рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Монополизм и эффективность антимонопольной политики

Монополизм и эффективность антимонопольной политики

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

       Макроэкономике

 
 


по                                                                           №          

(ДИСЦИПЛИНА)

Монополизм и эффективность антимонопольной политики

 
 

     на тему:                                                                                                      

 

Вариант №           

 

Семестр №           

 

 

Преподаватель                                                                              

(ФИО)

Студент гр. №                   __                                                                 

(ФИО)

                        

                        номер зачетной книжки                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2005


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................стр. 2

 

 

  ГЛАВА I. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА...........................стр. 4

 

1.1.  Определение и сущность монополии……………………………………….....cтр. 4

1.2.  Условия максимизации прибыли монополистом……………………….....стр. 5

1.3.  Равновесие монополии………………………………………………………....стр. 10

1.4.  Ценовая политика монополий и предельный доход монополиста………......стр. 11

1.5.  Ценовая дискриминация………………………………………………………..стр. 15

1.6.  Классификация монополий и их характеристика……………………………..стр. 17

1.7.  История возникновения монополий...................................................................стр. 21

1.8.  Причины возникновения и существования монополий....................................стр. 22

1.9.  Экономические и социальные последствия существования монополий........стр. 24

 

 

  ГЛАВА II. МОНОПОЛИИ В РОССИИ...............................................................стр. 27

 

  2.1. История возникновения монополий в России..................................................стр. 27

  2.2. Российские монополии и перспективы их развития........................................стр. 28

  2.3. Монопольное положение на примере ОАО "Норильский никель"................стр. 31

 

 

  ГЛАВА III. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.............................стр. 35

 

  3.1. Необходимость антимонопольного регулирования........................................стр. 35

  3.2. Методы антимонопольного регулирования.....................................................стр. 35

  3.3. Антимонопольная политика в России и ее эффективность............................стр. 36

  3.4. Антимонопольное регулирование в США ......................................................стр. 44

  3.5. Антимонопольное регулирование в Европейских странах............................стр. 48

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................стр. 50

 

 

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................стр. 52


ВВЕДЕНИЕ

 

   Монополистические явления существуют вот уже несколько веков в разных формах и проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, сопровождая их.

   Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. Конец XIX века в экономической истории чаще всего называют периодом монополистического капитализма.

   В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою историю развития столкнулся с проблемами появления на рынках монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

   Проблема монополизма не утратила актуальности и по сей день, являясь сегодня одной из наиболее актуальных проблем экономики. Как и конкуренция на товарных рынках, монополии привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических и правовых  решений по актуальным вопросам.

   Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как  оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

   Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

   Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял  более 90% всей экономики. Крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент перестроить на рыночные отношения.

   В работе явление монополии рассматривается, начиная с сущности монополизма, и заканчивая актуальностью и эффективностью борьбы с монополистическими тенденциями в рыночной экономике.

   Особое внимание уделяется экономической модели чистой монополии. В известном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является, скорее научной моделью, чем реальной действительностью, - в масштабах страны она практически не встречается. Но если взять небольшой городок, поселок, где находится, например, всего один хлебозавод, один супермаркет, один развлекательный центр, то абсолютная монополия – типичное явление во многих странах. Анализ чистой монополии необходим для того, чтобы знать, как ведет себя фирма при полном отсутствии конкурентов. Это нужно для понимания сущности монополизма как явления. Фактически, рыночные структуры располагаются в интервале между двумя крайними ситуациями, находясь либо ближе к совершенной конкуренции либо к ближе к чистой монополии.

   Итак, основными вопросами, затрагиваемыми в данной работе, являются:

- определение сущности монополии как явления;

- рассмотрение монополии как экономической модели;

- рассмотрение монополистических явлений в историческом контексте, причин возникновения монополий;

- анализ экономических и социальных последствий возникновения монополий;

- рассмотрение видов монополий и их характеристик;

- анализ российской специфики монополизма и методов антимонопольного регулирования, а также регулирования естественных монополий, играющих существенную роль в российской экономике;

- рассмотрение методов антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой (США и стран западной Европы).

 


ГЛАВА I. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА

 

1.1.         Определение и сущность монополии

 

Итак, начнем с определения монополии. Монополия  (от Mono - один и Polis – продаю) – это исключительное право государства, организации или фирмы на продажу товаров или услуг. Фактически, монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множество покупателей.

Важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия».

Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы один продавец (фирма) – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне).

Когда на рынке имеется только один продавец, то принято говорить, что продавец обладает монополией.

   Монополиями могут быть крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Если обратить внимание на промышленное производство, то это монополиями могут быть отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

   Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

   Явление монополизма связано со следующими основными факторами:

 

- монопольно высокими ценами;

- ограниченной готовностью монополии к инновациям.

 

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

 

1.  Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-субституты).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, например:

- крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств;

- система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;

- монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (например, бриллиантов);

- при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;

- нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия-монополиста в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

 

 

1.2. Условия максимизации прибыли монополистом

 

   Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя  количество, которое она готова продать. Степень, до которой  монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара.  В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем, он - ценоустановитель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.