рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека)

Вест-индский экономист Уильям Артур Льюис родился на острове Сент-Люсия, в Британской Вест-Индии, в семье Иды Луизы (в девичестве Бартон) и Джорджа Фердинанда Льюиса, школьного учителя, иммигранта из Антигуа. Отец умер, когда Л. было 7 лет, оставив воспитание пяти сыновей на долю матери. Л. отзывался о своей матери как о «в высшей степени дисциплинированном и трудолюбивом человеке, превосходящем в этом отношении всех, кого я когда-либо знал. И она передала эти качества своим детям».

Когда в 1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. Будучи слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить правительственную стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в 1933 г. Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но позднее вспоминал: «Это казалось безрассудным, так как ни правительство, ни частная фирма не наняла бы на работу чернокожего инженера». Поэтому он выбрал более практичное направление учебы, которая включала бухгалтерский учет, коммерческое право и курс хозяйственного управления.

В 1937 г. он получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. Несмотря на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности «экономика промышленности». В следующем году ему предложили годичный контракт для преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен ассистентом лектора. В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948 г. оставался в Лондонском университете, после чего стал профессором политэкономии в Манчестерском университете.

Академическая деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики и экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще оставался в ЛШЭ. Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего руководителя экономического факультета, он начал читать лекции по истории экономики в период между первой и второй мировыми войнами, когда цикл экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот курс лекций позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов «Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"), опубликованный в 1949 г. Свою новаторскую работу в области экономики промышленности Л. обобщил в книге «Накладные расходы: очерки по экономическому анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал сосредоточиваться во все большей степени на экономических проблемах так называемого «третьего мира».

Окончание второй мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в странах «третьего мира», которые экономисты прозвали «Югом», в отличие от развитых капиталистических стран, названных «Севером». В то время большинство экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с тем, чтобы обеспечить быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного проведения «плана Маршалла» (названного по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы.

В процессе своей исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. «Третий мир», как правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными, эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках. Полученные таким образом прибыли сформируют те сбережения и тот капитал, в котором так сильно нуждаются страны «третьего мира» для своего экономического промышленного прогресса.

По мнению Л., «третьему миру» требуется нечто иное, отличное от «плана Маршалла». Внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса. Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Первый подход Л. к этой его модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций «Экономическое развитие в странах с низким доходом» ("Economic Development in Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор Шульц.

К 1955 г., когда Л. опубликовал «Теорию экономического роста» ("Theory of Economic Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он допустил, что мировое экономическое производство состоит из «стали» (готового промышленного продукта развитого мира), «кофе» (экспортной монокультуры, базирующейся на природных ресурсах «третьего мира») и «продовольствия» (производимого и там, и там). Он не мог воспользоваться моделью Хекшера – Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) для условий мировой торговли, потому что «кофе» не может производиться в развитых странах «Севера». Ключевым товаром было принято «продовольствие», которое производится с высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью на «Юге», что и определяет неблагоприятные для последнего условия торговли. Основным путем улучшения торгового баланса и обеспечения развития «третьего мира» поэтому было признано повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в расширяющийся промышленный сектор на «Юге».

Центральным пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4 или 5% их национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс главным образом состоял в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля (как это было в 50-е и 60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и экономическое, и социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал трудности централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и под руководством демократических правительств. Он был одним из первых экономистов, поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен экономический рост, и выступивших в пользу эволюции мировой экономики как единого целого.

Теории Л. вызревали в ходе его практической работы в странах «третьего мира». С 1957 по 1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при премьер-министре Ганы, был заместителем исполнительного директора Специального фонда Организации Объединенных Наций и вице-президентом Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в дворянское звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в качестве профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил дополнительную должность профессора кафедры политической экономии Принстонского университета. В 1970 г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что стал основателем и президентом Карибского банка развития на Барбадосе.

Л. также проявил интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, которое он считал схожим с положением населения «третьего мира». Он поднял вопрос о введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит дорогой к прогрессу.

Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом Теодором Шульцем «за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам развивающихся стран». В своей Нобелевской лекции «Замедление механизма роста» ("The Slowing Down of the Engine of Growth") Л. соединил свои теории относительно природы мировой торговли и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые страны не должны больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых стран.

Расширением региональной торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое собственное развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он также обвинил развитые страны в «недостатке осознания» ими «взаимной зависимости» обоих типов экономики.

В 1938 г. Л. женился на Глэдис Изабе ле Джекобс с острова Гренада, которая тогда работала школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное время любит слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки.

Л. удостоен почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы экономики и член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост члена совета Королевского экономического общества, президента Экономического общества Ганы и члена Экономического консультативного комитета Национальной ассоциации поддержки цветного населения.

Источник информации:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W. Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992

Дата публикации:

4 ноября 1999 года

 

 

МИД (Meade), Джеймс

род. 23 июня 1907 г.

Премия памяти Нобеля по экономике, 1977 г.совместно с Бертилем Улином

Английский экономист Джеймс Эдуард Мид родился в Суонидже, графство Дорсет, в семье Чарлза Хиппсли Мида и Кэтлин (в девичестве Коттон-Стейплтон) Мид. Основными предметами в Лэмбрук-скул и Мальверн-колледже, где он учился соответственно с 1917 по 1921 г. и с 1921 по 1926 г., были латинский и греческий языки, равно как и в Ориэл-колледже, в Оксфорде. Только в 1928 г., когда М. перешел во вновь созданную в Ориэл-колледже Школу философии, политики и экономики, он начал изучать экономические науки.

Его интерес к этим наукам был вызван «нелепым и зловредным», как он это называл, уровнем безработицы в Британии в период между войнами, а также влиянием его «горячо любимой, но несколько эксцентричной тетки, старой девы». Она была последовательницей майора Дугласа, английского экономиста, который развивал теорию, утверждавшую, что болезнь современного хозяйства вызвана недостаточной покупательной способностью. Предлагаемое им решение проблемы состояло в увеличении покупательной способности через контроль над ценами и распределение «социального кредита» среди потребителей. Хотя занятия М. экономикой быстро ослабили его веру в идеи Дугласа, они не подорвали его интереса к разработке политики, направленной на улучшение экономического благосостояния.

После получения в 1930 г. степени магистра М. Был избран членом Хертфорд-колледжа Оксфордского университета, что дало ему возможность продолжать учебу еще в течение года. Получив от Денниса Робертсона приглашение учиться в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение дополнительного года, М. не преминул воспользоваться возможностью включиться в группу экономистов, прозванную «цирком». В эту группу входили Робертсон, Ричард Кан, Пьеро Сраффа, Джоан и Остин Робинсон. Эта группа часто всречалась с Джоном Мейнардом Кейнсом, и в ней обсуждались идеи, которые в конечном счете вызвали появление книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» ("The General Theory oy Employment, Interest, and Money", 1936). Это «интеллектуальное пиршество, – вспоминал позднее М., – явилось самым впечатляющим годом моей жизни».

Вернувшись в 1931 г. в Хертфорд-колледж в качестве члена его штата и лектора по экономическим проблемам, М. продолжал поддерживать связи с кейнсианскими революционерами в макроэкономической теории. В 1936 г. он опубликовал книгу «Введение в экономический анализ и экономическую политику» ("An Introduction to Economic Analysis and Policy"), ставшую одним из первых учебников, в которых содержалась попытка дать систематизированное изложение теории Кейнса. Его сохраняющийся интерес к проблемам безработицы в сочетании с интересом к международным проблемам позволил ему принять в 1937 г. предложение поступить на работу в Секретариат Лиги Наций в Женеве. Там в качестве редактора «Мирового экономического обзора» ("World Economic Survey") он продолжил выполнение исследовательской программы, начатой Бертилем Улином. Над этой программой работала внушительная группа экономистов, среди которых были Ян Тинберген и Тьяллинг Купманс.

После начала второй мировой войны М. вернулся в Англию в 1940 г. для работы в экономическом отделе британского правительственного кабинета. Вместе с Ричардом Стоуном он подготовил первую официальную оценку счетов национального дохода Соединенного Королевства. Там же, в правительстве, М. принимал участие в разработке послевоенного экономического и внешнеполитического курса Великобритании. Он помогал подготовить правительственную Белую книгу 1944 г. по политике занятости, в которой объявлялось обязательство принять меры к поддержанию после войны низкого уровня безработицы. Он работал также в составе группы Кейнса над проблемами перестройки международной финансовой и торговой системы путем создания Международного валютного фонда. Международного банка реконструкции и развития и особенно Генерального соглашения по тарифам и торговле.

В 1946 г., через год после прихода к власти лейбористской партии, М. был назначен директором экономического отдела и занимал этот пост до 1947 г. После этого он вернулся к академическим занятиям, став профессором в Лондонской школе экономики на следующие десять лет. В этот период он написал труд «Теория международной экономической политики» ("The Theory of International Economic Policy"), но даже два объемистых тома из этого труда – «Платежный баланс» ("The Balance of Payments", 1951) и «Торговля и благосостояние» ("Trade and Welfare", 1955) – «не исчерпали всего разнообразия проблем международных отношений», как говорил он позднее, убедившись, что его «первоначальный замысел был чересчур амбициозным».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.