Определение основных экономических показателей работы и анализ выполнения плана РУПС
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ И АНАЛИЗ
ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА РУПС
Пояснительная записка
к курсовой работе
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Выполнила
студентка гр. ПС441 Е.Ю.
Сохарь
Руководитель Е.С.
Романова
Минск 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1 Особенности отрасли связи на современном
этапе развития экономики. 4
2 Определение общей суммы и структуры выручки. 8
3 Основные средства и их использование. 11
3.1 Понятие и состав основных средств. 11
3.2 Оценка основных средств. 12
3.3 Расчет структуры основных средств. 15
3.4 Износ и амортизация основных средств. 17
3.5 Расчет и анализ стоимостных показателей
использования основных средств. 21
4 ОБоротные средства и расчет показателей
эффективности их использования. 30
4.1 Понятие и состав оборотных средств. 30
4.2 Расчет и анализ показателей эффективности
использования оборотных средств. 30
5 Трудовые ресурсы и их использование. 34
5.1 Понятие и состав трудовых ресурсов. 34
5.2 Расчет и анализ производительности труда. 35
6 Определение средней заработной платы.. 36
7 Расчет показателей себестоимости. 38
7.1 Понятие и состав затрат, включаемых в
себестоимость. 38
7.2 Расчет себестоимости 100 руб. выручки.
Структура себестоимости. 40
8 Прибыль и рентабельность. 45
8.1 Понятие и расчет показателей прибыли. 45
8.2 Понятие и расчет показателей
рентабельности. 49
9 Анализ полученных
результатов. 53
10 Разработка мероприятий по повышению
эффективности хозяственной деятельности РУПС.. 55
Заключение. 58
Литература. 59
ВВЕДЕНИЕ
Республиканское унитарное предприятие почтовой связи
постоянно занимается развитием и совершенствованием обслуживания жителей села.
Однако, программа возрождения и развития села, которая реализуется в настоящее
время, возложила на РУП «Белпочта» дополнительные обязательства. Перед отраслью
поставлена задача оказывать в отделениях связи агрогородков максимальный
перечень услуг, в том числе и банковских, организовать минимум по одному месту
доступа в Интернет, к концу 2010г. полностью завершить телефонизацию страны.
Министерством связи и информатизации принято решение в обязательном порядке
обеспечить сельское население услугами не менее двух операторов сотовой связи.
Таким образом, основной задачей почты на данный момент
является обеспечение сельского жителя таким же набором услуг, который
предоставляется и в городе. Для этого необходимо совершенствование услуг
почтовой связи в сельской местности, а также внедрение новых услуг на основе
применения информационных технологий. Следует отметить, что сотрудничество с
мобильными операторами открывает новые перспективы для предприятий связи.
Актуальность этой курсовой работы также можно объяснить
тем, что за 2005г. рентабельность РУП «Белпочта» составила всего лишь 0,9%, это
общая цифра, однако в сельской местности многие объекты почтовой связи являются
убыточными. Поэтому важно найти способ повысить рентабельность почтовых
отделений не только на селе, но и в городе.
Целью данной курсовой работы является разработка
мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности
объектов связи на примере конкретного РУПС.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо выполнить
следующие задачи:
- рассчитать основные экономические показатели работы узла почтовой связи
(структуру основных средств, стоимостные показатели использования основных
средств, показатели эффективности использования оборотных средств, состав
трудовых ресурсов предприятия, среднюю заработную плату и производительность
труда работников, себестоимость 100 руб. выручки, показатели прибыли и
рентабельности);
- произвести сравнительный анализ этих показателей;
- на основе анализа всех показателей сделать вывод о положительных и
отрицательных результатах работы узла;
- разработать мероприятия по повышению эффективности хозяйственной
деятельности узла.
1 ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ СВЯЗИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Отрасль связи относится к сфере материального производства,
так как в создании услуг связи принимают участие три фактора материального
производства:
-
средства труда;
-
предметы труда;
-
сам труд.
К средствам труда, с помощью которых осуществляется процесс
передачи информации, относятся производственные здания, станционные и линейные
сооружения, коммутационное оборудование и так далее.
В качестве предмета труда в производственном процессе связи
выступает информация, которая при ее передаче подвергается пространственному
перемещению.
Воздействие на предмет труда с помощью средств труда в
отрасли связи осуществляет работник.
Отрасль связи также имеет особенности, определяющие ее как
отрасль инфраструктуры. В то же время связь имеет ряд экономических
особенностей, отличающих ее от других отраслей экономики:
1)
Существенной особенностью является то, что
продукция связи носит невещественный характер. Продукцией связи является
передача сообщений (информации) на расстояние, а предметом отрасли является
само сообщение. Так как предмет труда является невещественным, то и продукция
связи является невещественной. Невещественный характер продукции предопределил
и соответствующую структуру себестоимости продукции связи, в которой удельный
вес сырья и материалов (вещественных носителей продукции) незначителен. Все
использующиеся в хозяйственной деятельности организаций связи материальные
ресурсы носят вспомогательный характер (запасные части для оборудования,
топливо для автомобилей и так далее).
2)
Особенностью производственного процесса по передаче
междугородных сообщений является участие в нем нескольких объектов связи,
расположенных в различных городах и районах страны. Поэтому для отрасли связи
весьма важно проведение единой технической политики, наличие единых правил
эксплуатации по каждому виду связи.
3)
Неразрывность процесса производства и потребления
продукции связи. Данная особенность отрасли связи накладывает повышенную
ответственность на организации связи перед потребителями по качеству
предоставляемых услуг, так как брак не может быть устранен в процессе
производства и потребления и бракованная продукция сразу поступает к
потребителю.
4)
В отличие от промышленности, где предмет
подвергается вещественному изменению, предмет труда в отрасли связи может
подвергаться только пространственному перемещению. Всякое другое изменение
означает ее искажение и наносит ущерб пользователю.
5)
Отдельные составляющие отрасли связи имеют большое
социальное значение. В первую очередь это относится к радиовещанию,
телевидению, почтовой связи.
6)
Размещение и развитие объектов связи тесно
увязывается с административно-территориальным делением страны, поэтому в
составе организаций связи имеются убыточные структурные подразделения. Их
закрытие не представляется возможным, так как они предоставляют услуги связи в
конкретных населенных пунктах.
7)
Продукция связи не может производиться равномерно
по часам суток, дням недели, месяцам года. Это связано с неравномерностью
поступления нагрузки. Данная особенность учитывается при составлении графиков
работы. Для обеспечения бесперебойной работы необходимо учитывать резерв
рабочей силы и производственной мощности.
8)
Средства связи подразделяются на два вида по своему
основному назначению: ведомственные средства связи и средства связи общего
пользования.
Конечный продукт деятельности организаций связи по приему,
обработке, передаче и доставке различного рода сообщений, программ радио и
телевидения принято называть услугой связи.
Услуги связи по видам сообщений делятся на:
1.
почтовые услуги;
2.
курьерские услуги;
3.
телекоммуникационные услуги:
- телефонные;
- пакетная передача данных;
- сетевая передача данных;
- телексные;
- телеграфные;
- факсимильные;
- звуковая почта;
- электронная почта;
- обмен электронными данными и др.
4.
аудиовизуальные услуги;
5.
другие услуги.
Услугой почтовой связи является конечный полезный результат
производственной деятельности подотрасли почтовой связи по перемещению в
пространстве почтовых отправлений.
К основным услугам почтовой связи относятся:
1.
прием, обработка, пересылка, вручение, досылка и
возврат любых почтовых отправлений;
2.
распространение, экспедирование и доставка
периодических изданий;
3.
продажа маркированной продукции;
4.
выплата пенсий, переводов;
5.
ЕMS, Экспресс.
К дополнительным услугам почтовой связи относятся:
1.
доставка почтовых отправлений на дом;
2.
упаковка, оформление и хранение почтовых
отправлений;
3.
аренда абонентских ящиков;
4.
наведение справок в адресном бюро;
5.
заполнение бланков сопроводительных документов,
описи вложения.
К нетрадиционным услугам почтовой связи относятся:
1.
ксерокопирование;
2.
ламинирование;
3.
продажа товаров народного потребления;
4.
страхование;
5.
прием коммунальных платежей;
6.
печать документов (сканирование);
7.
заявка на Деда Мороза;
8.
прием стеклотары;
9.
продажа талонов на проезд, интернет-карт;
10.
электронная почта и др.
В настоящее время отрасль связи активно развивается в целях
максимального приближения услуг связи к потребителям. О современном состоянии и
перспективах развития отрасли связи говорил на XII
белорусском конгрессе по технологиям информационного общества ТИБО-2005
В.И.Гончаренко.
В своем
докладе, В.И. Гончаренко, Министр связи Республики Беларусь, отметил, что на Министерстве
связи и информатизации сосредоточены функции государственного управления в сфере
телекоммуникаций и информатизации страны, что позволяет определять политику
совершенствования связи.
По телефонизации
населения Беларусь опережает своих ближайших соседей— СНГ и страны Балтии. Так,
сегодня в нашей стране введено в эксплуатацию более 3,3 миллионов стационарных
телефонных номеров. На 1 января 2006 года телефонная плотность на 100 человек
достигла уровня 35 телефонов (ГТС - 38,7 и СТС- 25,2).
Согласно
программе телефонизации страны на 2005–2010гг. стационарными телефонными
номерами будет обеспечено 37 из 100 человек. А в сельской местности
26 из 100.
На конец 2005г. число абонентов сотовой связи составило 4
млн [1].
В
настоящее время передающая сеть телевидения Республики Беларусь состоит из 26 мощных
многопрограммных телевизионных станций, 1 мощной однопрограммной станции и 23
ретранслятора малой мощности, 6 из которых являются многопрограммными.
Охват
населения эфирным телевизионным вещанием составляет: двумя программами 97,35%,
тремя программами - 86,75%, четырьмя и более программами - 74,93% и цифровым - 23,38%. Охват населения программами эфирного
радиовещания составляет: тремя программами - 95,30 %, четырьмя программами - 92,72 %, стереовещанием -89,47 % [2].
Так
же активно развивается и почтовая связь. К новым услугам, оказываемыми предприятиями почтовой связи на данном этапе
своего развития относятся:
1.
коммерческая корреспонденция с
оплаченным ответом (ККО);
2.
письменная корреспонденция
первого класса;
3.
аэрограмма;
4.
доставка цветов и подарков на
дом и в офис;
5.
печать
фотографий;
6.
и др.
Для
достижения наибольшего эффекта деятельность предприятий связи должна быть постоянно
направлена на улучшение качества работы, повышение конкурентоспособности, улучшение
систем обслуживания, предоставление широкого
спектра нетрадиционных и новых услуг, обеспечение доступности в услугах связи, то есть отрасль связи должна
максимально удовлетворять потребности
своих потребителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|