Таким образом, усиление тенденций старения оборудования обусловлено,
прежде всего, снижением темпов ввода нового оборудования и вывода устаревшего.
Коэффициент обновления по промышленности в целом снизился за
последние 10 лет с 7,5% до 1,12%, то есть почти в 7 раз.
Снизились и ранее невысокие темпы вывода устаревшего
оборудования. В 1990 г. – 2,73%, в 1999 г. они составили 1,65%.
Средний фактический срок службы оборудования в промышленности
составляет сейчас около 30 лет, что в 2,5 раза выше нормативного срока (около
12 лет).
При нынешних темпах обновления и ликвидации оборудования, его
средний возраст будет увеличиваться не менее чем на 1 год и процесс старения
фондов и технологическое отставание не будут преодолены.
Анализ использования производственных мощностей показывает,
что значительная часть оборудования ввиду его физического и морального износа
не задействована в производстве.
Даже в пределах одной отрасли, но в различных производствах,
степень использования оборудования отличается. Чем выше доля обработки, тем
ниже и уровень использования мощности.
Характерный пример – черная металлургия. Добыча руды и
производство кокса – мощности используются почти полностью – 90%. Производство
чугуна – 84%, более высокий передел – сталь – 71%, прокат – 63%, и, наконец,
уже при производстве продукции с более высоким уровнем применения технологий
(стальные трубы, прокат с упрочняющей термической обработкой) ~ 30%.
То же самое можно наблюдать и в химической промышленности.
Загрузка оборудования для производства продукции, требующей более сложных
технологий (трубы и детали трубопроводов их термопластов, стеклопластики,
лакокрасочные материалы) – около 20%, тогда как при производстве аммиака, серы,
апатитового концентрата – 60-70%.
По этой причине наиболее низка загрузка оборудования в
машиностроении – в среднем 15-20%.
В течение цикла деловой активности в зависимости от его роста
или спада меняется и загрузка производственной мощности. Имеющиеся свободные
мощности обусловливают восстановление экономической активности во время подъема
деловых циклов. Отчасти это наблюдается и в России в 1999-2000 годах. Однако
существует и определенный предел загрузки оборудования. И если у одних
производств таким верхним пределом может служить недостаточный объем мощностей
(капитала), то в высокотехнологичных производствах, и особенно в машиностроении
таким верхним пределом служит качество оборудования и использование технологий.
Значительная доля устаревшего оборудования является препятствием для
дальнейшего роста производства[3].
1.2.
Характеристика
промышленности
Экономика любой страны состоит из множества отраслей:
промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли
и др. Но основой, фундаментом ее является все же промышленность.
Решающей сферой для подъема экономики в целом является
промышленность, и именно на ее росте должны быть сосредоточены усилия всех
ветвей власти и основных экономических структур[4].
Под активной промышленной политикой следует подразумевать
комплекс целевых воздействий, направленных на хозяйственные процессы в
промышленной сфере для достижения необходимых результатов, прежде всего,
увеличения темпов роста, модернизации технологической базы, повышения качества
и конкурентоспособности продукции и освоения рынков. Это позволит расширить
ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и обновления
этой отрасли. В промышленности создается основной объем валового внутреннего
продукта (ВВП), кроме того, промышленность определяет технический уровень
других отраслей хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, ее
положительная динамика предопределяет все общественное развитие.
Промышленность России отличалась существенной технологической
отсталостью еще в период до начала рыночных преобразований 90-х годов.
Большинство предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, за
исключением отдельных отраслей оборонного комплекса, располагало устаревающей
производственной базой и практически не осуществляло модернизации, ранее
несколько корректировалось довольно значительным объемом ввода новых мощностей,
создававшихся на более современной технической базе и в основном за счет
импортного оборудования. Однако в целом нарастал технологический отрыв
отечественной промышленности от мирового уровня. В начале 90-х годов ситуация
резко ухудшилась в силу общего промышленного спада, нарастания неплатежей, финансовой
разрухи подавляющего большинства предприятий. В этот период первоочередными
стали острейшие проблемы выживания, и ни о какой модернизации за счет средств
предприятий не могло быть и речи (повсеместной практикой на протяжении ряда лет
было использование амортизационных фондов на цели потребления). Объем капиталовложений в
промышленно-производственные фонды сократился за 90-е гг. примерно в 5-6 раз по
сравнению с дореформенным периодом, когда даже при значительных
капиталовложениях увеличивалось технологическое отставание. В истекшем
десятилетии наряду с моральным критически нарастал физический износ
производственного аппарата во многих отраслях он превысил 50%, что
предопределило невозможность выпуска качественной продукции, рост числа аварий
и технологических катастроф, травматизма и смертности на производстве[5].
В конечном итоге ухудшение отраслевой структуры
промышленности отрицательно сказалось на эффективности общественного
производства и не способствовало выходу экономики страны из затянувшегося
кризиса. Отсюда можно сделать вывод, что государство должно управлять
структурными сдвигами в экономике, в том числе и в промышленности, для
достижения своих ближайших и дальних перспектив[6].
1.3.
Структурная
политика переходного периода
Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на
совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное
воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий,
льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития
отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных
исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем
налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции,
стимулирования инвестиций.
Важной задачей структурной политики переходного периода,
особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка
отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие
государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий,
поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Одним из главных направлений структурной политики в этот
период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы
аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на
инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение
этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в
инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного
регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее
эффективные объекты реального сектора.
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой
структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала
рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое
развитие в плановой экономике – производство потребительских товаров и оказание
услуг (финансовых, информационных, социальных)[7].
1.4.
Селективная
структурная политика. Механизмы реализации селективной структурной политики.
Ограничения селективной структурной политики
Важным аспектом переходной экономики является задача по
осуществлению структурных сдвигов в национальной экономике в интересах
социальной ее ориентации, технического перевооружения производства и повышения
его эффективности. Важнейшим инструментом государственного воздействия может
стать селективная структурная политика. Избирательность структурной политики
предопределяется, во-первых, тяжелым кризисным положением всей национальной
экономики; во-вторых, самодовлеющей ориентацией огромной части
производственного аппарата на выпуск средств производства; в-третьих, возникшей
дезорганизацией механизма общественного воспроизводства и отсутствием
инструментария саморегуляции экономического развития; в-четвертых,
необходимостью поэтапной переориентации технико-производственного аппарата на
новые виды хозяйственной деятельности с целью не только не допустить
дальнейшего спада производства, но и стимулировать его расширение на выбранных
основных направлениях социально-экономического развития страны.
Селективная структурная политика предполагает реализацию
системы государственных мероприятий, подкрепленных созданием
финансово-экономических условий заинтересованности хозяйствующих субъектов и
направленных на обеспечение перелива капиталов в намеченные к ускоренному
развитию сферы хозяйственной деятельности. Она предполагает оказание
целенаправленной государственной поддержки выбранным группам предприятий и
организаций, способным к относительно быстрой реорганизации, модернизации или
переориентации производства.
Опора исключительно на рыночные механизмы селекции
жизнедеятельных предприятий и структурных изменений в национальной экономике
уже дала разрушительные последствия.
Селективная структурная политика представляет собой общие
контуры и внутреннюю структуру наиболее новых организационных форм управления и
регулирования отдельных сфер хозяйственной деятельности в виде акционерных и
холдинговых компаний, межотраслевых и межрегиональных ассоциаций,
финансово-промышленных групп, банковских союзов, совместных предприятий. Другим
механизмом реализации селективной структурной политики государства является
финансово-кредитное, денежное и налоговое регулирование. Несмотря на то, что
данная система регулирования более приближена и полнее вписывается в общий
рыночный механизм воздействия на общую экономическую ситуацию в стране, она
открывает широкие возможности избирательного манипулирования такими
экономическими инструментами, как учетные ставки, рестриктивная или
экспансионистская кредитная политика, налоговые ставки и налоговые льготы, не
говоря уже об ускоренной амортизационной политике, индексации амортизационных
отчислений, регулировании цен, системе преференций и ограничений для
иностранного капитала, осуществлении последовательной и гибкой таможенной
политики.
Если исходить из того, что осуществление структурных сдвигов
в экономике — это задача долгосрочного периода, то структурная политика должна
учитывать и исходить из обеспечения процесса общественного воспроизводства, в
котором четко просматриваются контуры укрупненной модели межотраслевого баланса
и межрегионального экономического равновесия. В связи с этим целесообразно
проводить разграничение между приоритетными направлениями развития национальной
экономики и структурными преобразованиями в ней. Конечно, это не означает их
противопоставления друг другу, но, подчеркивая их взаимосвязь и определенное
единство, необходимо помнить об их различии.
Выделение приоритетных направлений развития экономики — это
скорее экономическая политика, сориентированная на решение возникающих текущих
проблем. Следовательно, она имеет в своем составе мероприятия в большей степени
средне- и краткосрочного характера. Задача заключается в принятии экстренных и
неотложных мер воздействия на хозяйствующие субъекты путем создания
благоприятной или неблагоприятной рыночной, финансово-кредитной среды в
соответствующих сферах, чтобы добиться в них улучшения положения.
Когда речь идет о структурной перестройке народного хозяйства
такого уникального государства, как Россия, необходимо добиться более
эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев
российской экономики. Суть структурной политики — сформировать оптимальную
структуру народнохозяйственного комплекса, чтобы наиболее эффективно
использовать имеющиеся в распоряжении общества ресурсы. Поэтому структурную
политику необходимо отнести к всеобъемлющему макроэкономическому мероприятию,
тогда как приоритетные направления развития экономики носят и мезо-, и микроэкономический,
но всегда избирательный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|