Вест-индский
экономист Уильям Артур Льюис родился на острове Сент-Люсия, в Британской
Вест-Индии, в семье Иды Луизы (в девичестве Бартон) и Джорджа Фердинанда
Льюиса, школьного учителя, иммигранта из Антигуа. Отец умер, когда Л. было 7
лет, оставив воспитание пяти сыновей на долю матери. Л. отзывался о своей
матери как о «в высшей степени дисциплинированном и трудолюбивом человеке,
превосходящем в этом отношении всех, кого я когда-либо знал. И она передала
эти качества своим детям».
Когда в 1929 г.
Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. Будучи
слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным
чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить
правительственную стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в
которую он поступил в 1933 г. Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но
позднее вспоминал: «Это казалось безрассудным, так как ни правительство, ни
частная фирма не наняла бы на работу чернокожего инженера». Поэтому он выбрал
более практичное направление учебы, которая включала бухгалтерский учет,
коммерческое право и курс хозяйственного управления.
В 1937 г. он
получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. Несмотря
на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему
была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности
«экономика промышленности». В следующем году ему предложили годичный контракт
для преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен
ассистентом лектора. В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948
г. оставался в Лондонском университете, после чего стал профессором
политэкономии в Манчестерском университете.
Академическая
деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики и
экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы
слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще
оставался в ЛШЭ. Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего
руководителя экономического факультета, он начал читать лекции по истории
экономики в период между первой и второй мировыми войнами, когда цикл
экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот курс лекций
позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов
«Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey
1919...1939"), опубликованный в 1949 г. Свою новаторскую работу в
области экономики промышленности Л. обобщил в книге «Накладные расходы:
очерки по экономическому анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in
Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал
сосредоточиваться во все большей степени на экономических проблемах так
называемого «третьего мира».
Окончание второй
мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями
европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в
странах «третьего мира», которые экономисты прозвали «Югом», в отличие от
развитых капиталистических стран, названных «Севером». В то время большинство
экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать
свою прибыль от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с
тем, чтобы обеспечить быстрый экономический рост. Их взгляды получили
подтверждение в ходе успешного проведения «плана Маршалла» (названного по
имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с которым массированное вливание
финансовых средств для капиталовложений и технического оборудования
содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы.
В процессе своей
исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он подошел к
экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит
и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. «Третий
мир», как правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных
рабочих. Будучи обученными, эти работники могли бы быть привлечены к работе в
растущих секторах торговли и обрабатывающей промышленности при относительно
низких издержках. Полученные таким образом прибыли сформируют те сбережения и
тот капитал, в котором так сильно нуждаются страны «третьего мира» для своего
экономического промышленного прогресса.
По мнению Л.,
«третьему миру» требуется нечто иное, отличное от «плана Маршалла». Внешняя
торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического
прогресса. Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но
высказался за повышение прибыли, финансирование промышленных капиталовложений
и осуществление крупных инвестиций в народное образование, т.е. в
человеческий капитал. Первый подход Л. к этой его модели был опубликован в
1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций «Экономическое
развитие в странах с низким доходом» ("Economic Development in
Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор
Шульц.
К 1955 г., когда
Л. опубликовал «Теорию экономического роста» ("Theory of Economic
Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он
допустил, что мировое экономическое производство состоит из «стали» (готового
промышленного продукта развитого мира), «кофе» (экспортной монокультуры,
базирующейся на природных ресурсах «третьего мира») и «продовольствия»
(производимого и там, и там). Он не мог воспользоваться моделью Хекшера –
Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) для условий мировой
торговли, потому что «кофе» не может производиться в развитых странах
«Севера». Ключевым товаром было принято «продовольствие», которое
производится с высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью
на «Юге», что и определяет неблагоприятные для последнего условия торговли.
Основным путем улучшения торгового баланса и обеспечения развития «третьего
мира» поэтому было признано повышение производительности сельского хозяйства
и инвестирование сбережений в расширяющийся промышленный сектор на «Юге».
Центральным
пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за
короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4
или 5% их национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс
главным образом состоял в расширении промышленного сектора с его довольно
высокой прибылью. Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в
образование. В таких благоприятных условиях будет расти как региональная, так
и мировая торговля (как это было в 50-е и 60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут
продвигаться вперед совместно, а не за счет друг друга. К экономическому
росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и экономическое, и
социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал трудности
централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и
под руководством демократических правительств. Он был одним из первых
экономистов, поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен
экономический рост, и выступивших в пользу эволюции мировой экономики как
единого целого.
Теории Л.
вызревали в ходе его практической работы в странах «третьего мира». С 1957 по
1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при
премьер-министре Ганы, был заместителем исполнительного директора
Специального фонда Организации Объединенных Наций и вице-президентом
Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в дворянское
звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и
международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в
качестве профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил
дополнительную должность профессора кафедры политической экономии Принстонского
университета. В 1970 г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что
стал основателем и президентом Карибского банка развития на Барбадосе.
Л. также проявил
интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, которое он
считал схожим с положением населения «третьего мира». Он поднял вопрос о
введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку
придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит
дорогой к прогрессу.
Л. разделил
Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом
Теодором Шульцем «за новаторские исследования экономического развития... в
приложении к проблемам развивающихся стран». В своей Нобелевской лекции
«Замедление механизма роста» ("The Slowing Down of the Engine of
Growth") Л. соединил свои теории относительно природы мировой торговли и
ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые страны не должны
больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых стран.
Расширением региональной
торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое собственное
развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он
также обвинил развитые страны в «недостатке осознания» ими «взаимной
зависимости» обоих типов экономики.
В 1938 г. Л.
женился на Глэдис Изабе ле Джекобс с острова Гренада, которая тогда работала
школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у
них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное
время любит слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки.
Л. удостоен
почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая
Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера,
Уэльса, Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы
экономики и член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост
члена совета Королевского экономического общества, президента Экономического
общества Ганы и члена Экономического консультативного комитета Национальной
ассоциации поддержки цветного населения.
Источник
информации:
Лауреаты
Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The
H.W. Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями,
издательство «Прогресс», 1992
Дата публикации:
4 ноября 1999
года
|