Сейчас наблюдается беспрецедентный
размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций),
в которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами,
распространителями современных технологий и стимуляторами международной
трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень
конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также МН движение
капитала и передачи технологий. ТНК играют ведущую роль в интернационализации
производства, получающем все более широкое распространение в процессе
расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных
стран.
Основным фактором
эффективной деятельности ТНК выступает МН производств товаров и услуг, которое
представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их
зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х
гг. МН производство товаров и услуг достигло 7% мирового ВВП.
Почти все
крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» - трем
экономич. центрам нашей планеты: США, ЕС и Япония. В последние годы активно
развивают свою деятельность на мир. рынке ТНК новых индустриал. стран.
Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60% МН компаний заняты в сфере
пр-ва (они специализ-ся на электронике, автом.-строении, хим. и
фармацевтической пром-ти), 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей пром-ти и
с/х.
Вопрос 28. Научные
ресурсы мира.
научные ресурсы
определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
На научно-технич.
потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют 2 группы факторов:
-
количественные – наличие в стране подготовленных
науч. исследователей, а также матер.-технич. обеспечение НИОКР, прежде всего
объем выделяемых на науку и науч. обслуживание финансовых рес-сов.
-
качественные – система орагнанизации НИОКР,
приоритеты науч. разработок, уровень развития такой отрасли, как научное
обслуживание.
Основные науч.
ресурсы сосредоточены в небольшом числе развитых стран и в России. Почти
половина общемировых расходов на НИОКР приходится на долю США. России в связи с
длительной нехваткой фин. ресурсов пришлось отказаться от проведения науч.
исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике прорывов на отдельных
направлениях.
Международ.
технологический обмен осуществляется как на коммерческой (продажа лицензий,
патентов), так и на некоммерческой (публикации, конференции, «утечка умов»)
основе. Крупнейшими экспортерами технологий являются США, Япония, германия.
Вопрос 29. Глобализация
финансовых ресурсов мира.
Фин. ресурсы –
наиболее глобализированный экон. ресурс мира. об этом говорят громадные обороты
на некоторых сегментах мир. финансового рныка, прежде всего на валютном рынке и
рынке деривативов, а также все мозрастающее присутствие нерезидентов на рынках
кредитов и акций. Высокий уровень глобализации фин. рес-сов объясняется тем,
что это наиболее мобильный вид экон. ресурсов (точнее, наиболее мобильная часть
такого экон. рес-са, как капитал).
+ последствия
глоб-и фин. рес-сов:
Смягчение нехватки
фин. ресурсов в мире, в результате чего в современных условиях, особенно в
развитых и нек. развив-ся странах, капитал (прежде всего в ден. форме) уже не
является дефицитным ресурсом. Глобализация также усиливает конкуренцию на нац.
фин. рынках и тем самым снижает стоимость фин.-кредит. посредничества.
- последствия:
Усиление
нестабильности нац. фин. рынков, которая происходит из-за 1) фин. кризисы в
разл. регионах (особенно при наличии крупных фин. центров) сильнее сказываются
на других странах и регионах;
2) вследсвие
либерализации нац. фин. рынков, что делает их более доступными для «горячих
денег».
Другое отриц.
последсвие – все большая зависимость мир. экономики от функционирования
финансового, а не реального капитала. Это процесс, давно начавшийся в развитых
странах, все больше распространяется на всю мир. экономику. Суть его в том, что
во взаимосвязи денеж. и реального капитала первый становится вс менее зависимым
от второго и даже начинает преобладать над ним. В результате состояние нац.
экономик все больше зависит от состояния их финансов.
Однако в условиях
глобализации состояние национальных финансов все больше зависит от поведения
нерезидентов, которые все активнее присутствуют на национальных финансовых
рынках, а также от состояния рынков финансов в других странах и регионах мира,
особенно от положения дел в МН фин. центрах. Так, начавшийся в 1997 г.
неуверенный рост российского ВВП был остановлен в 1998 г. фин. кризисом, во
многом (но не только) спровоцированным поведением нерезидентов на фин. рынке
России, которые были напуганы фин. кризисом на нарождающихся рынках Азии.
Глобализация фин.
ресурсом мира приводит к тому, что сила воздействия национальных правтительств
на нац. финансы ослабевает. Одновременно во всех странах усиливается
воздействие на нац. фин. рынки ТНК, а также МН институциональных инвесторов и
МН спекулянтов. На финансы стран – участниц МН интеграционных объединений
усиливается возд-е принятых общих решений или вообще их общей фин. политики
(ЕС). В развив-ся странах и гос-вах с переходной эк-кой растет воздействие на
их рынки кап-ла МН экон. органи-ий (прежде всего МВФ и Всем. банка). Более
того, фин. кризис 1997-1999 гг. укрепляет некоторых экономистов во мнении, что
мир. фин. система должна активнее регулироваться МВФ или даже нойо МН фин.
орг-ей с намного большими правами и ресурсами, чем МВФ.
Вопрос 30.МЕРКОСУР
К крупнейшим и
наиболее динамичным торгово-политическим союзам Лат. Амер. следует отнести
Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая
(МЕРКОСУР) с населением 200 млн. чел. и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем
сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40%
прямых иностр. инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема
внешней торговли стран Лат. Амер.
Договором о
создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в
перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговли между 4-мя
странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран,
свободное движение капитала и раб. силы, координация политики в области
промышленности, с/х, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-фин.
сфере.
Для руководства
процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет
общего рынка в составе мин.иностранных дел; исполнительный огран – Группа
общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10
технологич. комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции кот. входят
вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы,
валютно-фин. и макроэкон. политика, наземный и морской транспорт, промыш.
технологии, с/х и энергетика. Предпринимаются меры по созданию спец. трибунала
для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.
Итоги
функционирования МЕРКОСУР свидетельсвуют об определнных успехах интеграционной
группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем
внутриблокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в 4 раза, в то время
как суммарный экспорт государств-участников в третьи страны за этот период
возрос немногим более, чем на 30%. При этом доля внутриблокового экспорта в
общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.
Расширение взаимных внеш.-эконом. связей в рамках МЕРКОСУР распространяется на
ии. инвестиции из третьих стран.
Интеграционные
процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между
странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене
тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку – 1
янв. 1995г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые
внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран.
Перспективы
МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. на пути
дальнейшего развития странам-участницам предстоит преодолеть существенные
противоречия, значительную разницу в экон. потенциалах, найти оптимал.
сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью гос-ва в условиях специфики
латин-амер. региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов
и под сильным влиянием корпораций США.
Вопрос 31. Место и
роль МН валютно-фин. и банковских организаций в системе МЭО.
Функции:
1)
Их деятельность позволяет внести необходимое
регулирующее начало и опред. стабильность в функционирование вал-расчетных
отношений.
2)
Они признаны служить форумом для налаживания
вал.-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно
усиливается.
3)
Возрастает значение МН вал.-фин. и кредитных организаций
в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и
выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.
К ведущим
многосторонним вал.-фин. и кредитным организациям относятся МВФ, группа
Всемирного банка, включ. МБРР, МН ассоциацию развития (МАР), МН фин. корпорацию
(МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), МН центр
по урегулированию инвест. споров (МЦУИС), а также Банк МН расчетов (БМР),
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Прочитать про
разные организ-ии.
Вопрос 32.
Золотовалютные резервы
Физические лица,
компании, организации и государство часть своих фин. ресурсов обращает в
резервы, т.е. активы, сберегаемые для возможных будущих расходов. при анализе
мир. эк. внимание удаляют прежде всего резервам, которые состоят
преимущественно из ин. валюты и золота, и особенно тем из них, что принадлежат
гос-ву. Их называют офиц. золотовалютными резервами; они хранятся в центр.
банке, других фи. органах страны и в МВФ (как взнос страны).
Офиц.
золотовалютные резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности
страны по ее МН фин. обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных
отношений. Другая важная задача ЗВР – воздействие на макроэкономическую
ситуацию в своей стране, для чего на внутр. валютном рынке гос-во продает и
покупает ин. валюту. Такие сделки называются вал. интервенциями и предназначены
для изменения рыночного спроса и предложения на нац. и ин. валюту и
поддержания/изменения на этой основе их обменного курса.
Существует
общепринятый минимум офиц. ЗВР – трехмесячный объем импорта товаров и услуг. В
России ЗВР в последние годы колеблются в диап. 12-24 млрд. долл., т.е. =
2-3месячной величине российского импорта товаров и услуг.
Величина всех ЗВР
мира составляет 1,7 трлн долл. Примерно половина их сосредоточена в развитых
странах, прежде всего в США (свыше 70 млрд), Японии (свыше 225 млрд), Германии
(80 млрд.). Из развив. стран наиболее крупные зВР имеются у Бразилии (50 млрд),
Мексики (25 млрд). Одним из крупнейших ЗВР в мире располагает Китай (его 140
млрд. + 80 млрд. Гонконга).
Около 30 тыс.
чистого золота составляет такая часть ЗВр как монетарное золото, т.е. золото в
гос. хранилищах. Этот офиц. золотой запас медленно сокращается в послед.
десятилетия, т.к. золото почти вытеснено из МН вал.-расчетных отношений, хотя и
остается высоколиквидным товаром, кот. можно быстро обратить в любую валюту.
Если в начале векаЗВР мира состояли преимущественно из золота, то сейчас на
него приходится незначит. часть офиц. ЗВР. Наибольший золотой запас имеют США,
однако он уменьшился с 15 тыс. т. в 1961 до 8 тыс. т в последние годы. Золотой
запас в 2,5-2,5 тыс. т имеют Германия, Фр, Швейцария. В Японии и Китае – неск.
сотен тонн.
В россии – ок. 300
тонн.
Еще меньшая часть
ЗВР состоит из особой МН валюты – специальных прав заимствования и так
называемой резервной позиции в МВФ. СДР (от special drawing rights) были эмитированы МВФ для стран – участниц фонда в кач-ве спец. МН
валюты для расчетов между гос-вами. Однако СДР не смогли потеснить доллар и
другие ключевые валюты в МН вал.-расчетных отношениях и в офиц. резервах,
поэтому их было выпущено в 70-80 гг. немного – 21,4 млрд., т.е. на сумму,
примерно равную 30 млрд. долл., а затем их выпуск вообще прекратился. Более узкие
цели преследует резервная позиция в МВФ, т.е. право на получение от него
кредита по первому требованию в счет доли страны в резервах Фонда. Общая
величина этой рез. позиции близка к 70 млрд. долл.
Таким образом,
офиц. ЗВР мира на ¾ состоят из ин. валют. Часть этой валюты хранится без
движения, часто вложена в высоколиквидные ин. государственные центральные
бумаги или на депозиты в и. банках, что приносит доп. доход владельцам и
распорядителям офиц. ЗВР (обычно это центр. банки и/или мин-ва финансов). В России
основ. часть офиц. ЗВР находится в распоряжении Центрального банка России,
меньшая – распоряжении Мин-ва финансов РФ (преимущественно это монетарное
золото).
В случае нехватки
фин. рес-сов в стране, в том числе из-за отриц. сальдо платежного баланса (т.е.
когда страна переводит за рубеж больше средств, чем зарабатывает там), гос-во
предпочитает не расходовать свои ЗВР, а заимствовать за рубежом ссудный
капитал. Подобные заимствования сост-ют значит. часть МН движения капитала. Они
осущ-ся на коммерческих или льготных условиях. В последнем случае говорят о
фин. помощи (внешней помощи). К ней прибегают преимущественно развив. страны и
гос-ва с переходной эк-кой, хотя фин. кризис конца 90-х гг. вынудил прибегнуть
к такой помощи и новую развитую страну – Южную Корею.
Вопрос 34.
Специальные экономические зоны
СЭЗ –
территориальные комплексы с особо льготным режимом для иностранных инвесторов,
существующие на юго-вост. побережье Китая. Экспортная направленность
промышленности здесь сочетается с развитием с/х, фин. сектора, туризма и т.д.
Вопрос 35.
Портфельные зарубежные инвестиции.
Портфельные
инвестиции – вложение капитала в ин. ценные бумаги, не дающие ивестору право
реального контроля над объектом инвестирования.
Виды:
1)
Инвестиции в акции
2)
Долговые ценные бумаги
Долговые ЦБ могу
выступать в форме:
1.
Облигаций простого векселя долговой расписки.
2.
Казначейского векселя, депозитных сертификатов,
банковских акцептов – ден. инструментов, дающих их держателю безусловное право
на гарант. ден. доход на определенную дату.
3.
Группа фин. дериватов. В их числе – опционы,
фьючерсы, варранты, свопы.
Опцион – ц.б.,
дающая покупателю право купить или продать опред. ц.б. или товар по
фиксированной цене в определенное время.
Покупатель опциона
выплачивает премию его продавцу взамен на его обязательства реализовать
вышеуказанное право.
Варрант –
разновидность опциона, дающего возможность его владельцу приобрести у эмитента
на льготных условиях определенное количество акций в течение некоторого
периода.
Фьючерс –
обязательные для исполнения стандартные краткосрочные контракты на покупку или
продажу определенных ЦБ, валты или товара по опред. цене на опред. дату в
будущем.
Своп – соглашение,
предусматривающее обмен через определенное время и на основе согласованных
правил обязательство по одной и той же задолженности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|