Совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации продолжается работа по созданию Центров
российской кинематографии. За первую половину т.г. открыто 9 таких Центров.
Госкино профинансировано за I полугодие в
объеме 50.3 млрд.рублей, что составляет 26.4% от годового плана (с учетом
секвестра).
В I полугодии на текущее содержание
телерадиокомпаний (с учетом секвестра) были предусмотрены средства в объеме
362.4 млрд.рублей, в том числе на заработную плату - 246.7 млрд.руб. и 115.7
млрд.руб. на материальные затраты. Минфин эти объемы профинансировал. Остается
не погашенной задолженность по заработной плате региональным телерадиокомпаниям
в сумме 38.5 млрд. рублей.
Издательствами системы Госкомпечати уменьшен
выпуск печатной продукции. За 6 месяцев т.г. выпущено книг 28.7 млн.экз. (в
условном 10-ти листном исчислении), что составляет 61% к соответствующему
периоду прошлого года, выпуск учебной литературы составил соответственно 20
млн. экземпляров, или 62.9%, детской литературы - 1.6 млн. экз. или 49.2
процента.
ГЛАВА 2.
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В СЕВЕРНЫХ СТРАНАХ И СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
2.1 Масштабы и пределы
социальной политики Северных стран.
В сложившейся в странах Северной Европы
модели общественного развития важнейшее место занимает социальная политика. Она
основана преимущественно на социал-демократических ценностных ориентациях. Это
— социальная справедливость, выравнивание доходов. Сглаживание имущественного
неравенства и в перспективе – создание общества демократического социализма
скандинавского типа на базе государства благосостояния. К последним обычно
причисляют промышленно развитые страны с высоким жизненным стандартом, широкой
системой соцобеспечения и развитой инфраструктурой в основном на
государственном уровне.
Первые места в этой группе благоденствующих
государств неизменно отводились скандинавским странам и прежде всего Швеции.
Именно здесь наглядно воплотились как возможности социальной политики,
основанные на высоком уровне развития производительных сил и богатстве этих
стран, так и ее пределы, обусловленные экономическими и политическими
факторами.
Государственная политика.
Государственная социальная политика
сформировалась на Севере Европы под воздействием благоприятных исторических и
экономических факторов. В течении длительного времени они обеспечивали более
или менее спокойный общественный климат и сознавали предпосылки для решения
социальных проблем благодаря высокому жизненному уровню, организованности
рабочего класса и постоянному давлению мощных профсоюзов, добившихся от
предпринимателей и государства существенных уступок. Среди этих факторов —
длительное пребывание у власти социал-демократов, для которых реформы —
непременное условие сохранения влияния и, следовательно, важный
институциональный элемент внутренней политики.
Эффективная экономика и широкомасштабная
социальная политика создают для населения Северных стран благоприятные условия
существования “от колыбели до могилы”. Эта крылатая фраза особенно популярна в
Швеции. Проводимая здесь социальная политика предусматривает широкий диапазон
мероприятий: от общих структурных мер по улучшению социальных условий по месту
жительства до так называемым “ориентировочных мер", адресованных отдельным
группам и лицам. Одна из целей — сокращение разрыва в доходах между низшими и
высшими категориями. Но и в других странах региона объем услуг, предоставляемых
государством и местными властями гражданам, больше, чем в прочих странах
Западной Европы.
Социальная политика Северных стран имеет
характерные черты, отличающие их от других развитых государств Запада.
Во-первых, ее отличает универсальность,
всеобщность. Системой социального страхования охвачено все население, а не
только ее беднейшая часть, как во многих других странах.
Во-вторых, доминирующую роль в социальной
защите населения играет государства в лице центрального правительства и местных
органов власти. Отсюда — высокий удельный вес социальных расходов государства в
ВВП и госбюджете.
В-третьих, социальная политика тесно связана
с государственным регулированием экономики, которое имеет явную социальную
направленность.
В-четвертых, особую роль играет обеспечение
занятости. В Швеции, например, полная занятость считается главной и неизменной
целью экономической политики.
В-пятых, социальная политика пронизана идеей равенства, философией
солидарности, поэтому финансовая поддержка оказывается пенсионерам, семьях с
детьми и с низкими доходами, инвалидам и т.д.
В-шестых, социальной политике присущ
упреждающий характер. Преобладание профилактических мер выражается в
предотвращении бедности, активных мерах на рынке труда в виде предварительных
мер по поддержанию занятости и переподготовке рабочей силы, а также в широком
профессиональном обучении и создании специальных рабочих мест для молодежи и
инвалидов.
И, наконец, социальная политика
североевропейских стран имеет свои особенности финансирования.
Прежде всего, это – целенаправленное
регулирование социальных процессов преимущественно на государственном уровне
путем перераспределения национального доход. Доля госрасходов в ВВП за
последние годы значительно возросла. В Финляндии она составляет 41% Норвегии –
52, Дании – 62, в Швеции – 70% (в других развитых странах Западной Европы —
примерно 50%). При этом расходы на социальные цели росли особенно быстрыми
темпами. Главные направления социальной политики и социальной инфраструктуры
(образование, Здравоохранение, отчасти – социальное страхование и др.)
финансируются через механизм налогообложения, уровень которого в странах
Северной Европы весьма высок, например, в Швеции в начале 90-х годов — 56—57%
ВВП.
Социальные фонды складываются не только из
средств государства. Система социального страхования финансируется из
государственных и местных налогов, взносов наемных работников и
предпринимателей. Соотношение этих источников в различных странах неодинаково.
Оно определяется характером и спецификой национальной системы социального
страхования, масштабами государственного вмешательства. Основной источник во
всех странах, кроме Дании и Испании, - взносы предпринимателей, исчисляемые с
суммы фонда заработной платы. В Швеции эти взносы составляют: на страхование по
болезни — свыше 10% фонда заработной платы, на народные пенсии — около 10%. на
дополнительные пенсии - 11%, в Норвегии доля взносов трудящихся выше, чем в
других странах (см. табл.1 в ПРИЛОЖЕНИИ).
Что касается комплекса мер по поддержанию
занятости, то основной упор делается на Изменение инвестиционной политики,
изыскание новых источников капиталовложений, создание дополнительных рабочих
мест, в том числе и в госсекторе.
Полная занятость как признают многие
скандинавские исследователи, все еще остается важнейшей проблемой социальной
политики.
Образование и
здравоохранение.
Подобно тому, как состояние экономики и ее
эффективность во многом определяются развитостью инфраструктуры, так и
положение трудящихся, их жизненный уровень в огромной степени зависят от
социальной инфраструктуры, ее воздействия на человеческий фактор, характера и
степени удовлетворения интеллектуальных и социальных запросов людей.
Современному производству необходима рабочая
сила, способная к сложному труду, основанному на широкой общеобразовательной
подготовке. И в этом отношении страны Северной Европы практически не уступают
США, которые раньше, чем многие государства Старого Света, ввели обязательное
среднее школьное образование.
По своим масштабам и многообразию форм
система образования в Североевропейских странах заслуживает пристального
внимания и изучения. В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере
образования Швеция занимала 1-е место в мире. Норвегия — 2-е, Дания - 6-ое,
Финляндия – 15-ое; по числу детей школьного возраста на одного учителя – Швеция
–1-ое(18 детей), Дания — 3-е (19). Норвегия — 5-е(20), Финляндия — 21-е(26).
Основное бремя расходов на реорганизацию
системы образования взяло на себя государство: доля расходов по этим статьям
составляет 13,5% госбюджета, или около 8% ВВП в Швеции, в Норвегии — чуть более
8% ВВП. Образование на всех ступенях, в том числе в высших учебных заведениях,
является бесплатным. Расходы на финансирование начального и среднего
образования поделены между государством и коммунами в Швеции примерно пополам,
а Финляндии на государство приходится основная часть. Учебные материалы,
школьное воспитание и транспорт для школьников везде бесплатны.
Весьма впечатляющи успехи Северных Стран в области
здравоохранения. По масштабам предоставления медицинских услуг и размерам
расходов по этому показателю на душу населения в 80-х годах Швеция занимала
1-ое место в мире, Норвегия – 3-е, Дания – 4-ое, Финляндия – 17-ое. По числу
человек на одну больничную койку Финляндии принадлежит 2-ое место в мире (64),
Норвегии – 3-е место (67), Швеции – 4-ое (68), Дании – 28-ое (122). По числу
человек на одного врача Швеция находиться на 13-ом месте в мире (450), Дания –
на 15-ом (460), Норвегия – на 20-ом (510), Финляндия – на 25 (530). В этих
странах самый низкий уровень детской смертности и наибольшая продолжительность
жизни.
Наряду с общими причинами, побуждающими
государство по мере развития производительных сил брать на себя заботу о
сохранении здоровья нации, в Северных Странах действуют и специфические
факторы. Это - крайне низкие темпы рождаемости, самая высокая в Западной Европе
степень интенсификации труда, что вызывает рост профессиональных заболеваний и
травматизма.
В отличие от США и многих государств
Западной Европы, где действует преимущественно частные системы, в Северной
Европе здравоохранение – прерогатива государства. В государственных программах
провозглашен принцип – гарантировать эффективное развитие здравоохранения,
равный доступ каждого к медицинской помощи и ее высокое качество.
В Швеции, Финляндии, Исландии медицинское
обслуживание построено преимущественно по принципу социального страхования, в
Дании действует система медицинского обслуживания, финансируемая из общих
бюджетных поступлений и взносов коммун. Расходы на здравоохранение в последнее
десятилетие возрастали очень высокими темпами. В 80-е годы они составили в
Швеции 9,2%, в Норвегии, Дании, Финляндии – свыше 7% ВВП.
В основном медицинская помощь бесплатна.
Пациент оплачивает лишь небольшую часть расходов. Остальное покрывает система
всеобщего страхования и государственные средства.
Система здравоохранения финансируется главным
образом через через местные пропорциональные подоходные налоги. В Швеции
средний по лэнам (губерниям) налог вырос с 4,5% в 1960 г. до 13,5% дохода в
1990г. Местные налоги покрывают примерно 60% расходов на здравоохранение. Общие
государственные субсидии для выравнивания различий в доходах по различным лэнам
добавляют еще примерно 15%. В Финляндии на государство приходиться до 50% этих
доходов.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ.
Основной элемент социальной защиты населения
— социальное страхование (по болезни, инвалидности, несчастным случаям,
безработице, различного вида пенсии и т.д.) В этой области первостепенную роль
играет всеобщее страхование, включающее страхование по болезни, пособия
родителям, пенсии. Цель системы социального страхования, как подчеркивается в
официальных документах, - обеспечить человеку экономическую защиту в случае
болезни и в старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по
производственной
причине и безработицей.
Все постоянно проживающее население Северных
стран от 16 лет и старше зарегистрировано в одной из местных контор социального
страхования. Фонды на оплату состоят из средств государства, предпринимателей и
самих застрахованных. Система страхования по
болезни включает медицинское и
стоматологическое, пособия по болезни и пособия родителям. Страхование по
болезни (в Швеции современная система введена в 1955 г., в Финляндии – в 1964
г.) охватывает различные выплаты застрахованным при посещении врача,
стоматолога, лечение в больнице и т.д.
Пациент платит небольшую сумму за посещение
как государственного, так и частного врача. Остальную часть гонорара
государственный врач получает от местных органов власти, а
частный — из национальной системы страхования
здоровья. Компенсируется часть расходов при покупке лекарств, а для хронических
больных и при болезнях, угрожающих жизни, лекарства бесплатны.
Система страхования родителей обеспечивает
пособие в течении 15 месяцев после рождения ребенка. Женщина, ожидающая
ребенка, получает пособие по беременности. В Финляндии пособие на рождение
ребенка выдается деньгами, либо одеждой и принадлежностями для новорожденных. К
числу важных элементов социального страхования относятся не облагаемые налогом
пособия на каждого ребенка до 16 лет. Семья с тремя и более детьми имеют
дополнительные льготы, что призвано стимулировать рождаемость.
Тем не менее Северные страны быстро
“стареют”. Так в Швеции с населением в 8,5 млн. человек насчитывается свыше 1,5
млн. пенсионеров. Система национальных пенсий включает народную (основную),
дополнительную (служебную или трудовую) и частичную
(неполную) пенсию. Все выплаты основываются
на ежегодно устанавливаемой государством так называемой "базовой
сумме", которая автоматически возрастает с инфляцией.
Возрастной ценз для получения пенсий высок:
Финляндии - 65, Дании для мужчин - 65, женщин
- 60 лет. В Швеции, правда, можно уйти на пенсию между 60 и 70 годами, но с
соответствующим изменением размера пособия.
Система частичных пенсий рассматривается и
как средство сокращения безработицы.
Итак, анализ различных систем социального
страхования в Северных странах показал их очень широкий охват и высокую степень
развития, действенный механизм забот о людях.
2.2 ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В БОЛГАРИИ
В ПЕРИОД РЕФОРМ.
Концепции подхода к
трансформации общественной системы, в целом характеризуются слабой проработкой
социальных аспектов процессов преобразований, хотя и имеют в этом плане
определенные различия в контексте с основными ориентирами социально-экономической
политики в переходное время.
Так, либеральные
демократы в лице Союза демократических сил (СДС) при ориентации на создание
современного либерального общества связывают коренные перемены в социальном
облике страны с саморегулирующим воздействием рынка, с трансформацией
экономической системы путем быстрой рыночной приватизации. С возвратом прежним
владельцам огосударствленной собственности и земли и приватизацией
собственности, считают либеральные демократы, к болгарским гражданам вернется
достоинство, мотивация к труду; переход к нормальному рынку труда обеспечит
справедливое распределение доходов: "более инициативные, образованные,
трудолюбивые будут зарабатывать больше". Коллективные и индивидуальные
трудовые договоры должны стать основным регулятором трудовых отношений, а
заработная плата, обещал СДС, обеспечит нормальную жизнь работнику и его семье.
Проблемы безработицы,
отмечалось в программе СДС, будут решаться саморегулирующимся рынком. Создание
современной системы переквалификации работников должно при этом способствовать
быстрой адаптации работников к новым условиям.
В предвыборной риторике
(1991 г.) первостепенной ценностью национального сознания провозглашалась
семья, в обеспечении благополучия которой делался упор на семейный бизнес,
позволяющий превратить семейный бюджет из "счета на хлеб" в счет
"прекрасная жизнь" (путешествия, отдых на море, контакты с подлинной
культурой и д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|