| Общие вопросы организации бизнеса |
5. Устойчивось и накопление капитала .
Финансовый
результат - конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия,
выраженный в форме прибыли. Прибыль - важнейший показатель, характеризующий
деятельность всего коллектива предприятия.
Предварительная
оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных
бухгалтерского баланса, “Отчета о финансовых результатах и их использовании
", а также " Приложения к балансу предприятия ".
На данной стадии анализа формируется первоначальное
представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе
имущества предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между
показателями, т.е. производим анализ платежеспособности и ликвидности
предприятия.
Одним из важнейших критериев финансового
положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой
принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным
обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то
предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным
обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается
ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства,
реализуя текущие активы.
Исходя из сказанного, в практике аналитической работы
используют целую систему показателей ликвидности (см. таблицу
в конце главы). Рассмотрим важнейшие из них.
Коэффициент абсолютной ликвоидности показывает, какую
часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.
Нормальное ограничение этого коэффициента следующее: Кал ³ 0.2 : 0.5
Коэффициент критической ликвидности (промежуточный
коэффициент покрытия) - определяется как отношение денежных средств, ценных
бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам . Этот
показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена
не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную
продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Нормативное ограничение для
коэффициента критической ликвидности Ккл³1.
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)
представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным
обязательствам . Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы
покрывают краткосрочные обязательства. В общем случае нормальными считаются
значения этого показателя, находящиеся в пределах 2.
Другим показателем, характеризующим ликвидность
предприятия, является оборотный капитал, который определяется как разность
текущих расходов и краткосрочных обязательств. Иными словами, предприятие имеет
оборотный капитал до тех пор, пока Текущие активы превышают краткосрочные
обязательства (или в целом до тех пор, пока оно ликвидно).
В этой связи полезно определить, какая часть собственных
источников средств вложена в наиболее мобильные активы. Для этого
рассчитывается так называемый коэффициент маневренности.
Также,
наряду с коэффициентом маневренности целесообразно использовать Коэффициент
соотношения собственных и заемных средств. Он представляет собой частное от
деления всей суммы обязательств по привлеченным заемным средствам к сумме
собственных средств. Он указывает, сколько заемных средств привлекло
предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств.
Важное
значение для оцеки эффективности деятельности предприятия имеет динамика
величины фондов специального назначения (накопления и потребления). При этом
анализ должен учитывать различную функциональную роль указанных фондов в
механике финансирования деятельности предприятия. Поэтому анализ следует вести
раздельно в части средств, направляемые на прозводственные нужды
(инвестирование и пополнение оборотных средств) и нужды потребления.
Важным
вопросом в анализе структуры источников средств является оценка рациональности
соотношения собственных и заемных средств.
Привлечение
заемных средств позволяет предприятию оплатить срочные обязательства, а также
является способом расширения своей деятельности. При этом следует иметь в виду,
что использование отдельных видов заемных средств (ссуды банка, займы,
кредиторская задолженность поставщикам ит.д.) имеют для предприятия различную
стоимость. В обязательном порядке проценты за пользование заемными средствами
выплачиваются по ссудам банка. Плата по банковским процентам относится на
себестоимость продукции и на чистую прибыль.
При
расчетах с постащиками и подрядчиками плата за временное пользование средствами
кредиторов, как правило, не взымается, хотя в случае несвоевременной оплаты
предприятию придется заплатить пени (в процентах от суммы договора) за каждый
день просрочки. В условиях широко распространенного в нашей стране порядка
предварительной оплаты продукции дополнительным бесплатным источником
финансирования многих предприиятий-товаропроизводителей стали суммы средств,
поступающие от их покупателей. При этом практика показывает, что разрыв между
временем поступления денег на расчетный счет предприятия и времени отгрузки во
многих случаях измеряются месяцами.
Финансовое
положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того,
насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
Для
этого проводят . АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ, анализ движения
денежных средств
Существует
и используется система показателей эффективности деятельности, среди них
коэффициент рентабельности активов (имущества). Этот коэффициент показывает,
какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.
Показатель прибыли на вложенный капитал, называемый также рентабельностью
собственного капитала Другой важный коэффициент - рентабельность реализованной
продукции - (рентабельность продаж) Значение этого коэффициента показывает,
какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции.
Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию
предприятия.
Снижение
коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано
изменениями в структуре реализации, снижение индивидуальной рентабельности
изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.
Таблица №1
Коэффициенты устойчивости предприятия
|
Показатель
|
Назначение
|
Расчетная формула
и источники информации
|
1. Коэффициент
независимости
|
Характеризует
долю собст-венных источников в общем объеме источников
|
Источники
собственных средств * 100 / Валюта баланса-нетто
|
2. Коэффициент
финансовой устойчивости
|
Показывает
удельный вес тех источников финансиро-вания, которые могут быть использованы
длительное время
|
Источники
собственных средств + долгосрочные заемные средства * 100 / Валюта
баланса-нетто
|
3. Коэффициент
финансирования
|
Показывает, какая
часть деятельности предприятия финансируется за счет соб-ственных средств
|
Собственные
источники / заемные источники
|
4. Коэффициент
инвестирования (собственных источников)
|
Показывает, в
какой степе-ни источники собственных средств покрывают произ-веденные
инвестиции
|
Источники
собственных средств * 100 / Основные средства и прочие вложения
|
5. Коэффициент
инвестирования ( собственных источников и долгосрочных кредитов)
|
Указывает,
насколько соб-ственные источники и долго-срочные кредиты формируют инвестиции
предприятия
|
Источники
собственных средств + долгосрочные кредиты * 100 / Основные средства и
прочие вложения
|
При анализе финансовой
деятельности фирмы с помощью этих коэффициентов можно сделать вывод :
· Если значения всех коэффициентов выше приведенных
значений, то фирма работает эффективно;
· Если значение какого-либо показателя ниже
приведенных значений, то он должен быть под постоянным контролем руководства
фирмы;
· В случае если большинство коэффициентов находятся
ниже приведенных уровней необходимо серьезно проанализировать всю финансовую деятельность
фирмы.
6.Коммерческий интерес
Итак , целью ради
которой предприниматель занимается своим подчас нелегким трудом является
прибыль. Финансовые итоги деятельности предприятия находят свое
выражение в прибыли, величина которой составляет часть денежной выручки, равную
разнице между стоимостью продукции в оптовых ценах и полной себестоимостью
реализованной продукции.
Распределение
прибыли осуществляется в интересах: обеспечения стимулирующей роли прибыли в
достижении высоких количественных и качественных показателей производства;
использования прибыли в качестве важного источника финансирования капитальных
вложений, формирования собственных оборотных средств; усиления материальной
заинтересованности предприятий в более полном выявлении внутренних резервов.
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя
также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от
него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны
свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника,
то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к
примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не
заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В
таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в
общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского
процесса.
В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает
для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается
разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?
Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и
требуемого у ровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными
путями:
• подготовка
таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не
всегда эффективен по понятным причинам);
• привлечение
кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах ,
для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных .
Другой проблемой выступает необходимость вовлечения
наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают
две формы:
• вовлечение
наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;
• вовлечение
наемного работника в коммерческий интерес фирмы.
Первая форма свойственна европейской системе организации
труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции
и выполняет их с присущей ему умелостью.
Вторая форма характерна для японо-американской системы
организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в
должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим
результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения
работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и
наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки
зрения общества.
Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской
структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда. На
сегодняшний различают следующие :
Твердая гарантированная заработная плата
·Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной
или ежегодной) премией,
·Сдельная заработная плата.
·С использованием коэффициента эффективности.
·Сдельно-премиальная заработная плата.
·Тарифная заработная плата.
·Почасовая заработная плата.
Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению
работника лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для
работника в такой ситуации главное — выполнить надлежащим образом свои
обязанности а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия,
коллектива, для него не так важно.
Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы
важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован
как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности.
Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным
средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.
7. Комерческая тайна
В новых рыночно-конкурентных
условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не
только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и
предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной
собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от
различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные
меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.
Предпринимательская (коммерческая)
деятельность тесно взаимосвязана с получением, накоплением, хранением,
обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Возникает
вопрос: вся ли эта информация подлежит защите или только отдельные ее группы?
Если же для защиты выделяется только определенная группа информации, то по
каким критериям (свойствам) ?
Отвечая на поставленные
вопросы, следует подчеркнуть, защите подлежит не вся информация, а только та,
которая представляет ценность для предпринимателя. При определении ценности
предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями
(свойствами), как полезность, своевременность и достоверность поступивших
сведений.
Полезность информации состоит в том, что она
создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения
эффективного результата.
В свою очередь, полезность информации зависит
от своевременного их доведения (получения) до субъекта предпринимательства.
Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию
сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку.
Результат - время упущено, информация теряет свою полезность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|