (или «Планирование проекта»), определяющее этапы исполнения проекта, календарный график начала и завершения этапов, результат этапов;
III. «Задание на выполнение работ», подразумевающее детализацию выполнения проекта до индивидуальных заданий исполнителям с определением нормативной трудоемкости, квалификационных требований и используемого инструментария,
Таблица 4 - Уровни оценки зрелости ОКП «Планирование проекта»
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Планирования нет, есть авральное реагирование на внешние события
0
1. В наличии первый уровень планирования (на базе бюджетирования)
20
2. Наряду с первым уровнем вводится третий уровень планирования, второй уровень планирования — формальный
40
3. Работают все уровни планирования, центральное место занимает второй уровень (оценка альтернативных решений)
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по элементам планирования (качество, время, ресурсы, взаимодействие, риски, реагирование, условия заказчика), что позволяет получать качественные планы второго уровня
80
5. СУЗ автоматически отслеживает критические моменты, помогая в перепланировании
100
Уровни оценки зрелости ОКП «Планирование проекта» показаны в табл. 4.
Первый уровень планирования реализуется с помощью финансового плана с детализацией по отдельным бюджетам организации. Второй уровень является одним из элементов ТЗ или договора с заказчиком. Как и ТЗ, «Планирование проекта» не является жестким требованием, а, скорее, прогнозом реализации проекта. Обязательство исполнения точно в срок связано не со вторым, а с третьим уровнями планирования — «Задание на выполнение работ». Данная ОКП ставит следующие цели:
1. Нормативы на разработку ПО (временные и стоимостные оценки) должны быть задокументированы для использования при планировании и отслеживании проектов.
2. Действия и обязательства по проектам должны планироваться и документироваться.
3. Задействованные группы и личности должны выполнять обязанности, связанные с проектом.
УИ в начале внедрения СММ находилось на первом уровне оценки зрелости данной ОКП (20%). В 1999 г. в УИ внедрялся третий уровень планирования (на базе той же BPI-компоненты). Попытка не удалась. В УИ уровень управления проектами остался прежним.
CIT в 1999 г. находилась на уровне 20%. С вводом в повседневную практику
Рис. 2 - уровень зрелости данной ОКП в «CIT» оценивается на 40%
Уровень зрелости, %
формирования заданий, а также учета выполненных в рамках данных заданий работ (ПО «Prose», далее Prose), уровень зрелости данной ОКП в «CIT» оценивается на 40% (рис. 2).
7.3.1. Управление деятельностью — контроль над ходом проекта
В рамках данной ОКП производится детальный учет по видам работ каждого конкретного исполнителя, тем самым накапливаются статистические данные для формирования метрик (количественных характеристик действующих процессов предприятия). Для накопления статистики и контроля над ходом проекта предпочтительно использовать коллективные системы ведения проекта на базе профессиональных СУБД. В процессе учета производится автоматическое накопление данных для их дальнейшего анализа и преобразования в нормативы.
Данная ОКП базируется на следующих принципах организации работ:
Вовлечение персонала. Диспетчеризация осуществляется индивидуально каждым работником.
Разбиение работ на стадии', организация работы — выполнение работы — продвижение работы . Внимание направлено на помощь в организации работ (когда исполнитель сам планирует сроки и приоритеты выполнения заданий), а также в продвижении работы (демонстрация уровня и качества работы). Действуем по принципу: Работа учтена — она есть.
Работа не учтена — ее нет.
При наличии третьего уровня планирования контроль над выполнением проекта необходимо производить в рамках спланированных заданий, обеспечивая реальный учет работ, диспетчирование проекта и контроль узких мест в реальном режиме времени.
Данная ОКП ставит следующие цели:
1. Результаты и характеристики выполняемого проекта должны постоянно сравниваться с плановыми.
2. Корректирующие действия должны выполняться тогда, когда действительные результаты значительно отклонились от плановых.
3. Изменение обязанностей должно согласовываться с задействованными группами и конкретными работниками.
Вначале УИ находилось на первом уровне оценки зрелости данной ОКП (20%). В 1999 г. в УИ была частично внедрена диспетчеризация работ персонала, но это не стало постоянной практикой, и УИ осталось на прежнем уровне. Наблюдается тенденция к снижению уровня ОКП до 15% (табл. 5).
CIT в 1999 г.
Уровень зрелости, %
Рис. 3. 1 - УИ; 2 - CIT
находилась на уровне 20%. С вводом в повседневную практику формирования заданий, а также учета с помощью Prose выполненных
Таблица 5 - Управление деятельностью — контроль над ходом проекта - Качественная характеристика уровня зрелости - тенденция к снижению уровня ОКП
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Контроля нет, есть кризисное управление внеурочными работами
0
1. Существует практика ежедневного обхода рабочих мест
20
2. Существует практика ведения электронного журнала выполненных работ по персональным заданиям
40
3. Существует практика регулярной оценки выполнения проекта для выявления отклонений от плана
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по трудовым процессам, что позволяет персонально оценивать свою деятельность и самостоятельно реагировать на отклонения
80
5. СУЗ автоматически осуществляет контроль исполнения, напоминая исполнителям об отклонениях в деятельности
100
в рамках задания работ (индивидуальное диспетчирование), уровень зрелости данной ОКП оценивается в 40% (рис. 3).
7.4. Закупки — управление работами с субподрядчиками
Данная ОКП (табл. 6) определяет процессы, связанные с оценкой, выбором и организацией работ с поставщиками (в том числе и поставщиками решений). Здесь подразумеваются следующие принципы работы.
Таблица 6 - Данная ОКП определяет процессы, связанные с оценкой, выбором и организацией работ с поставщиками - Качественная характеристика уровня зрелости
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Практики передачи работ субподрядчику нет
0
1 . Существует разовая практика работы с субподрядчиками на договорной основе, партнерских отношений нет
20
2. Имеется практика фиксирования выполненных работ субподрядчиком, дающая возможность оценивания
40
3. Существует систематическая практика оценки (выгодно «сделать самим или заказать субподрядчикам»), идет формирование партнерских отношений с поставщиками
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по качеству и срокам выполнения работ поставщиками; субподрядчики полностью интегрированы в процесс создания ПО
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.