С целью оценки современного
состояния прав и интересов потребителей в России социологическая служба СПРФ
провела анкетирование почти 2000 человек - рабочих, служащих, предпринимателей,
в большинстве своем людей зрелого возраста. Опрос показал, что, как и два года
назад, у каждых девяти из десяти опрошенных были нарушены их права
потребителей. По-прежнему более всего претензий высказывается к качеству
продуктов питания (60%). На втором месте остались нарушения, связанные с
обсчетом и обвесом покупателей. На малопочетное третье место вышли
жилищно-коммунальные услуги, оттеснив на четвертое непродовольственные товары.
Пятое место сохранилось за некачественными алкогольными напитками. При этом к
качеству алкоголя наблюдается самый заметный рост числа претензий.
В результате нарушений
потребительских прав в той или иной степени нанесли ущерб здоровью почти 30
процентов респондентов, материальные убытки - 66, моральный ущерб - 51. Более
всего ущерб здоровью потребителей нанесли некачественные продукты питания и
алкоголь, медицинские и жилищно-коммунальные услуги. Материальные убытки
связаны, прежде всего, с приобретением некачественных продовольственных и
непродовольственных товаров, обсчетом и обвесом покупателей, потерями от
жилищно-коммунальных услуг.
Известная формула французского
социолога начала XX века Эмиля Дюркгейма гласит, что представление о природе
есть отражение социальной организации. То есть образ природы – продукт
общественного устройства, а совсем не наоборот. Следовательно, каждое общество
представляет себе свою природу, в меру принципиальных отличий от других
обществ. Но справедливо и обратное: чем более похожими становятся различные
общества по своей организации, тем отчетливее в их верованиях и представлениях
обнаруживается сходство. С начала XX века, пройдя путем натисков и откатов, по
обе стороны идеологической границы (социалистический Советский Союз –
буржуазная Западная Европа и США) утверждается идея социального государства, то
есть такого порядка, при котором в роли природной стихии оказывается
политическая организация. Отказ от модели "государства благоденствия"
в Западной Европе и США 1980-х и отмена ряда социальных программ в 1990-х, как
и прежде, не изменяют самого принципа. Городская цивилизация все более становится
системой потребления услуг, и Россия не остается в стороне от общего движения.
Так, по данным Всемирного банка, вклад сферы услуг в валовой национальный
продукт в России 1998 г. сопоставим с тем же показателем для Франции 1987 г.:
62,1% и 66,9% соответственно. К этому можно добавить, что преувеличенные
страсти вокруг политических технологий или дебаты о качестве жизни и
демографическом кризисе в современной России – свидетельство роли государства
как основного потребителя или производителя различных услуг. Другой вопрос:
равнодоступны ли эти услуги, и каков механизм их создания и распределения? К
нему мы вернемся чуть дальше.
Сейчас же отметим следующее.
Принципиальную роль в изменении (и приведении к единой модели) социальной
организации играет и такой могущественный сектор сферы услуг как СМИ. Именно
здесь формируется современный и общедоступный образ природы. Самовольная и
романтически окрашенная стихия, которой была "первая природа" в XIX
веке и даже в начале XX, возвращается в круг общественного восприятия в
совершенно новом качестве – в качестве социальной проблемы. Достаточно
приглядеться к тематике теленовостей или газетных сообщений, чтобы увидеть, что
единая прежде природа выглядывает сегодня из-под покрова множества новых имен:
экологическое равновесие, природный катаклизм, неблагоприятные погодные
условия, среда обитания, защита естественного биоразнообразия, биологическое
питание... Каждое из них отсылает нас вовсе не к первопричине обретающихся в
нас инстинктов или эстетических впечатлений. Эти имена связывают природу с
идеей социальной полезности в различных сферах потребления: с удобством средств
сообщения, с телесным комфортом, с устойчивым функционированием промышленности
и сельского хозяйства, с поддержанием условий общественной жизни. Сегодня наше
внимание обращают не на природу как таковую, но, прежде всего на ее состояние,
в котором "что-то не так", когда оно становится источником издержек и
проблем. Нужное состояние природы, точнее, наличие природных ресурсов
требуемого качества, оказывается одним из социальных стандартов современного
общества.
Однако при всей общности развития
социальной организации этот стандарт отличается в России и, например, во
Франции. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно снова вернуться от
верований к материи. По данным ЮНИСЕФ, в 1994 г. валовой национальный продукт
на душу населения в России составил 2560$, что почти в 10 раз меньше, чем во
Франции (23470$). В 1998 г. этот разрыв, уже по данным Всемирного банка,
остался на прежнем уровне: 2300$ к 24940$. За период с 1991 по 1998 в России
показатель ВНП на душу населения ежегодно снижался в среднем на 6,7%. Тогда как
с 1990 по 1997 средняя цена продуктов питания в потребительской корзине
возрастала на 390% в год. Для сравнения, во Франции этот показатель составил 1,1%,
ровно столько же, каким был средний годовой прирост ВНП на душу населения за
этот период. Следовательно, период активного обсуждения в СМИ биостандартов
питания, начало которому было положено в 1989 году в США, случаем массового
отравления трансгенной пищевой добавкой, протекал в совершенно различных
условиях в России и на Западной Европе. Во Франции это был период устойчивого
воспроизводства социальной организации, тогда как в России происходило ее
принципиальное изменение, вылившееся в экономический кризис. Иначе говоря, во
Франции "первая природа" стала социальной проблемой в период в целом
предсказуемой динамики "второй". В России же более существенным
источником риска и причиной снижения жизненных стандартов оказалась "вторая
природа". Очевидно, что в этих условиях проблема отклонений в качестве
продуктов питания не могла получить того смысла, который она приобрела в
странах Западной Европы – смысла зоны вероятного риска. В 1991-98 гг. в России
подобные зоны нашли выражение совсем в ином спектре сюжетов: потеря работы,
угроза безопасности, риск стать жертвой финансового обмана, недостаток
лекарственных средств. Стоит заметить, что в "спокойной" Западной
Европе вопрос о биостандартах сегодня ставится много более жестко, чем в США,
где зонами повышенной опасности в рамках "второй природы" признаются
рост подростковой преступности, национальные конфликты и физическое насилие в
семье.
Формулу Эмиля Дюркгейма, учитывая
вышесказанное, можно дополнить: усмотрение в природе социальной проблемы –
продукт устойчивой социальной организации, которая подчинила себе природу.
Поэтому говорить о собственно европейском смысле проблем био - и эко -, как
впрочем, и смысле вопросов феминистского движения или реформирования
профсоюзов, можно только принимая в расчет различия в источниках риска, а также
в строении сферы услуг, в механике СМИ, в системе занятости, в среднем уровне
образования в Европе и в России.
Тем не менее, ссылаясь на
неблагоприятное состояние "второй природы" в России, нельзя
приписывать смысл проблеме "био" только в европейском контексте. В
силу указанного сходства основных черт социальной организации качество
продуктов питания оказывается одной из современных проблем, которую разделяют
все общества. Если во всех странах потребность в продуктах питания
удовлетворяется за счет удешевления их производства (соотношение затрат и
полученного объема), проблема качества оказывается оборотной стороной снижения
затрат. В этой ситуации рынок питания расслаивается так же, как доходы
населения в каждой из стран: складываются сектора "элитных" продуктов
и продуктов "для бедных". Само по себе деление не делает различия
между Россией и Францией. Во французских магазинах продукты с маркой
"Bio" стоят дороже обычных, а просто свежие – дороже тех, в которых
используются консерванты. И далеко не каждому французскому покупателю по
средствам обеспечить себя полноценным био-рационом. В общих чертах ситуация
схожа с российской.
И все же, различия существуют. По
данным Всемирного банка, доля доходов 80% населения Франции в 1989 г. составила
59,8%. Аналогичный показатель для России на 1996 г. составил 47,3%. Индекс
неравенства (Джини) составил для Франции 1989 г. и России 1996 г. 32,7 и 48,0
соответственно (там же). Если учитывать приведенные ранее цифры динамики ВНП на
душу населения, реальное имущественное расслоение в России окажется еще более
выраженным. Это означает, что проблема качества питания (а не нижнего порога
зарплаты) во Франции актуальна для значительно большего числа потребителей,
способных и в принципе готовых доплачивать за биологическую чистоту. Именно эту
группу потребителей обслуживают СМИ, взявшие на себя роль общественного
контролера. Между тем, при объективном (хотя бы и приблизительно оцененном)
распределении доходов, существующем в России, СМИ с большей вероятностью будут
обслуживать интересы остальных 20% населения, которые, к тому же, свои интересы
и цели сознают и преследуют с намного большей ясностью, чем 80%, озабоченных
сохранением своего и так не слишком выгодного экономического положения.
Итак, европейский смысл
"био", в отличие от российского, это, к тому же, целый информационный
сектор, созданный СМИ для среднего класса, появление которого так долго
анонсировалось в России и который просто не мог состояться при среднегодовом
падении душевой доли ВНП на 6,7%. Во Франции к этому добавляется система
постоянных естественнонаучных исследований по заказам фирм-производителей,
которые борются на пищевом рынке за состоятельного потребителя. В России
основная инфраструктура, например, биохимических исследований (включая
квалифицированные кадры) утрачена уже к середине 1990-х. Следовательно, по
вопросу "био" соединения интересов и предложения, предупреждающего
спрос, которые свойственны Франции или другой стране Западной Европы, в
современной России просто нет. Однако проблема состоит в том, что качество
питания продолжает оставаться проблемой. И если не в форме подробностей
использования трансгенных ингредиентов, то в более общей форме, через вопросы о
качестве жизни и структуре питания, она завоевывает право голоса усилиями
заинтересованных производителей.
Как дополнительно наглядно
продемонстрировал недавний кризис, одной из важнейших компонент экономической
безопасности продовольственная безопасность. Вопросы продовольственной
безопасности занимают важное место в концепциях национальной безопасности
большинства передовых стран, где уже давно приняты соответствующие законы,
государственные стратегии и программы.
Для стран с переходной экономикой
предлагается следующий подход к продовольственной безопасности. Под
продовольственная безопасностью мы подразумеваем неограниченную во времени
способность государства и общества обеспечивать доступ населения к продуктам
питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и
социального развития каждой личности в обычных условиях, и минимально
необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных
продовольственных ситуациях.
Для конструктивного определения
критериев продовольственной безопасности необходимо ввести государственную
систему норм питания, которая регламентирует два нормативных уровня питания населения:
достаточный, используемый для социально-экономических расчетах в обычных
условиях и минимально необходимый, используемый для гарантированного
обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях.
Важнейшим элементом проведения
государственной политики, служащим обеспечению продовольственную безопасность,
является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и
продовольственных интервенций, осуществляемых через специализированное
Федеральное агентство. Внешнеэкономическая направленность государственной
политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной
реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении
критической зависимости от импорта продовольствия.
Для решения задачи выбора мер
государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной
безопасности РФ может быть использована адаптированная для данной проблематики
базовая макроэкономическая модель АПК, разработанная в ВИАПИ. При этом
последовательно должны быть решены следующие подзадачи:
-
на
основе модели спроса населения на продукты питания определить соотношение
уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам
питания по медицински-обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;
-
на
основе моделей блока функционирования АПК определить себестоимости производства
основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально
допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;
-
на
основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем
определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны,
рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную
конкурентность импортной продукции;
-
на
основе моделей блока государственного регулирования и модели общего равновесия
аграрного рынка разработать стратегию государственной поддержки
агропромышленного производства, включающей систему дотаций, субсидий, субвенций
и т.д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения в допустимой области
гарантированной продовольственной безопасности при минимальной сумме
государственных затрат.
Заметим, что данная задача может не
иметь решения. В этом случае мы оказываемся в определенной выше чрезвычайной
продовольственной ситуации и вынуждены отказаться от мер рыночного
регулирования с переходом к нормативном и вынуждены отказаться от мер рыночного
регулирования с переходом к нормативному распределению продовольствия.
Проблемы экономической безопасности
России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми
"наследственными" болезнями еще советской экономики, либо болезнями
"гайдаровской" экономики, либо неадекватными методами их лечения, или
же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или,
по крайней мере, к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны.
Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического
кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление
инвестиционного процесса.
С этой точки зрения продолжение
прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики
во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации,
неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и
проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства
населения, опасному обострению социальных противоречий.
В нынешних условиях нужно, отбросив
априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия
найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических
реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство
повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого
необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и
экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой
рыночной экономики при сохранении важной роли государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|