НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канад...
Министерство образования
Республики Беларусь
Белорусский
Государственный Университет
Факультет международных
отношений
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: НАФТА, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ, ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
КАНАДЫ
работа студента
5 курса
белорусскоязычного
отделения
исторического факультета
Коренковича Вадима
научный руководитель
Минск 1998 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
стр.3
Глава 1. НАФТА в действии
стр.6
Глава 2. НАФТА и Канада : результаты
деятельности
стр.19
Заключение стр.29
Список
литературы стр.33
ВВЕДЕНИЕ
В последнее
десятилетие уходящего двадцатого века развитие экономических и политических
процессов в различных регионах современного мира происходило под влиянием
многочисленных факторов и событий, и все же анализ изменений в экономической и
политической картинах мира к настоящему времени , позволяет выделить две
превалирующие тенденции: сепаратизм и к интернационализация. Примерами могут
служить, в первом случае, сепаратистские движения в Квебеке, Шотландии, Уэльсе
и Испании , а во втором тенденции к интернационализации и транснационализации
экономических процессов, объединительный процесс в Европе. Эти две на первый
взгляд противоречивые тенденции значительным образом влияют на формирование
внешней и внутренней политики стран мира, высвечивают новые аспекты исторически
сложившихся конфликтов, но одновременно с этим во многом помогают найти новые
решения и новый взгляд на существующие проблемы, как это происходит в
Шотландии или в Канаде, где во время обострения квебекского сепаратизма наряду
с рассматрением варианта как выделения провинции в суверенное государственное
образование как националисты, так и сторонники федерального правительства не
могли сбросить со счетов роль, играемую объединенной Канадой в интграционных
процессах на континенте и проблемы, такие как усложнение и ослабление
экономических связей с другими провинциями, с которыми Квебеку неминуемо
пришлось бы столкнуться при выделении его в самостоятельное государственное образование.
В связи с
вышеизложенным представляется важным рассмотрение проявления тенденции к
интернационализации на региональном уровне для получения более четкого
представления о ее движущих силах, побудительных мотивах стран, втянутых в эти
процессы, и выявления возможных перспектив развития данных процессов.
Данная работа
ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к глобализации и
интернационализации в Североамериканском регионе на примере Североамериканского
соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ механизма его действия и
рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате
действия данного соглашения в период с 1994 года по сегодняшний день.
Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран- участниц
НАФТА, так как это является неотъемлимой частью анализа результатов НАФТА, как
соглашения имеющего в первую очередь экономический характер.
Несмотря на то
что процесс развития Соглашения сложно рассматривать разрезе лишь одной из
стран-участниц, акцент в данной работе сделан на анализ процессов происходивших
в Канаде, так как эта страна, уступая в экономическом потенциале Соединенным
Штатам, значительно опрежает в этом отношении Мексику. Это дает возможность
оценить результаты, которые принесла деятельность НАФТА в данном регионе, не
делая значительных скидок на показатели экономического развития страны и
являясь, в следствие этого, своего рода стандартом.
Работа в
основном основана на материалах, предоставляемые глобальной сетью Интернет в
сайтах “НАФТА”, “Оранизации американских государств”, “Канада”, среди которых
можно выделить “Сборник отчетов изданных офисом Торгового представительства
Соединенных Штатов Америки и связанных с ним организаций” за 1997 год [1], обзор Североамериканского соглашения
о свободной торговле, изданный Организацией Американских Государств и
содержащий детальное и постатейное изложение Соглашения,[2] обзор деятельности НАФТА,
изданный канадским Департаментом Иностранных дел и международной торговли[3], а также ряд публикаций в
таких американских и канадских периодических изданиях, как “Washington Times”,
“Washington Post” и “Montreal Gazette”
ГЛАВА 1. НАФТА в действии
Североамериканскиое
соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами
Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения
увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение
содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров
наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной
торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг,
интеллектуальной собственности, конкуeренции и передвижения деловых людей через
границы.[4]
НАФТА
увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила
привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента
вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а
прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.
Однако что
более важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-американское Соглашение о
свободной торговле (FTA) стимулировали значительный прогресс в
производительности и специализации в канадской экономике и способствовали
повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентноспособности цены.
Результатом стало повышение общей конурентноспособности канадского экспорта как
товаров, так и услуг.
Широкая сфера
торговли является основной движущей силой экономического роста и создания новых
рабочих мест в окрытой экономике, примером которой является Канада. Отношение
экспорта товаров и услуг к валовому национальному продуту (ВНП) в 1996
составило 38.4 процента[5]
и сделало Канаду самой глобально интегрированой изо всех стран большой
семерки.
В результате
четырех лет претворения в жизнь, НАФТА развило существующие тенденции к
конвергенции рынков в Северной Америке. Это демонстрируют показатели 1997 года,
которые отражают 388.3 миллиарда долларов США в общей двусторонней торговле
Канады с партнерами по НАФТА, более 200 миллиардов долларов США исходящих и
входящих иностранных прямых инвестиций и более 50 милиардов долларов США в
торговле и услугах между Канадой и США.[6]
Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого спктра товаров, услуг,
финансовых ресурсов и технологий уже существуют и процветают во в значительной
мере интегрированой коммерческой среде.
НАФТА обладает
четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является
Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне
министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением
и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при
интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов
и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в
1997 году и в Мексико в начале 1998 года.
Министры
согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие
Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на
конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным
архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА
предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны
свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования
торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм
НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов.
Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя
происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и
субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и
передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты
ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы
и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более
гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей
либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить
последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов
на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают
арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя
обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур
разрешения споров.
В настоящее
время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в
соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и
Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли
подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении
подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами,
чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других
консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет
найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы
группой экспертов.
Администрирование
положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую,
американскую и мексиканскую национальные секции Секритариата НАФТА. В первые
девять месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений
группами экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное
рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 были приняты восемь решений группой
экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.
Двадцатая
глава Североамериканского солашения о свободной торговле установливает
институциональный механизм и процедуру разрешения споров. На конец 1996 года в
соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один
из которых был передан для арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе
дополнительно оговариваются специальные процедуры для разрешения любых споров,
касающихся финансовых услуг.[7]
Основываясь на
Канадско- американском соглашении о свободной торговле (FTA), НАФТА включает в
себя (в Главе 19) уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими
две страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной
пошлины, замещая тем самым юридическое рассмотрение и каждой из трех стран.[8] Со времени принятия НАФТА
поступило уже 73 запроса на расмотрение вопроса группой экспертов, в
соответствии с Главой 19 Соглашения.
Что же
касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует
процедуры “смешанного “ арбитража между инвестором, чьим интересам наносится
ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах
установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым
банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. НАФТА также
требует от национальных агенств уважения к принципам справедливости и
прозрачности.
На
национальные секции НАФТА возложена ответственноть и за разрешение споров по
другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в
рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была
возложена ответственность за администрирование процесса разрешения споров
согласно Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и
такая же ответственность по канадско -чилийскому соглашению о свободной
торговле.
НАФТА создавалось
как соглашение, направленное вовне, потенциально рассчитанное на расширение за
счет присоединения к нему новых участников.[9]
Страны, уже состоящие в НАФТА, в общем, придерживаются той позиции, что
членство в НАФТА должно быть открытым для всех стран, изъявляющих желание
присоединится к Соглашению и способных принять на себя обязательства,
налагаемые им, включая параллельные соглашения по вопросам труда и окружающей
среды.
Уже начиная с
1994 года начались разговоры о присоединении Чили к НАФТА, хотя официальные
переговоры по этому вопросу начались только в июне 1995 года, и эти реальные
шаги к расширению состава участников Соглашения сразу же получили как
сторонников, так и противников. Представители первых, как в Канаде так и в США
аппелировали к тому, что более прочные экономические связи с Чили создадут
больше возможностей для торговли и инвестиций на этом рынке, характеризующемся
высокими темпами роста. Любимым высказыванием партии сторонников присоединения
Чили стали слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году: “Каждый доллар,
на который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает день
рабского труда, а часы ненужной работы, которая требуется для этого, крадутся
из бесценного времени, предназначенного на выполнение личных обязанностей
каждого.”[10]
И на самом деле, правительство, ограничивающее мировую конкуренцию среди
производителей с помощью тарифов или других торговых барьеров, увеличивает
налоговое бремя всех потребителей, в том числе и в своей стране.
Сами Чили неоднократно
доказывали свою готовность присоединитьсяк НАФТА. Еще за несколько лет до
заключения Соглашения они пошли на существенное снижение тарифов, но к 1997
темпы этого снижения пошли на убыль, так как в Чили возникли опасения, что
дольнейшее снижение тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их
присоединения к НАФТА. С связи с этим чилийские тарифы на некоторое время
зависли на уровне 15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть
снижены еще больше, в обмен на снижение торговых сборов и больший доступ на
рынки будущих торговых партнеров.[11]
Казалось бы,
учитывая положительные результаты начальной деятельности НАФТА, его влияния на
развитие экономик стран-участниц, идея расширения не должна была встретить
препятствий на пути к претворению в жизнь, но в США у нее все же появился ряд
оппонентов. Часть консерваторов высказывалась за сохранение торговых барьеров
для защиты некоторых блаприятствуемых отраслей и занятых в них сотрудников, а
часть либералов стояли за сохранение барьеров с целью защиты окружающей среды и
своих сторонников, состоящих в профсоюзах.
Страницы: 1, 2
|