Такой метод был эффективен при
повторяющихся рутинных операциях,. незначительной содержательной части работы,
невозможности поменять место работы ( по разным причинам), а также в условиях
бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные
надбавки и удержания.
С повышением роли человеческого
фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов
лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не
только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как
самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное
удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации
базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения
недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную
цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.
Изучение потребностей человека
привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и
процессуальной, которые описаны ниже.
2.ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?
В самом общем виде мотивация человека
к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к
осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и
заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При
этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень
сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут
совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны
одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в
свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате
чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность
поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно
попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это
совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к
деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности
направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние
мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом
индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны
деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне раскрыть
понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
·
что в деятельности человека
находиться в зависимости от мотивационного воздействия.
·
каково соотношение внутренних
и внешних сил;
·
как мотивация соотносится с результатами
деятельности человека. [7][2]
Прежде чем приступить к
рассмотрению этих вопросов,
остановимся на уяснении смысла
основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.
Потребности - это то, что возникает и
находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то
же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого
человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как,
пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего
устранения. Люди по-разному могут
пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не
реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и
неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно
устраняют. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она
устранена навсегда. Большинство потребностей периодически
возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного
проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
[8][3]Мотив - это то, что вызывает
определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет
“персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по
отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих
параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию,
но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности то у
различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они
испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию- человек может
воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя
их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно
определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы
могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их
воздействия на поведение человека. поэтому мотивационная структура
человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных
действий.
Мотивационная структура человека
обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в
частности, сознательно в процессе воспитания человека, его
образования.
Мотивирование - это процесс
воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем
пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу
управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени
зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В зависимости от того что
преследует мотивирование, какие,задачи оно решает можно выделить два основных
типа мотивирования. [9][4]Первый тип состоит в том. что путем
внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные
мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия,
приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном
типе мотивирования надо хорошо Знать то какие мотивы могут побуждать человека к
желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во
многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе что ты хочешь, а ты
даешь мне что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия
то и процесс мотивирования не сможет состояться. Второй тип
мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной
мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание
обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта
мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, ослабить те мотивы,
которые мешают эффективном управлению человеком. Этот тип мотивирования
носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с
какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается
получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования
требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его
осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят
результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и
использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее
управлять своими
членами.
Первый и второй типы
мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике
управления прогрессивно управляемыми организации стремятся сочетать оба эти
типа мотивирования.
Стимулы выполняют роль рычагов
воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных
мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия
других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложено
человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в
результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не
обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не
поддаваться сознательному контролю.
Реакция на конкретные стимулы не
одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного
значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях
развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за
деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов
и могут быть очень ограниченно использованы в управлении
людьми.
Процесс использования различных
стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.
Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из
самых распространенных его форм является материальное стимулирование.
Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Однако очень важно учитывать
ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и
стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет
очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов,
приоритетов и целей.
Стимулирование принципиально
отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что
стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может
осуществляется мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений
в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется
стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение как один из
методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами
проявляют заинтересованное участие в делах организации, Осуществляя
необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая
соответствующего стимулирующего
воздействия.
Если посмотреть, на что в
деятельности человека оказывает воздействие мотивация то выяснится что это
следующие характеристики
деятельности:
·
усилие;
·
старание;
·
настойчивость;
·
добросовестность;
·
направленность. [10][5]
Одну и ту же работу человек может
делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может
работать в полсилы. Также он может стремиться брать работу полегче, а
может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может
искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия
готов затрачивать человек. И зависит это от того, на- сколько он
смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей
работы.
Человек может по-разному стараться,
выполняя свою роль в организации. Одному может быть 6езразлично качество его
труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной
отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации,
совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с
организационным окружением.
Третья характеристика
деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости
продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика
деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют
интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты
деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может
привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя
свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их
возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на
доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не
делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации
упущенными возможностями.
Добросовестность при
исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех
необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим
условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей
квалификацией и знанием, быть способным и созидательным, много работать.
Но при этом он может относиться к своим обязанностям “спустя рукава”,
безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его
деятельности. Руководство организации должно хорошо представлять себе это
и стараться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она
развивала у сотрудников эту характеристику их поведения.
Направленность как характеристика
деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя
определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому что она
приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное) , а
может делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добиться ее
целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека,
однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования
ориентировать эти действия в направлении определенных целей.
3. МОТИВАЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС.
Мотивация, рассматриваемая как
процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна
за другой стадии.
Естественно, такое рассмотрение
процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет
столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов
мотивации. Однако для уяснения того,как разворачивается процесс
мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и
полезна ниже приводимая модель.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|