Местные налоги:
а) налог на имущество физических
лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения
(регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок
зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется
законодательством о Земле.
в) регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в
бюджет по месту их регистрации ;
г) налог на строительство объектов
производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли : сбор
устанавливается районными, городскими (без районного деления ), районными (в
городе), коллективными, сельскими органами исп. власти. Сбор уплачивается
путём приобретения разового талона или временного патента и полностью
зачисляются в соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и
предприятий, учреждений, и организаций, независимо от их организационно -
правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и др.
цели.
Ставка сборов в год не может
превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной оплаты
для физического лица, а для юридического лица - размера 1% от годового
фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера
минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются
соответствующими органами гос. власти, а в посёлках и сельских населённых
пунктах на собраниях и сходах жителей.
з) налог на рекламу : уплачивают
юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не
превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
и) налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают
юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке,
не превышающей 10% суммы сделки;
к) сбор с владельцев собак. Сбор
вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере,
не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты
труда в год;
л) лицензионный сбор за право
торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические
лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере : с юридических
лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда
в год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной
оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих
вечера, балы, гуляния и др. мероприятия - половины установленного законом
размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;
м) лицензионный сбор за право
проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не
превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую
выпущены лотерейные билеты;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру,
сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной
квартиры, в размере, не превышающем ¾ установленного законом размера
минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и
качества жилья;
о) сбор за парковку автотранспорта.
Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных
для этого местах в размере, установленном местными органами гос. власти;
п) сбор за право использования
местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется
местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5%
стоимости реализуемой продукции;
р) сбор за участие в бегах на
ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих
лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых
местными органами гос. власти, на территории которых находится ипподром;
с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор
вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не
превышающем 5% суммы выигрыша;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на
тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате,
установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
у) сбор со сделок, совершаемых на
биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о
налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки
в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;
ф) сбор за право проведения кино и
телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие
съёмки, требующие от местных органов гос. управления осуществления
организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами
гос. власти;
х) сбор за уборку территорий
населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере,
установленном органами гос. власти;
ц) сбор за открытие игорного
бизнеса. Плательщиками сбора явл. юридические и физические лица - собственники
указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки
сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти.
К 2001 году правительство
России собиралось ввести 35-процентный налог на выигрыши в казино. Именно
перспектива стать налоговыми агентами больше всего пугает деятелей игорного
бизнеса. Заставлять игорный бизнес удерживать налог с выигрышей клиентов -
абсурдно: ведь они играют на деньги, оставшиеся после уплаты налогов.
Получается двойное налогообложение.
Налоги, указанные в пунктах "а"-"в" устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные
ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ
или решением органов гос. власти краёв, областей, автономной области,
автономных округов, районов, городов и иных административно -территориальных
образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Налоги, указанные в пунктах
"г" и "д" могут вводится гор. органами власти, на территории
которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в
районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых
платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков,
городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные
бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.
Налоги и сборы, предусмотренные
пунктами "з"-"ц" могут устанавливаться решениями районных и
городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в
районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских
орг. власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и
сельских населённых пунктов. Расходы предприятий и организаций по уплате
налогов и сборов, указанных в пунктах "ж" и "з",
"ф" и "х" относятся на финансовые результаты деятельности
предприятий, земельного налога на себестоимость продукции ( работ, услуг).
Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за
счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
Из местных налогов
общеобязательны только 3 - налог на имущество физических лиц, земельный, а
также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью. Что касается земельного налога, то объект налогообложения,
налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по этому налогу
определяются Земельным кодексом РСФСР и специальным Законом РСФСР "О плате
за землю".
Впервые юридические и физические
лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и персональные
компьютеры, платят налоги (ставка до 10%). Сбор со сделок, произведенных на
товарных биржах и при продаже и покупке валюты, взимается с участников этих
сделок - 0,1% от суммы сделки.
Предложения о проведении налоговой
реформы могут внести Президент Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации. При этом все предложения о налоговой реформе вносятся только в
соответствии с Законом об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
Российской Федерации.
Наиболее крупным доходным источником с
1993 года становится налог на добавленную стоимость, оттеснив на второе место
налог на прибыль. (Приложение №1). Насколько это правомерно? Безусловно, налог
очень удобен с точки зрения его взимания, обеспечивает быстрое поступление
денежных средств в бюджет, равнонапряженное обложение на всех стадиях производства
и реализации продукции (работ, услуг). Он возмещает выпадающие доходы от отмены
налога с оборота и налога с продаж, тем более, что сфера его действия гораздо
шире.
В то же время нельзя не отметить и
другие факторы. В условиях острейшего товарного кризиса и отсутствия
конкуренции производителей в монополизированной экономике налог на добавленную
стоимость, оплачиваемый по очень высокой ставке - 23%, приводит к
дополнительному повышению розничных цен, требует дополнительных компенсаций в социальной
сфере и усиливает, таким образом, инфляционные процессы. Последствием его введения
становится увеличение не только доходов, но и расходов (хотя и в меньшей степени)
государственного бюджета России и местных бюджетов. Тяжесть налогового бремени,
хотя и распределенная по этапам производства и дальнейшего движения продукта, в
конечном счете, ложится на покупателя.
Косвенные налоги на потребление
действуют практически во всех странах с развитой рыночной структурой. Обычно
они выступают в двух основных формах: налог на добавленную стоимость или налог
с продаж. Поэтому имеет смысл сравнить ставки на целевое назначение этого
налога в различных странах. В США одним из главных доходных источников бюджетов
штатов является налог с продаж. Отчисления от него направляются и в муниципальные
бюджеты. Ставка колеблется от 3% в штатах Вайоминг и Колорадо до 8,25% в
Нью-Йорке. В Японии налог с продаж взимается по ставке 3%, в Канаде - 7,5%. В
европейских странах косвенные налоги на потребление обычно выше. Так, в
Германии налог с продаж составляет 14%, а по основным продовольственным товарам
- 7%. В Финляндии уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 19,5%.
Сравнение позволяет сделать вывод о
фискальной, нежели стимулирующей роли налога на добавленную стоимость в нашей
стране, о вынужденных мерах уменьшить бюджетный дефицит даже ценой возможного
суждения налоговой базы. Рассматривая перспективы развития, следует сделать
вывод о возможности снижения налоговой ставки и расширении льгот.
Налог на добавленную стоимость
дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для
нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой
от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой
потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. На протяжении многих
лет у нас эту роль выполнял налог с оборота. Рыночная экономика неизбежно порождает
необходимость в акцизах. В 1992 году акцизы введены в виде процентной надбавки
к розничной цене изделия, что связано с либерализацией цен. В мировой практике
они обычно устанавливаются в виде фиксированной денежной суммы на одно изделие.
Налогообложение доходов юридических
лиц имеет определенные преимущества. Главное из них состоит в том, что
государство получает реальную возможность свести к минимуму свое вмешательство
в размеры выплачиваемой на негосударственных предприятиях и в организациях
заработной платы. Оно может лишь в порядке социальной защиты населения устанавливать
минимальный уровень заработной платы и не регулировать верхнюю шкалу. Ведь
налоги получены еще до выплаты заработной платы. Есть и другие факторы. Тем не
менее, в 1992 году введен в действие Закон "О налоге на прибыль
предприятий и организаций". Основным аргументом в пользу введения, как и
раньше, налога на прибыль было то, что, как показывает мировая практика,
введение подоходного налога с юридических лиц оправдано лишь в условиях
сбалансированной экономики с отработанным механизмом рыночных цен, примерно
одинаковым уровнем рентабельности, налаженной законодательно утвержденной
системы антимонопольного регулирования и ряда других факторов, позволяющих
равномерно распределить налоговое бремя на всех налогоплательщиков. Переход к
налогообложению дохода вместо прибыли мог негативно сказаться на деятельности
ряда производственных отраслей и в первую очередь на отраслях, связанных с
производством энергоносителей. Налог на доход может оказаться также чрезмерно тяжелым
для вновь создаваемых предприятий предпринимательского сектора экономики,
многие из которых в первые годы своего существования не получают прибыли, но
окажутся плательщиками налога. Особенно это коснется предприятий и организаций
малого бизнеса, сейчас бурно развивающегося во всех сферах, выступающего
антиподом государственного монополизма.
В то же время введенный в 1992 году
налог на прибыль претерпел крупные изменения по сравнению с аналогичным
налогом, действовавшим ранее. Отмечен механизм применения предельного уровня
рентабельности для исчисления налога.
Введен порядок, согласно которому
льготы даются не отдельным предприятиям или организациям, а приоритетным
отраслям производства. Предусмотрено частичное освобождение от налога сумм
прибыли, направленных на инвестиции для развития производства. Принципиально
новым для практики взимания налогов в нашей стране является освобождение от
налогообложения на срок до 5 лет прибыли, направляемой на погашение убытков,
образовавшихся в предыдущем году. С 1992 года все юридические и физические лица
стали плательщиками налога на имущества. Предприятия и организации платят его в
региональные бюджеты (республик, краев, областей). Регулируется его размер
региональными органами власти, но верхний уровень устанавливается
законодательно. Физические лица вносят 0.1% от стоимости своего недвижимого
имущества и крупных транспортных средств (исключая автомобили) в местные
бюджеты.
Вообще характерной чертой новой
налоговой системы России становится появление большой группы местных налогов и
сборов. Местные органы согласно законодательству могут вводить 21 вид налогов,
из которых 3 являются общеобязательными. Остальные 18 устанавливаются (или не
устанавливаются) по решению местных органов управления. По большинству местных
налогов предельная ставка ограничена законодательством Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|