|
|
потребители Бразилии, да и вообще в мире стало больше продуктов и меньше голодающих. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. Даже тогда, когда страна ни в чём не обладает абсолютным преимуществом, торговать оказывается выгоднее, чем наоборот. Пусть Аргентина производит столько же продуктов, а Бразилия может произвести не 40 тонн зерна, как в предыдущем примере, а 67 тонн и таким образом получает абсолютное преимущество как по зерну, так и по сахару (рисунок I.1.2[3]). Казалось бы: зачем Бразилии торговать? Однако если рассмотреть относительные цены, то картина предстаёт в другом свете. Действительно, в Аргентине цена зерна составляет 0,5 тонны сахара за тонну (50т./25т), в Бразилии же оно дороже – 0,67 тонны сахара (67т./100т.), следовательно, аргентинцы, продавая зерно бразильцам, извлекут прибыль в 0,17 тонны сахара. Точно также бразильцы получат барыш, продавая аргентинцам сахар. Выигрыш покупателей от взаимной торговли представлен в таблице I.1.2[4]. Рисунок I.1.2 Может возникнуть вопрос: если специализация так выгодна, как кажется, то почему Япония не производит только телевизоры, Канада – только зерно, а Голландия – только тюльпаны? Всё дело в возрастающих издержках замещения. Большинство японцев аккуратны, дисциплинированны и вполне могут собирать качественные телевизоры, но некоторые из них романтичны и мечтательны и им, возможно, нравится выращивать тюльпаны и совсем не нравится сидеть за конвейером. Но чем больше Япония будет специализироваться на сборке телевизоров, тем больше японцев необходимо будет привлечь для этого и тем большую зарплату придётся пообещать каждому следующему романтичному японцу, от-
Таблица I.1.2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
До специализации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна |
Производство |
Экспорт (-)/ Импорт (+) |
Потребление |
Прирост потребления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аргентина Зерно сахар |
20 15 |
0 0 |
20 15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бразилия Зерно сахар |
16 76 |
0 0 |
16 76 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После специализации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аргентина Зерно сахар |
50 0 |
-20 +20 |
30 20 |
+10 +5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бразилия Зерно сахар |
0 100 |
+20 -20 |
20 80 |
+4 +4 |
рывая его от тюльпанов, а некоторых так и вообще придётся доставлять на завод силой. Точно так же возрастают издержки с привлечением других неспециализированных факторов производства, и, следовательно, положительный эффект от специализации поглотится отрицательным эффектом возрастающих издержек замещения. «Таким образом, теория сравнительных преимуществ при предположении о возрастающих издержках замещения приводит к … выводу, что максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.»[5]
Мы рассмотрели вопрос, почему странам, обладающим сравнительными преимуществами при производстве того или иного товара выгоднее частично специализироваться на его производстве и экспортировать его в другие страны. Но остался в стороне вопрос, отчего возникают подобные преимущества? Этим вопросом задались 20-е годы XX века два шведских экономиста Э. Хекшер и Б. Олин и в конце концов сформулировали свою собственную теорию на этот счёт, которую благодарные потомки назвали теорией Хекшера-Олина.
В основе её лежат два основополагающих момента: 1) в производстве различных товаров участие различных факторов неодинаково: для выращивания пшеницы земля требуется в гораздо большей степени, чем трудолюбивые японцы, а для сборки телевизоров – наоборот; 2) различные страны обладают различными факторами производства в неодинаковой степени. Теория гласит, что если страна обладает каким-то фактором в избытке (не только абсолютно, но и относительно, т.е. цена на этот фактор по отношению к другим факторам ниже, чем в остальных странах), то эта страна будет экспортировать те товары, в производстве которого доля участия этого фактора преобладает. Если в стране много японцев, способных к длительной кропотливой работе, и если в мире существует продукт, который требует для его производства большого количества именно такого труда, то нет ничего удивительного в том, что в скором времени на большинстве телевизоров будет красоваться надпись “Made in Japan”. Таким образом, согласно Хекшеру и Олину торговля идёт не товарами, а факторами производства, т.е. опосредованно страна импортирует те факторы, которых у неё не хватает и экспортирует те, которые она имеет в избытке, в результате чего в мире происходит более равномерное перераспределение ресурсов.
Дополнил и расширил теорию Хекшера-Олина, придав ей современный блеск и новое звучание, американский экономист М. Портер. В 1991 году он издал сочинение под названием «Конкурентные преимущества стран» (в русском переводе «Международная конкуренция»), в котором сформулировал свою теорию конкурентных преимуществ.
Он исходит из того, что « … в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы.»[6]. Приобретение или утрата фирмой конкурентных преимуществ зависит от двух основных факторов: от конкурентной стратегии и от соотношения так называемых детерминантов конкурентных преимуществ.
Что касается конкурентной стратегии, то правильный её выбор по Портеру должен обеспечить фирме преимущество перед другими фирмами отрасли в конкурентной борьбе внутри страны. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны, которые в свою очередь определяются:
- обеспеченностью факторами производства;
- параметрами внутреннего спроса на продукцию данной отрасли;
- наличием в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков;
- национальными особенностями стратегии, структуры и соперничества фирм.
Эти детерминанты образуют так называемый национальный «ромб».
Если вы ознакомились с первой частью настоящей главы, то у вас могло создаться впечатление, что международная торговля есть хорошо и что от неё выигрывают все. Это не совсем так.
Рассмотрим пример[7].
Когда-то давным-давно, когда ещё не было мощных морозильников, мясом торговали исключительно в солёном, копчёном, варёном, одним словом, обработанном виде, что существенно снижало эффективность этой торговли мясом.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.