2. Механизм
финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ (Buffer Stock Financing Facility, BSFF);
создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в
образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными
соглашениями, если это ухудшает их Платежные балансы. Лимит - 35% квоты.
Данный механизм не использовался с 1984 года.
3. Механизм
финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); был учрежден в апреле 1993 г. как временный
специальный механизм. Назначение МФСП состояло в оказании финансовой поддержки
странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к
рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь
предоставлялась тем странам, которые сталкивались с резким ухудшением
состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в
значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней
торговле, основанной на принципах рынка. Практически этот механизм был
образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные
трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время
выполнять обычные жесткие требования МВФ.
Основанием для использования МФСП могло быть, во-первых, резкое падение
поступлений от экспорта вследствие перехода к основанной на рыночных ценах
торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта
из-за переориентации на мировые цены, в особенности на энергоносители, и,
в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов обусловливалось
выполнением страной-заемщицей набора более "мягких"
макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение
стандартных полномасштабных резервных кредитов.
Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их
квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода.
Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую
сумму почти>в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.). В конце декабря 1995 г.
функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось.
4. Механизм
финансирования дополнительных резервов,
МФДР (Supplemental Reserve Facility, SRF);
учрежден в декабре 1997 г. Образование этого механизма явилось
непосредственной реакцией на финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и ряде
других стран. В рамках МФДР предоставляются средства государствам-членам,
которые испытывают "исключительные трудности" в области платежного
баланса и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании
вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит
выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на международные
резервы страны. ''Предполагается, что МФДР должен применяться в тех случаях,
когда отток капиталов из страны происходит в таких масштабах, что может создать
потенциальную угрозу для всей международной валютной системы. Финансирование в
рамках данного механизма производится путем выделения дополнительных сумм к тем
средствам, которые предоставляются странам-членам в рамках договоренностей о
кредитах "стэнд-бай" или о расширенном кредитовании.
Предоставление кредитных средств через посредство МФДР, в отличие от
кредитов по линии других механизмов, не ограничено какими-либо лимитами и
может производиться в любых размерах. Однако в то же время получение этих
средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных
пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по
кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться ^в течение
более короткого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до
полутора лет; правда, Исполнительный совет может продлить этот срок еще вплоть
до одного года.
5. Чрезвычайные
кредитные линии, ЧКЛ (Contingent Credit Lines, CCL). По предложению президента США У. Клинтона,
с которым он выступил на открытии ежегодной сессии Советов управляющих МВФ и
МБРР 6 октября 1998 г., "семерка" 30 октября 1998 г. официально предложила
Фонду образовать еще один широкомасштабный кредитный механизм. Он был учрежден
в апреле 1999 г., первоначально на срок в два года. В рамках этого механизма
МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам -
членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса,
"бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного
воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т. е.
факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны
стран-заемщиц. Спецификой нового механизма является его упреждающий характер:
валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как наступит
кризис, - при появлении первых его признаков. Условие получения кредита -
проведение страной-заемщицей эффективной антикризисной экономической политики
и соблюдение ею "международно-признанных стандартов". Механизм ЧКЛ
введен в качестве продолжения и развития созданного ранее механизма
финансирования дополнительных резервов, с которым он имеет одинаковые
финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита
(предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300% до 500% квоты
страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ;
погашение кредита в течение 1 -1,5 года.
Другие специальные подходы и процедуры. Под влиянием валютных кризисов в Мексике и
Аргентине в 1994 - 1995 гг. и в связи с нарастанием глобальных кризисных
потрясений финансовых и валютных рынков МВФ, наряду с образованием механизма
финансирования дополнительных резервов и вводом в действие чрезвычайных
кредитных линий, о которых уже говорилось, осуществил в 1995 - 1997 гг. ряд
других нововведений. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки
стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях
потребностям. В их числе:
механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM); был образован в сентябре 1995 г.,
представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление
Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной
кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует
незамедлительной помощи со стороны МВФ. Предполагалось, что подобные экстренные
процедуры будут применяться редко, однако их пришлось неоднократно
использовать в 1997 - 1998 гг. при предоставлении широкомасштабных кредитов
ряду оказавшихся в состоянии финансового и валютного кризиса стран
Юго-Восточной Азии, а также России;
поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilisation Funds); согласно принципам, сформулированным в
сентябре 1995 г., такая поддержка со стороны МВФ может осуществляться в
рамках договоренностей с государствами членами о кредитах "стэнд-бай"
или расширенном кредитовании с целью повышения доверия к их мерам по
стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной
стабилизации. Считается, что она более всего применима для упрочения системы
привязки валютного курса с относительно узким диапазоном колебаний или системы
заранее объявленной "скользящей привязки". Использование этого
механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики,
обеспечивающей низкие темпы инфляции, которые были бы совместимы • с
намеченными ориентирами изменения валютного курса. До сего времени у МВФ не
было повода для оказания финансовой поддержки фонду валютной стабилизации
какой-либо страны;
экстренная помощь (Emergency Assistance); призвана содействовать государствам-членам
в преодолении нарушений равновесия платежных балансов, возникающих в
результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий. Кредиты такого
рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты и не
предполагают процедуры проверки с помощью использования критериев реализации.
Однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в
рамках его обычных механизмов;
помощь пережившим конфликт странам; в сентябре 1995 г. Исполнительный совет распространил положения,
относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся
результатом пережитых странами военно-политических конфликтов. В 1997 - 1998
гг. на этом основании была оказана финансовая помощь Албании, Руанде и Таджикистану.
Образование дополнительных специальных фондов в рамках
МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений
процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного
регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника
при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов
к странам, испытывающим потребность в кредитах.
Одновременно, оказывая силовое воздействие на
экономическую политику стран-заемщиц. он выступает
в качестве гаранта возвращения этих средств.
С момента организации МВФ как кредитор играл скромную
роль. С конца 70-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание
платежных балансов развивающихся стран, а с начала 80-х гг. – на урегулирование
их внешней задолженности.
Таблица. Распределение задолженностей перед
МВФ.
|