рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Международная торговля

Международная торговля

I. Голая теория.


В этой главе даётся краткое теоретическое обоснование международной торговли: какие причины вызывают к жизни такое явление как торговля стран между собой; какие выгоды и потери несёт с собой взаимная торговля и почему; какие меры предпринимают правительства торгующих государств, чтобы по возможности увеличить первые и уменьшить вторые, и что из всего этого получается.  

 

I.1. От Адама до Портера.

Первые серьёзные исследования по проблемам международной торговли мы находим у меркантилистов. Их позиция сводилась к всемерному накапливанию  внутри страны капитала в форме золота и сокровищ, и в соответствии с этим они выступали за ограничение импорта и поощрение экспорта путём чрезмерно жёсткой протекционистской политики государства. Эта теория была очень модной в XVI – XVIII веках среди наиболее развитых стран мира, впрочем, как мы увидим далее, для многих она остаётся привлекательной и сегодня.

Не обошёл вниманием нашу тему и легендарный Адам Смит. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 г. он сформулировал теорию абсолютного преимущества. Наглядную иллюстрацию этой теории даёт таблица I.1.1[1].

Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 тонн зерна или 25 тонн сахара или любую комбинацию их на линии производственных возможностей, а Бразилия при аналогичных затратах – 40 тонн зерна и 100 тонн сахара (рисунок I.1.1[2]). Таким образом, Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару. Это преимущество может объясняться многими факторами, не последний из которых – климатические условия. Итак, Аргентина находится в точке А, производя 20 тонн зерна и 15 тонн сахара, а Бразилия в точке В, производя 12 тонн зерна и 70 тонн сахара. До начала торговли потребители этих стран могли потреблять только то количество продуктов, которое было произведено внутри страны. После того, как каждое государство специализировалось на производстве того товара, где оно имеет абсолютное преимущество – Аргентина на производстве зерна, Бразилия на производстве сахара – и стало экспортировать этот товар (-20 тонн), а товар, в производстве которого оно «отстаёт» от соседа – импортировать (+20 тонн) – мы исходим из того, что мировая цена на эти продукты установилась 1т.зерна = 1т.сахара – в этом случае, как видно из таблицы, выигрывают и потребители Аргентины и

 

                                                                                   Рисунок I.1.1


                                                                                                     Таблица I.1.1

               

До специализации

Страна

Производ­ство

Экспорт (-)/ Импорт (+)

Потребле­ние

Прирост потребления

Аргентина

Зерно

сахар

 

20

15

 

0

0

 

20

15

Бразилия

Зерно

сахар

 

12

70

 

0

0

 

12

70

После специализации

Аргентина

Зерно

сахар

 

50

0

 

-20

+20

 

30

20

 

+10

+5

Бразилия

 Зерно

сахар

 

0

100

 

+20

-20

 

20

80

 

+8

+10


потребители Бразилии, да и вообще в мире стало больше продуктов и меньше голодающих.

          Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

          Даже тогда, когда страна ни в чём не обладает абсолютным преимуществом, торговать оказывается выгоднее, чем наоборот. Пусть Аргентина производит столько же продуктов, а Бразилия может произвести не 40 тонн зерна, как в предыдущем примере, а 67 тонн и таким образом получает абсолютное преимущество как по зерну, так и по сахару (рисунок I.1.2[3]). Казалось бы: зачем Бразилии торговать? Однако если рассмотреть относительные цены, то картина предстаёт в другом свете. Действительно, в Аргентине цена зерна составляет 0,5 тонны сахара за тонну (50т./25т), в Бразилии же оно дороже – 0,67 тонны сахара (67т./100т.), следовательно, аргентинцы, продавая зерно бразильцам, извлекут прибыль в 0,17 тонны сахара. Точно также бразильцы получат барыш, продавая аргентинцам сахар. Выигрыш покупателей от взаимной торговли представлен в таблице I.1.2[4].

                   Рисунок I.1.2


          Может возникнуть вопрос: если специализация так выгодна, как кажется, то почему Япония не производит только телевизоры, Канада – только зерно, а Голландия – только тюльпаны? 

Всё дело в возрастающих издержках замещения. Большинство японцев аккуратны, дисциплинированны и вполне могут собирать качественные телевизоры, но некоторые из них романтичны и мечтательны и им, возможно, нравится выращивать тюльпаны и совсем не нравится сидеть за конвейером. Но чем больше Япония будет специализироваться на сборке телевизоров, тем больше японцев необходимо будет привлечь для этого и тем большую зарплату придётся пообещать каждому следующему романтичному японцу, от-

 

 

 

Таблица I.1.2

 

До специализации

Страна

Производ­ство

Экспорт (-)/ Импорт (+)

Потребле­ние

Прирост потребления

Аргентина

Зерно

сахар

 

20

15

 

0

0

 

20

15

Бразилия

Зерно

сахар

 

16

76

 

0

0

 

16

76

После специализации

Аргентина

Зерно

сахар

 

50

0

 

-20

+20

 

30

20

 

+10

+5

Бразилия

 Зерно

сахар

 

0

100

 

+20

-20

 

20

80

 

+4

+4


рывая его от тюльпанов, а некоторых так и вообще придётся доставлять на завод силой. Точно так же возрастают издержки с привлечением других неспециализированных факторов производства, и, следовательно, положительный эффект от специализации поглотится отрицательным эффектом возрастающих издержек замещения. «Таким образом, теория сравнительных преимуществ при предположении о возрастающих издержках замещения приводит к … выводу, что максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.»[5]

          Мы рассмотрели вопрос, почему странам, обладающим сравнительными преимуществами при производстве того или иного товара выгоднее частично специализироваться на его производстве и экспортировать его в другие страны. Но остался в стороне вопрос, отчего возникают подобные преимущества? Этим вопросом задались 20-е годы XX века два шведских экономиста Э. Хекшер и Б. Олин и в конце концов сформулировали свою собственную теорию на этот счёт, которую благодарные потомки назвали теорией Хекшера-Олина.

          В основе её лежат два основополагающих момента: 1) в производстве различных товаров участие различных факторов неодинаково: для выращивания пшеницы земля требуется в гораздо большей степени, чем трудолюбивые японцы, а для сборки телевизоров – наоборот; 2) различные страны обладают различными факторами производства в неодинаковой степени. Теория гласит, что если страна обладает каким-то фактором в избытке (не только абсолютно, но и относительно, т.е. цена на этот фактор по отношению к другим факторам ниже, чем в остальных странах), то эта страна будет экспортировать те товары, в производстве которого доля участия этого фактора преобладает. Если в стране много японцев, способных к длительной кропотливой работе, и если в мире существует продукт, который требует для его производства большого количества именно такого труда, то нет ничего удивительного в том, что в скором времени на большинстве телевизоров будет красоваться надпись “Made in Japan”. Таким образом, согласно Хекшеру и Олину торговля идёт не товарами, а факторами производства, т.е. опосредованно страна импортирует те факторы, которых у неё не хватает и экспортирует те, которые она имеет в избытке, в результате чего в мире происходит более равномерное перераспределение ресурсов.

          Дополнил и расширил теорию Хекшера-Олина, придав ей современный блеск и новое звучание, американский экономист М. Портер. В 1991 году он издал сочинение под названием «Конкурентные преимущества стран» (в русском переводе «Международная конкуренция»), в котором сформулировал свою теорию конкурентных преимуществ.

          Он исходит из того, что « … в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной  борьбы.»[6]. Приобретение или утрата фирмой конкурентных преимуществ зависит от двух основных факторов: от конкурентной стратегии и от соотношения так называемых детерминантов конкурентных преимуществ.

Что касается конкурентной стратегии, то правильный её выбор по Портеру должен обеспечить фирме преимущество перед другими фирмами отрасли в конкурентной борьбе внутри страны. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны, которые в свою очередь определяются:

-         обеспеченностью факторами производства;

-         параметрами внутреннего спроса на продукцию данной отрасли;

-         наличием в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков;

-         национальными особенностями стратегии, структуры и соперничества фирм.

Эти детерминанты образуют так называемый национальный «ромб».


I.2. Так уж выходит, так уж бывает – кто-то находит, кто-то теряет…

            Если вы ознакомились с первой частью настоящей главы, то у вас могло создаться впечатление, что международная торговля есть хорошо и что от неё выигрывают все. Это не совсем так.

          Рассмотрим пример[7].

          Когда-то давным-давно, когда ещё не было мощных морозильников, мясом торговали исключительно в солёном, копчёном, варёном, одним словом, обработанном виде, что существенно снижало эффективность этой торговли мясом.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.