Мой идеал менеджера
Министерство Науки и
Образования Российской Федерации
Самарский Филиал Московского
Городского Педагогического Университета
Реферат
На тему: Моя специальность,
Мой идеал менеджера
Выполнил: студент 2 курса 1
группы
Алексеев Михаил
Проверил: Кандидат
экономических наук
Яковлева Наталья
Геннадьевна
Самара 2004 г.
Содержание
1)
Особенности Российского
образования в области менеджмента……3
2)
Требования к
профессиональным и личным качествам
Российских менеджеров, изменение требований со временем………7
3)
Требования к уровню знаний…………………………………………..10
4) Мой идеал
менеджера………………………………………………….13
5) Список литературы…………………………………………………….21
1. Особенности Российского образования в области
менеджмента.
С развитием рыночной
экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”,
быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие
термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.
Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин
“управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это
воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему
(объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.[5]
Понятие
менеджмента.
Прежде чем говорить о
менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин
произошел от американского management – управление.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на
достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в
рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального
использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций
и методов экономического механизма менеджмента.[5]
Это понятие более
узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на
уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали
применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть
определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
изучение рынка
(спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
производство
продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также
анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Я считаю, что
основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В
мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор,
управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой
управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их
выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более
глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит
многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является
важнейшим человеком на фирме.[5]
В России эта специальность была утверждена Министерством Образования
сравнительно недавно. Но в связи с развитием рыночной экономики в нашей стране
эта профессия становится всё более востребованная.[5]
1. Общая
характеристика специальности 061100 – "Менеджмент организации " www.e-gov.ru
1.1.
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской
Федерации от 02.03.2000 г. N 686.
1.2.
Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной
форме обучения - 5 лет; квалификация - менеджер.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной
деятельности менеджера.
1.3.1.Область
профессиональной деятельности.
Область
профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления
организацией, организация систем управления, совершенствование управления в
соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
1.3.2.
Объекты профессиональной деятельности.
Объектами
профессиональной деятельности менеджера являются различные организации
экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы
управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм.
Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные,
конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и
социальной инфраструктуры народного хозяйства.
1.3.3.
Основные виды профессиональной деятельности.
Менеджер
должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в
соответствии с его назначением и местом в системе управления:
-
управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая,
мар-кетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская,
диагнос-тическая, инновационная, методическая, консультационная,
образовательная.
1.4.
Менеджер может продолжить образование в аспирантуре по специальности 08.00.05
– “Экономика и управление народным хозяйством”, а также освоить различные
образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и
маркетингу в послевузовской образовательной системе.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриента.
2.1.
Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее полное (общее)
образование, среднее специальное образование. Для образовательной программы
второго образования - высшее образование.
2.2.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)
общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3.
Общие требования к образовательной программе подготовки
выпускника
по специальности "Менеджмент организации ".
3.1.
Образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основе
настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы
учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную
учебную литературу, методические рекомендации по видам занятий), обеспечение
образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.
3.2.
Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы
подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3.
Образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины
и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по
выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать
изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл
ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл
ДС - дисциплины специализации;
ФТД
– факультативы,
а также
итоговую государственную аттестацию
Учебный
план должен быть структурирован по циклам и компонентам образовательной
программы.
3.5.
Содержание национально-регионального компонента образовательной программы
подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.[7]
2) Требования к
профессиональным и личным качествам Российских менеджеров, изменение
требований со временем.
Термин “менеджер”
имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
• организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений
или программно-целевых групп;
• руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений,
отделений, отделов);
• руководителю по отношению к подчиненным;
• администратору любого уровня управления, организующего работу,
руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого
уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в
которых выступает менеджер:
Среди навыков и
умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое
свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени
на установление контактов.[2,4]
Требования к личности менеджера
1.
Социальные значения.
-
умение обосновывать и принимать решения в
динамичных условиях
-
информировать по вопросам развития отрасли, в
котором работает предприятие, знание состояние и исследования техники,
технологии, поступлении, динамика спроса и т. д.
-
знакомство с опытом менеджмента в других
организациях и отраслях
-
способность управлять ресурсами, прогнозировать и
планировать работу предприятия
-
умение использовать совершенную информацию,
технологию, средства коммуникации и связи.
2.
Способность работать с людьми и управлять собой.
-
высокое чувство долга и преданность делу
-
честность в отношение с людьми и доверие к
партнерам
-
умение четко выражать мысли и убеждать других
-
уважительное отношение к людям в независимости от
их положения в организации.
-
способность быстро восстанавливать свои душевные и
физические силы, критически оценивать свою деятельность.
3. Личные качества менеджера.
Менеджеру необходимо иметь:
-
жажду
знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;
-
упорство,
уверенность в себе и преданность делу;
-
нестандартное
мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
-
психологические
способности влиять на людей;
-
коммуникабельность
и чувство успеха;
-
эмоциональную
уравновешенность и стрессоустойчивость;
-
открытость,
гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;
-
ситуационное
лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
-
внутреннюю
потребность к саморазвитию и самоорганизации;
-
энергичность
и жизнестойкость;
-
склонность
к успешной защите и столь же эффективному нападению;
-
ответственность
за деятельность и за принятые решения;
-
потребность
работать в коллективе и с коллективом.
-
особую память
-
высокую эмоционально-волевую устойчивость
-
развитые коммуникативные и организаторские
способности
-
готовность к разумному риску
-
смелость, решительность
-
самокритичность, но не самобичевание
-
терпение
-
комплектность
-
чувство юмора
-
умение концентрироваться на поставленных задачах
[5,8]
Все же важнейшим
требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что
значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть
психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью.
В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер
сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться
взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует
заключению выгодных сделок и многому другому.[3]
Кроме того, хороший
менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в
постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это
только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер
должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы
тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания
единства и правильности функционирования фирмы.[3]
Лидерские качества менеджера
Менеджер должен быть
лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера – делать дело при
помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество,
а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он
стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров,
необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения,
производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.[3]
Страницы: 1, 2
|