рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Направления расходования средств федерального бюджета

2.2.Ведомственная классификация бюджетных расходов

При  такой классификации при росписи бюджетных расходов указывается конкретный получатель средств бюджета – министерство, ведомство, учреждение. Классификация расходов по ведомственному признаку близка к классификации по экономическому содержанию в том смысле, что для каждой суммы легко определить получателя, ответственного за законное и эффективное  использование бюджетных средств. Такая группировка позволяет осуществлять более эффективный контроль за расходованием бюджетных ресурсов.

При составлении ведомственной структуры расходов федерального бюджета сначала указывается наименование министерства или ведомства и выделенная ему сумма бюджетных средств. Затем эта сумма распределяется на выполнение различных задач и функций данного министерства.

В каждом министерстве обязательно предусмотрены затраты на осуществление государственного управления, то есть на содержание аппарата управления самого министерства. Во многих министерствах и ведомствах предусмотрены расходы на осуществление международной деятельности, в частности, сотрудничество с иностранными государственными и международными организациями. В большинстве министерств некоторая часть расходов  (крайне незначительная) направляется на проведение фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.Довольно большие суммы выделяются на содержание промышленно-энергетического комплекса, находящегося на балансе министерства или ведомства. И, наконец, значительные суммы бюджетных средств направляются на выполнение различных федеральных целевых программ.

Таким образом, с помощью данной классификации можно проследить структуру расходов каждого министерства и ведомства и изменить ее при неэффективной работе. То есть ведомственная классификация позволяет совершенствовать систему государственного управления путем финансового контроля за министерствами  и оптимизации их работы.

 

 

2.3. Классификация расходов бюджета по их предметной

направленности

Предметная направленность денежных потоков – важный критерий  классификации расходной части бюджета. В развитых странах, в соответствии с этой классификацией, выделяют следующие основные группы бюджетных расходов:

·        военные расходы;

·        расходы, связанные с  вмешательством государства в экономику;

·        расходы на содержание государственного аппарата управления;

·        расходы на социальные цели;

·        предоставление субсидий и кредитов другим странам.

В России, с точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы:

·      финансирование отраслей хозяйства;

·      финансирование социально-культурных мероприятий;

·      финансирование науки;

·      финансирование обороны;

·      содержание правоохранительных органов и органов государственной власти;

·      расходы на внешнеэкономическую деятельность;

·      создание резервных фондов;

·      расходы по обслуживанию государственного долга;

·      прочие расходы и выплаты.

Классификация бюджетных расходов по их предметной направленности во многом  пересекается с функциональной классификацией и является, в некоторой степени, ее обобщенным вариантом.

Таким образом, целесообразно уделить основное внимание функциональной классификации расходов бюджета.

2.4. Функциональная классификация бюджетных расходов

Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак. Классификация бюджетных затрат по функциональному признаку является наиболее распространенной. Как правило,  при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.

Функциональная классификация бюджетных расходов  отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. К этим функциям относятся:

·        государственное управление и местное самоуправление;

·        судебная власть;

·        международная деятельность;

·        национальная оборона;

·        правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

·        фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

·        промышленность, энергетика и строительство;

·        сельское хозяйство и рыболовство;

·        охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

·        транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

·        развитие рыночной инфраструктуры;

·        жилищно-коммунальное хозяйство;

·        предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

·        образование;

·        культура, искусство и кинематография;

·        средства массовой информации;

·        здравоохранение и физическая культура;

·        социальная политика;

·        обслуживание государственного долга;

·        пополнение государственных запасов и резервов;

·        финансовая помощь бюджетам других уровней;

·        утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

·        мобилизационная подготовка экономики;

·        формирование целевых бюджетных средств;

·        прочие расходы.

На формирование этих направлений ежегодно выделяются определенные суммы бюджетных средств. По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей  за счет средств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств.

Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств бюджета.

К расходам на государственное  управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. В структуре федерального бюджета к этим органам относят Президента РФ, законодательные и исполнительные органы государственной власти, финансовые и налоговые органы. Кроме того, предусмотрена статья, в которой отражаются прочие затраты на государственное управление.

Объем расходов на управление в основном состоит из затрат на содержание аппарата управления, объем которых, в свою очередь, определяется штатным расписанием и сметой расходов.В штатном расписании указывается количество и структура персонала, схема начисления заработной платы, месячный фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов представляет собой документ, в котором  предусматривается общая сумма затрат и ассигнования на отдельные цели.

При составлении этих документов все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление.

Расходы на судебную власть включают в себя несколько направлений, существование которых обусловено проведением судебной реформы. При этом бюджетные ассигнования выделяются на :

·     материально-техническое обеспечение органов юстиции и сотрудников этих органов;

·     внедрение института суда присяжных заседателей; перестройку  системы судопроизводства, исходя из принципов состязательности равноправных сторон;

·     совершениствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону;

·     расширение возможностей граждан по обжалованию в суде неправомерных действий должностных лиц.

Финансирование затрат в области  международной деятельности охватывает международное сотрудничество, выполнение международных договоров в различных сферах, налаживание культурных, научных и информационных связей с иностранными партнерами и различными международными организациями.

Расходы на национальную оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Они включают в себя расходы по следующим направлениям:

·  закупка вооружений и военной техники;

·  научно-исследовательские работы;

·  пенсии военослужащим;

·  содержание вооруженных сил;

·  капитальное строительство;

·  прочие военные расходы.

Часть военных расходов финансируется также по другим статьям бюджета. Например, расходы на содержание внутренних войск финансируются по статье “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства”.

Отметим, что государство стремится создать условия для сокращения военных расходов. Однако в последние годы тенденции к их снижению по-прежнему не наблюдается.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства осуществляютя соответствующими органами государственной власти, функцией которых является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности и интересов общества и государства от противоправных посягательств. Бюджетные ассигнования при этом направляются на содержание следующих государственных органов:

·        органы внутренних дел;

·        внутренние войска;

·        уголовно-исправительная система;

·        органы налоговой полиции;

·        органы государственной безопасности;

·        органы пограничной службы;

·        таможенные органы;

·        органы прокуратуры;

·        государственная противопожарная служба.

Следует отметить, что  с течением времени в федеральном бюджете РФ возрастают расходы на содержание таможенных органов, так как при этом в более значительной степени увеличивается объем поступающих от них доходов.

Финансирование фундаментальных научных исследований в РФ осуществляется в крайне незначительном объеме. При этом бюджетные ассигнования в основном направляются  на развитие приоритетных направлений науки и техники.

Направление средств бюджета на промышленность, энергетику и  строительство обусловлено низкой рентабельностью этих отраслей экономики, в результате чего возникает их упадок и необходимость государственной поддержки. Большая часть расходов бюджета по этим направлениям- капитальные расходы.

Структура расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство выглядит следующим образом:

·     большая часть ресурсов направлена на сельскохозяйственное производство;

·        на рыболовное хозяйство направляется незначительная часть средств;

·        значительная доля средств направляется на земельные ресурсы;

·        доля финансирования прочих сельскохозяйственных ресурсов крайне незначительна.

В структуре расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику наибольшую долю составляют расходы на транспорт. Это связано с необходимостью модернизации существующей транспортной системы, обновления основных фондов, возмещения убытков от пассажирских перевозок, которые не покрываются за счет тарифов.

Примерно половину из расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляют затраты на содержание, ремонт и отопление жилого фонда.Также значительная часть бюджетных средств направляется на финансирование убытков жилищно-коммунальных организаций, связанных с временной невозможностью повышения тарифов.

К расходам на образование относятся ассигнования образовательным учреждениям следующих типов:

·      дошкольные;

·      общеобразовательные;

·      профессиональные ( начальные, средние, высшие: послевузовские);

·      дополнительного образования;

·      специальные и другие.

Большая часть расходов приходится на государственные образовательные учреждения, где за счет средств бюджета финансируется большинство текущих и капитальных затрат. Ассигнования негосударственным учреждениям связаны, прежде всего, с предоставлением им различных льгот.

Расходы на культуру, искусство, кинематографию и средства массовой информации включают в себя бюджетное финансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственных организаций культуры и искусства, а также затраты на проведение различных культурных мероприятий.

В расходы на здравоохранение и физическую культуру входят затраты на содержание государственных медицинских учреждений, оплату труда медицинских работников, приобретение оборудования и расходных материалов и т.п.

Социальные расходы бюджета включают финансирование затрат на оказание социальной помощи населению, содержание учреждений социального обеспечения, реализацию различных социальных программ.

Обслуживание государственного долга предполагает погашение и выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу.

К расходам целевых  бюджетных фондов относятся расходы Федерального дорожного фонда РФ, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федерального экологического фонда РФ и других.

В составе прочих расходов отражаются затраты на создание резервных фондов, проведение выборов и референдумов, поддержку малого предрпринимательства  и т.д.

Функциональная классификация позволяет полностью отслеживать финансирование государственного сектора экономики, а также осуществить влияние государства на программы в негосударственном секторе.Это является несомненным преимуществом данной классификации.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.