Механизмы денежно-кредитной политики Украины
Содержание
Введение
|
|
1.Механизмы
денежно-кредитной политики
|
|
2.Создание
и развитие денежной системы Украины
|
|
3.Экономическая
сущность и цели денежно-кредитной политики
|
|
4.Механизм
реализации денежно-кредитной политики государства
|
|
5.Денежно-кредитные
и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины
|
|
Заключение
|
|
Литература
|
|
Введение
При определении объективной необходимости
денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности
важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации.
Денежно-кредитная политика является составной экономической политики
государства, одновременно реализует как политические, так и экономические цели.
Экономическая сущность денежно-кредитной политики состоит в совокупности
экономических и административных мероприятий государства и Национального банка,
направленных на использование экономических инструментов денежно-кредитного
механизма для осуществлению влияния на субъекты денежно-кредитного рынка с
целью стабилизации национальной денежной единицы, регулирование предложения
денежной массы, ликвидности и кредитоспособность банковских институтов для
обеспечения необходимого экономического возрастания, занятости и сдерживания
инфляционных процессов.
Такое определение сути денежно-кредитной
политики дает возможность выделить иерархическую структуру ее задач и целей
соответственно тех политико-правовых и экономических условий, в которые она
осуществляет. Поэтому можно наметить стратегическую цель, которая реализует
конечный этап, и текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на
решение конкретных и текущих задач тактического характера. Определение
иерархической структуры в интересах денежно-кредитной политики необходимое при
конкретизации тактических задач для достижения общего результата. Тактические
целые денежно-кредитной политики за своей направленностью могут не совпадать с
общеэкономической целью, но они дают возможность достичь отдельных результатов
состояния экономики, или отдельных ее составных, которые являются определенной
степенью в экономической модели, которая реализует стратегическую цель.
Ныне в отечественной экономической литературе
денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой НБУ. Основной
целью такой политики есть стабилизация национальной денежной единицы и
денежного рынка за счет контроля и управление эмиссией денег и банковской
системой. Но реализовать эту задачу в условиях переходной экономики монетарная
политика может только в совокупности с фискальной политикой государства, причем
и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составлять единый механизм
достижения конкретной цели на соответствующем этапе. Хотя денежно-кредитная и
фискальная политика выступают как отдельные составные при достижении конечного
макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении
тактических целей и во взаимодействии в походке их реализации. Такое
взаимодействие определяет эффективность и действенность как каждой
отдельной составной, так и в целом экономической политики государства.
Итак, целью данной работы является
рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период.
1. Механизмы денежно-кредитной политики
В соответствии с мировым опытом в сфере
денежно-кредитного регулирования ни монетаризм, ни теория государственного
регулирования самые собою не воплощаются в экономическую политику стран.
Преимущество предоставляется рыночным механизмам сравнительно с
административными методами регулирования. Примером может быть либерализация
банковского законодательства в европейских странах в начале 90-х лет XX
столетие.
Выбор и объединение экономических
инструментов, которые применяются при определенных условиях, зависит от
стратегии центрального банка. Вообще центральные банки могут использовать:
— административные или рыночные инструменты;
— инструменты прямого или косвенного влияния;
— коротко-, средне- или долгосрочные
мероприятия.
Например, в сфере учетной политики центральный
банк может применять прямое регулирование на денежном рынке и вместе с тем —
косвенное влияние на рынок капиталов.
Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной
политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на
период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов
долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики
(например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.).
Мероприятиями краткосрочной политики могут быть операции с ценными бумагами,
операции "своп" в границах валютной политики и т.п..
Административными инструментами денежной
политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение минимума кредита
центрального банка, который предоставляется правительственным и банковским
учреждениям, прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи,
процентов для финансирования отдельных областей экономики и т.п..
Использование методов административного
регулирования объемов и структуры денежного обращения наибольшее
распространенно в странах с переходной экономикой.
Рыночными (или экономическими) инструментами
денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как:
— осуществление операций на открытом рынке;
— регулирование нормы банковских резервов;
— регулирование учетной ставки процента на
займы, которые предоставляются центральным банком.
Каждый из указанных механизмов имеет
собственный перечень средств, усовершенствование которых происходит не один
десяток лет.
2. Создание и развитие денежной системы
Украины
Становление Украины как независимого,
суверенного государства обусловило необходимость создания собственной денежной
системы, которое обеспечивало бы возможность украинским властным структурам
самостоятельно руководить денежным оборотом и денежным рынком в интересах
развития национальной экономики. Организационно-правовые основы создания
денежной системы Украины были заложены в Законе Украины «О банках и банковской
деятельности», принятому Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г. Этим законом
Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять
эмиссию денег на территории Украины и организовывать их оборот, обеспечивать стабильность
денег, проводить единую денежно-кредитную политику и т.п.. Это означало, что
никакие другие органы нашей страны, а тем более других стран, не имели права
вмешиваться в эту сферу. Затем оборот денег на нашей территории становился
подвластным исключительно органам украинского государства.
Первые практические шаги относительно
создания собственной денежной системы были сделаны после выхода Украины с
состава СССР, если 10 января 1992 г. были внедренные украинские
купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денежной
массе. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты —
предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства к
Российской Федерации, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено
за НБУ. Весь безналичный оборот продолжал обслуживаться исключительно
предшествующей, теперь уже русской, валютой — рублями.
Чтобы ослабить отрицательные следствия
параллельного оборота двух валют, Президент Украины указом «О реформе денежной
системы Украины» от 12 ноября 1992 г. ввел купоно-карбованець в сферу
безналичного оборота и изъял из него рублевые деньги. Новые деньги были названы
«украинский рубль», получили статус временных национальных денег и стали единой
на территории Украины средством платежа. Украинский рубль как временные деньги
взял на себя львиную частицу финансовых неурядиц переходного периода и выполнил
этим свою исторически-жертвенную миссию. На нем методом попыток и ошибок
строилась национальная денежная система Украины. Введением в общий оборот
украинского рубля завершился первый этап формирования национальной денежной
системы Украины.
На втором этапе Национальный банк Украины,
опираясь на нормы Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (1991
г.), отрабатывал отдельные элементы и организацию функционирования денежной
системы. К основным направлениям и наиболее ощутимых результатов развития
денежной системы на этом этапе можно отнести:
1. Развитие собственного эмиссионного
механизма, который включает:
— создание Банкнотно-монетного двора НБУ,
которое имеет полный цикл высококачественного производства бумажных денег и
монеты;
— разработка дизайна, установление номинала,
платежных признаков, обеспечение системы защиты дензнаков и монет;
— разработка правил выпуска в обращение,
сохранение, инкассации, изъятие из оборота денежной наличности, ведение
кассовых сделок и т.п.
2. Формирование механизма регулирование НБУ
предложения денег, задачей которого есть:
— отрабатывание механизма централизованного
регулирования банковскими резервами;
— внедрение механизма рефинансирование
коммерческих банков;
— развитие операций на открытом рынке.
3. Разработка методики и методологии
денежно-кредитной политики НБУ, накопление опыта практического применения
инструментов денежно-кредитной политики, размежевание сфер применения
фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики.
4. Развитие национальной платежной системы,
которая охватывает:
¾создание системы электронных платежей на
межбанковском уровне;
—разработка методических и инструктивных
документов относительно организации безналичных расчетов на межхозяйственном
уровне;
—разработка методических и организационных
основ создания электронной системы массовых платежей.
5. Формирование механизма валютного регулирования,
которое включает:
—развитие инфраструктуры валютного рынка и
формирование методических и организационных основ осуществление операций на
нем;
—порядок регулирования валютного курса;
—создание механизма формирование и
использование золотовалютных резервов;
—формирование отчетности относительно
платежного баланса страны, осуществление его анализа и прогнозирование.
6. Разработка и испытание на практике
специальных мероприятий из преодоления гиперинфляции и регулирование инфляции.
Перечисленные мероприятия дали возможность
сформировать на протяжении 1993—1996 гг. правовые и организационные основы
национальной денежной системы рыночного типа, которая способная была обеспечить
надлежащее управление денежным оборотом соответственно потребностям экономики страны.
Новой ситуации, которая сложилась в управлении
денежным оборотом, не отвечал статус временной валюты, что сохранялся за
украинским рублем. Временные деньги не могут надлежащим образом выполнять одну
из важнейших функций — функцию накопления. Это подрывает интересы экономических
субъектов к накоплению денег как источника инвестирование, сдерживает
экономическое возрастание, снижает эффективность антиинфляционной политики,
укрепление государственных финансов. В связи с этим особой остроты приобрело
вопрос внедрения в оборот постоянной денежной единицы — гривны. 25 августа 1996
г. Президент Украины подписал Указ «О денежной реформе в Украине», согласно
которому с 2 по 16 сентября 1996 г. из оборота был изъятый украинский рубль и
введенная постоянная денежная единица — гривна и ее сотая часть — копейка.
Этим закончился второй этап развития денежной
системы Украины и начался третий.
На третьем этапе происходит дальнейшее
усовершенствование механизмов и инструментов денежной системы, которые были
разработаны на предшествующем этапе. Важной вехой здесь стало принятие
Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона «О Национальном банке Украины».
Хотя в этом законе непосредственно о денежной системе язык не идет, тем не
менее те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое
отображение. Это, в частности, раздел IV «Денежно-кредитная политика», раздел V
«Управление наличным денежным обращением», раздел VIII «Деятельность
Национального банка относительно операций с валютными ценностями». В них четко
выписанные права и обязанности НБУ относительно обеспечения стабильности
национальных денег, регулирование денежного оборота, определенные методы и
инструменты денежно-кредитной политики и прочие виды деятельности НБУ, которые
формируют денежную систему страны [2 c.179].
3. Экономическая сущность и цели
денежно-кредитной политики
Каждая страна, в зависимости от формы
политической власти, определяет основные направления своего
социально-экономического развития. Товарная форма хозяйствования базируется на
рыночном механизме взаимосвязи между субъектами хозяйственной деятельности.
Данная взаимосвязь основывается, с одной стороны, на действии объективных
экономических законов товарного производства, с другой стороны, на стремлении
реализации своих субъективных потребностей и интересов каждым индивидуумом.
Объединение объективного и субъективного в конкретной форме хозяйствования
порождает одно из главных противоречий рыночной экономики. Функционируя на
действии объективных экономических законов, рыночная экономика старается
развиваться, используя механизм саморегулирования. Такая точка зрения была в
основе экономических концепций саморегулирования и экономического равновесия
рынка. Так, Ж-Б. Сей в своей работе «Трактат политической экономии» (1803 г.), рассматривая
процесс функционирования рыночного отношения, писал, что каждый
товаропроизводитель изготовив продукт старается его реализовать, а получив
деньги старается их избавиться. купивши необходимые нему товары. Ж-Б Сей
установил, что в сфере реализации существует тождественность, которая
автоматически устанавливает экономическую равновесомую в рыночном хозяйстве.
Слабое развитие продуктивных сил и товарного производства не порождал
характерных для рыночной производства противоречий, связанных с кризисами
перепроизводства, периодического нарушения экономического равновесия и
структурной диспропорции в рыночном хозяйстве. В такой схеме реализовывались
интересы каждого товаропроизводителя, который вырабатывал столько продукции,
сколько мог реализовать на рынке с прибылью для себя. Своей очередью
объективные экономические законы рынка, механизм рыночного ценообразования
определяли необходимое количество продукции для потребления. Реализация такой
взаимосвязи порождала теоретические концепции о совершенстве рыночного
механизма саморегуляции.
Классическая политическая экономия в роботах
А. Смита и Д. Рикардо, основываясь на трудовой теории стоимости, старалась
определить механизм рыночного саморегулирования как пропорциональность между
количеством денег, которые находятся в оборота и общей суммой цен товарной
массы. Если данная пропорция поднимается, вступают в действие законы
количественной" теории и стоимость денег, как определял Д. Рикардо,
изменяется исключительно от их количества.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|