В Великобритании налоги можно классифицировать по пяти крупным группам. В
соответствии с этим структура налоговых поступлений 1992—1993 финансовый год была такова.
1. Прямые налоги на доходы — 45,9%. В эту группу входят: подоходный
налог, налог на капитал, налог на наследство.
2. Косвенные
налоги - 31,4%.
Наиболее крупным
доходным источником из них служит налог на добавленную стоимость.
3. Местные налоги — 9,6%. Наиболее крупный из них — налог на недвижимость.
4. Налоги на деловую активность — 7,4%.
5. Прочие налоги —
5,7%.
Действуют три ставки подоходного налога. Облагаемый доход до 2500 фунтов
стерлингов —20%, от 2501 до 23700 фунтов стерлингов — и свыше 23 700 фунтов стерлингов — 40%.
Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась следующим
образом: 52% — 35—33%. Малому бизнесу
предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки — 25%. Критерием выступает не численность работающих в компании, а
полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс.
фунтов стерлингов в год.
К прямым налогам
можно отнести взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату
пенсий и пособий. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов
дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю полностью освобождены от уплаты взносов. Если
же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю.
Как уже
упоминалось, главное место среди косвенных налогов занимает налог на
добавленную стоимость.
Стандартная ставка НДС в
Великобритании 17,5%. Но при этом не облагаются
следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства,
импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования,
оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги,
детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные
услуги.
Среди косвенных
налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются
алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на
спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с
литра). Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к
цене. товара. Ставка акцизных
сборов колеблется обычно в пределах от 10 до 30%. К косвенным налогам
относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог с игорного бизнеса. Из
местных налогов основным является налог на имущество.
Иначе обстоит
дело в Германии. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу
три или два бюджета. Так, подоходный налог физических лиц (этот основной
источник государственных доходов) определяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются федеральный
бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей
земли 5% — в местный бюджет. Налог на
корпорации делится в пропорции на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую
деятельность взимается местными органами давления, но им остается 50%, а вторая половина перечисляется в
федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость распределяется
по всем трем бюджетам. Говоря об этом налоге Германии, часто применяют термины
«налог с продаж» или «налог с оборота». Соотношения распределения этого налога
могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит
регулирующим источником дохода. Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где
вменяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов.
Основными видами
налогов в Германии являются: подоходный налог физических лиц, налог на
корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на
имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного
участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог,
налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла,
винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на
развитие добычи нефти и газа на территории Германии.
Из налогов на
юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на
добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28%. Общая ставка налога в настоящее
время составляет 15%. Но основные
продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по
уменьшенной ставке — 7%.
Налог на доходы
корпораций взимается в среднем по ставке 42%.
Промысловый налог — один из основных местных налогов, им
облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся
промышленной, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления
налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка
определяется муниципальными органами. Например, ставка 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов. При этом
необлагаемый минимум составляет 36 тыс.
марок дохода и 120 тыс. марок капитала.
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме :акциза на
пиво, идущего в бюджеты земель.
Социальные
отчисления от фонда заработной платы составляют ,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции
между нанимателем и работником.
Местные налоги
носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая
активность в регионах.
Достаточно близка
к германской налоговая система Австрии. Налог на доходы корпораций взимается
по ставке 34%. Налог на добавленную
стоимость составляет
20%, а для
продовольственных товаров, книжно-журнальной продукции и медикаментов
применяется пониженная ставка 10%.
В Италии
прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный
и уплачивается в бюджет
по фиксированной
ставке 36%.
Обычная ставка налога на добавленную стоимость в Италии составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со
скидкой -— 13,9 и 4°/о. Со скидкой
облагаются продовольственные товары, самая низкая ставка может применяться
только к государственным предприятиям.
Вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связанные с ними
операции не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Косвенные налоги на потребление применяются к некоторым специфическим
видам товаров. К ним относятся, например, крепкие алкогольные напитки, пиво,
спички, бананы, строительные материалы.
Итак, прямые
подоходные налоги на физических и юридических лиц, включающие налогообложение
земли и недвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление
обеспечивают главную часть доходов страны.
Налог на рекламу служит муниципальным налогом. Им облагаются рекламные
объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и
открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны
разные. Они зависят от финансового состояния муниципалитета, а также
дифференцируются в зависимости от видов и целей рекламной деятельности.
Налог на автотранспорт носит двойной характер. Он функционирует как
государственный и как местный. Им облагаются все владельцы транспортных
средств: юридические и физические лица. Ставка налога дифференцируется в
зависимости от объема цилиндра и мощности мотоpa, выраженной в лошадиных силах.
Высокие налоги
функционируют в Скандинавских странах. Рассмотрим налоговую систему небольшой,
но развитой в промышленном отношении Дании.
Крупные доходы
приносит налог на добавленную стоимость. Его ставка по сравнению с общемировым
уровнем достаточно высока
— 25°/о. Налог
на прибыль корпораций уплачивается по ставке 34%, что соответствует мировому уровню.
Акцизами
облагается достаточно обычная группа товаров народного потребления по
дифференцированным ставкам. Это алкогольные напитки, табачные изделия, бензин,
легковые автомобили. Для последних эта ставка наиболее высока - 180%.
Экспортные товары освобождаются от акцизов и от налога на добавленную
стоимость.
Налог на
социальное страхование составляет 3% фонда оплаты труда. Две трети его уплачивает работодатель и одну треть — наемный работник.
Налог на
имущество устанавливают муниципалитеты, но в законодательно разрешенных
пределах от 0,6 до 5%. Юридические и физические лица
уплачивают его по одинаковым ставкам.
В Швеции налог на корпорации
составляет в настоящее время 30%. Но
до 1991 г. он был на уровне 52%, т.е. одним из наиболее высоких среди развитых стран. Налог на
добавленную стоимость взимается в государственный бюджет по ставке 25%. Для продовольственных товаров
ставка понижается до
21%, для
гостиничных услуг — до 12%. От уплаты НДС помимо экспортных
товаров освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело,
услуги учреждений культуры.
Акцизами
облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин,
энергия.
Общая сумма
начислений на фонд оплаты труда составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельцах фирмы, то
несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже
несколько выше, а именно
39,3%.
Приведем ставки налога на доходы корпораций в некоторых не упомянутых
западноевропейских странах: Бельгия — 43%, Греция
— 49, Испания — 35, Норвегия — 28, Португалия — 36,5, Турция — 46, Финляндия — 33%. На
этом фоне исключением выглядит Швейцария с весьма льготной налоговой ставкой
всего 9,8%.
5.3. Налоговая система Японии
Остановимся на
некоторых аспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфические
особенности и несколько отличается от налоговой системы США и
западноевропейских стран.
В Японии
функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений
образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счет местных налогов. Затем
значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный
бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В
стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый
из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Налоговая система Японии, как в
США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать
каждый орган территориального управления.
Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется
законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в
остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно
классифицировать по трем крупным группам.
Первая — это прямые подоходные налоги на
юридических и физических лиц.
Вторая — прямые налоги на имущество.
Третья — прямые и косвенные потребительские
налоги.
Основу бюджета
составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый
высокий доход государству приносит подоходный с юридических и
физических лиц. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный
подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог в размере 5%
государственного, что дает ставку 1,67% прибыли, и городской (поселковый,
районный) подоходный налог в размере 12,3% государственного, или 4,12% прибыли.
Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую
деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. В суммарном итоге в доход
бюджета изымается около
40% прибыли юридического
лица.
Ко
второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и
физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества. Переоценка его
производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все
недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.
Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к
другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе
относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство,
налог на ирригацию и улучшение земель.
Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж,
взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов
началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.
Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев
автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на
развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в
гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же
группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении
определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане
не облагается при его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется трехпроцентный налог.
Общегосударственными
обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный
налог с физических лиц и налог на доходы корпораций. Региональные налоги и
местные налоги — преимущественно косвенные:
налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы. Местные органы
управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное
и поземельное обложение, промысловые налоги. Законодательство в области
налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках
государство.
При всей
множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к
минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы, по крайней мере,
основные тенденции во второй половине 80-х — начале 90-х годов. Для всех стран характерно преобладание налогов,
взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в
то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских
бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.
В отличие от
государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и
регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Заключение.
Опыт западных
государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо
копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики
Российской Федерации. При высоких ставках налога снижаются стимулы к трудовой
и предпринимательской деятельности, к нововведениям, снижается экономическая
активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику». Конечно,
трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу
налогообложения. Она должна быть основательно откорректирована на практике.
Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные
и психологические факторы. Американцы, например, считают, что при таких ставках
налогов, как в Швеции, Дании, в США никто бы не стал работать в легальной
экономике. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной степени был связан
со снижением предельных ставок налогообложения.
Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из
того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой
налога, чем один — два источника — с высокой. Этому учит и мировой
опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация
источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?
Во-первых, заметим, что наибольшая
доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации
приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль
юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, . Великобритании, Германии, США, Японии
лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает
подоходный налог с физических лиц, во Франции — соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц. Во-вторых, сравним сами ставки
налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по
следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка
налога составляет 34%, в Великобритании —35%, Бельгии — 43%, Германии — 50% (ставка налога на нераспределенную
прибыль). В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости
от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной
деятельностью, платят начиная с 2001 г. в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 7,5 %.. Сумма налога, исчисленная по
налоговой ставке 14,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ. И сумма налога,
исчисленная по ставке 2%, зачисляется в местные бюджеты. Для фирм, занимающихся
посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по доходам от казино, видеотек
и т.п. ставки могут доходить до 80% от
прибыли. В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги
приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия «опережает»
многие страны. (В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов.) Такое количество
налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того,
растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов.
С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными
гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавьте к
этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС),
постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и
станет ясно, что налоговая система России нуждается в совершенствовании.
Назрела острая необходимость в упорядочении как количества налогов, так и в
методах их взимания, что приведет к повышению собираемости налогов.
Список
используемой литературы:
1. Черник
Д.Г., Глинкин А.А., Морозов В.П., “Налоги”, Москва, изд. “Финансы и статистика”,
2000 г.
2. Камаев
В.Д. и колл. авт., “Экономическая теория”, Москва, “Гуманитарный
исследовательский центр “ВЛАДОС”, 1997 г.
3. А.В.
Перов, А.В. Толкушкин, “Налоги и налогообложение”, Москва, изд. “Юрайт-М”, 2002 г.
4. Уткин
Э.А. “Цены. Ценообразование. Ценовая политика”
Москва, изд.
“ЭКМОС”, 1998 г.
5. С.В.
Разгулин, “О некоторых вопросах установления налогов и сборов”, журн. “Налоговый вестник” №№
9,11,12 2001 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|