рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методы комплексной оценки бизнеса

При рыночной оценке реальный собственный капитал

СК' = (А' + НА') — О' = (А' О') + НА'.

С помощью этого уравнения легко объяснить, почему фирмы с отрица­тельным балансовым собственным капиталом все еще воспринимаются рынком как что-то ценное (например, неплатежеспособные депозитные институты, кредитные организации, находящиеся на грани банкротства). Причина в том, что отрицательный балансовый собственный капитал бо­лее чем компенсируется ценностью нематериальных активов.

Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыноч­ная) или экономическая ценность не совпадают, то должен существовать скрытый или внебалансовый капитал.

Скрытый капитал имеет два источника:

    разницу между рыночной и балансовой оценками активов (А' А);

         неучет внебалансовых позиций (НА'), которые в соответствии с об­щепринятыми принципами и правилами бухгалтерского учета не подле­жат внесению в баланс.

Что касается риска, то бухгалтерская оценка исходит из того, что «один риск подходит всем». Однако каждая фирма при получении дохода факти­чески сталкивается с различными видами риска и имеет свой собственный уровень получения дохода.

Таким образом, бухгалтерская модель не позволяет реально оценить фир­му. Оценка же, проводимая на базе экономической концепции, дает реалис­тичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем. Это ценно для всех: собственников, управляющих, потребителей, поставщиков, банкиров, работников страховых и налоговых служб, инвесторов.

Оценка рыночной стоимости позволяет продавцу и покупателю заклю­чить сделку, ориентируясь на обоснованную стоимость товара, так как ры­ночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затра­ты и ожидания, сколько ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, об­щеэкономическое текущее развитие, реакцию рынка на объект сделки.

Знание величины рыночной стоимости дает возможность собственнику объекта усовершенствовать процесс производства, разработать комплекс мероприятий, направленных на увеличение рыночной стоимости бизнеса. Периодически проводимая оценка стоимости позволяет повысить эффектив­ность управления и, следовательно, избежать банкротства и разорения.

Оценка помогает принять правильное инвестиционное решение, сокра­тив традиционные издержки. Если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы существенными: пришлось бы сформировать инфор­мационную базу, приобрести компьютерные программы и т.п., которые использовались бы один-два раза и не окупились бы. У профессионально­го же оценщика вследствие многократного использования средств произ­водства, налаженных связей и контактов транзакционные издержки суще­ственно ниже. Кроме того, для проведения оценочных работ необходимы особые профессиональные знания и навыки. Поэтому оценку стоимости про­водят эксперты-оценщики, прошедшие специальную подготовку.

Заказывая оценку профессиональному оценщику, инвестор заключает с ним договор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Оценщик несет определенную ответственность за качество выполненных работ, а значит, риск неправильной оценки «ложится на плечи» эксперта, а не заказчика.

И наконец, оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны го­сударства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.




















1.2. Субъекты и объекты оценочной деятельности

Выяснив, что назначение оценки заключается в расчете рыночной или иной стоимости объекта оценки с целью эффективного управления и рас­поряжения им, нужно определить, кто же участвует в этом процессе и в отношении каких именно объектов он возможен. Оценка предполагает наличие оцениваемых объектов и субъектов оценки.

Субъектами оценочной деятельности выступают физические и юриди­ческие лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регули­рует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

         органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъек­тов Федерации, муниципальных образований;

         оценщиков — индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;

         профессиональные объединения оценщиков;

         заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициа­тиве которых на основании заключенного между ними и оценщиком в пись­менной форме договора проводится оценка того или иного объекта;

         потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащу­юся в отчете об оценке.

Вместе с тем действующим Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками оценки: тем, кто оценивает, и тем, кто заказывает оценку. Оценивать объекты могут физические лица — оцен­щики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае именно оценоч­ная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки1. В Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 4) субъектами оценочной деятельности «признаются, с одной стороны, юри­дические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), де­ятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оцен­щики), а с другой — потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики — это субъекты оценки «первого уровня», всех ос­тальных можно отнести к субъектам «второго уровня».

Органы власти участвуют в формировании порядка и определении тре­бований и условий для проведения оценки посредством разработки, приня­тия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными орга­нами власти, осуществляющими и контроль за деятельностью оценщиков.

Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных правовых актах органов власти предполагается целесооб­разным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков.

Что касается потребителей результатов оценки, то ими необязательно являются заказчики. Потребителем результатов оценки может быть лю­бой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выс­тупающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчи­ка оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не со­впадать. Так, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, то здесь потреби­телем услуг независимого оценщика будут налоговые органы, использую­щие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта, для контро­ля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налого­плательщик, и интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответ­ственность за точность полученных в процессе оценки результатов (сто­имости) полностью лежит на оценщике. Однако заказчик должен нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и за прямой доступ оцен­щика к объекту.

В целях защиты интересов потребителей услуг оценщиков Министер­ством имущественных отношений РФ (Минимуществом России)[1]принято Распоряжение «О Совете потребителей оценочных услуг» от 2 сентября 2002 г. № 3062-р. В соответствии с Распоряжением Минимуществом России ве­дется работа по созданию Совета потребителей оценочных услуг, в кото­рый будут входить представители крупнейших организаций, пользующихся данными услугами.

В случае, когда основанием для проведения оценки является договор об оценке, на отношения сторон в полной мере распространяются требо­вания гражданского законодательства, в частности Закона «Об оценоч­ной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.).

Согласно Закону в договоре об оценке заказчиком, равно как и оценщи­ком, могут выступать физические лица и юридические, причем заказчиком в отличие от оценщика может быть физическое лицо, не имеющее статуса ин­дивидуального предпринимателя. Отношения между этими двумя сторона­ми оформляются в договоре об оценке конкретного объекта, ряда объектов оценки либо долговременного обслуживания заказчика по его заявлениям.

Следует отметить, что термин «оценщик» употребляется в двух смыс­лах: во-первых, оценщик — оценочная фирма или индивидуальный пред­приниматель, осуществляющий оценочную деятельность; во-вторых, оцен­щик — физическое лицо, профессионально осуществляющее оценочную деятельность. Профессия оценщика появилась в Квалификационном спра­вочнике должностей руководителя, специалистов и других служащих, ут­вержденном Постановлением Министерства труда и социального разви­тия РФ[2] от 21 августа 1998 г. № 37.

Таким образом, осуществлять оценочную деятельность могут индиви­дуальные предприниматели, юридические лица, обладающие общей пра­воспособностью, и юридические лица, обладающие специальной право­способностью, при соответствии этой деятельности их уставным целям и

получении лицензии на выполнение оценочной деятельности с учетом со­блюдения его условий[3].

В нашей стране для осуществления оценочной деятельности необходи­мо было иметь лицензию Минимущества России. Количество действую­щих лицензий на I апреля 2003 г. составило 5219, из них в Москве— 775, в Московской области — 211, в Санкт-Петербурге — 207, в Ленинградской области — 31[4].

Рынок уелyi оценочных фирм и индивидуальных предпринимателей в России сейчас достаточно сбалансирован (рис. 1.1)[5].

3

 

2

 
 



7

 

4

 

1

 

5

 

6

 
 

 









                                                                                         


1 – Центральный федеральный округ

2 – Дальневосточный федеральный округ

3 – Сибирский федеральный округ

4 – Уральский федеральный округ

5 – Приволжский федеральный округ

6 – Южный федеральный округ

7 – Северо-Западный федеральный округ

 

 

Рис. 1.1. Рынок оценочных услуг (%)

Более 1/3 оценщиков выполняют свою деятельность в Центральном федеральном округе, каждый пятый участник рынка действует в Приволж­ском федеральном округе, примерно каждый десятый — в Южном, Сибир­ском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах, более 4% лицензированных оценщиков — в Дальневосточном федеральном округе.

К объектам оценочной деятельности в соответствии со ст. 5 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» относятся:

         отдельные материальные объекты (вещи);

         совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе иму­щество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе пред­приятия);

         право собственности и иные вещные права на имущество или отдель­ные вещи из состава имущества;

         права требования, обязательства (долги);

         работа, услуги, информация;

         иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодатель­ством России установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В зависимости от объекта оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько направлений специализации или видов оценочных работ, например: оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуаль­ной собственности; оценка недвижимости и земли; оценка предприятия (бизнеса).

Распределение оценочных услуг по четырем основным специализаци­ям [6]приведено на рис. 1.2 (%).

 




3

 

1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.