Опыт зарубежных стран в области менеждмента
Содержание.
1.
Ведение. 2-
3стр.
2.
История менеджмента: 3-7стр.
a.
Природа управления и
исторические тенденции его развития;
b.
Влияние
национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
3.
Основы менеджмента. 7-
12стр.
4.
Американский опыт
управления бизнесом. 13- 26стр.
5.
Японский опыт управления
бизнесом. 27- 37стр.
6.
Исламский опыт управления
бизнесом. 37- 42стр.
7.
Заключение. 43-
44стр.
8.
Литература. 45стр.
Это все он
(Дарья
Денисова).
Скончался
Питер Друкер — человек, который создал менеджмент Питера Друкера, ушедшего из
жизни 11 ноября, редко называют гуру. Чаще его называют arch-guru (выдающийся
гуру), founding father (отец-основатель), а еще — апостолом, патриархом,
пророком, великим и волшебным теоретиком менеджмента. И это не случайно. Говоря
о Друкере, сложно выделить его вклад в менеджмент: по всеобщему мнению, он сам
и есть менеджмент, он его создал от начала до конца.
Все
российские специалисты в области менеджмента, узнав о смерти Друкера,
реагируют
одинаково: сокрушенно и громко вздыхают, словно речь идет о кончине
знакомого
человека. Казалось, Друкер был и будет всегда. И не только ввиду
почтенного
возраста (он не дожил восьми дней до своего девяносто шестого дня
рождения),
но и потому, что он был в некотором смысле вездесущ — похоже, нет
такой
области науки об управлении, которая не базировалась бы на постулатах
Друкера.
«Друкер создал главное — язык, понятия, символы менеджмента, — говорит Виталий
Булавин, директор школы менеджеров 'Арсенал'. — Он создал поле, которое остальные
гуру только возделывали по частям. Конечно, до него научный подход к управлению
реализовал Фредерик Тейлор, но его концепция была сугубо механистической.
Можно сказать, что, как Эйнштейн сделал физику Ньютона частным случаем физики,
так и Друкер сделал теорию Тейлора частным случаем менеджмента».
Вначале было дело
Наиболее
известная работа Друкера, навсегда связавшая его имя с понятием «менеджмент»
(ее также называют библией современного менеджмента), — книга «Практика
менеджмента», впервые изданная в Америке в 1954 году и с тех пор переиздающаяся
почти каждый год.
Сейчас
трудно поверить, что профессия менеджера некогда была не очень уважаемой, да и
сами менеджеры не вполне понимали суть своей работы. Именно Друкер впервые
систематизировал функции менеджера и заговорил о том, что менеджер — самый
дорогостоящий ресурс предприятия, играющий исключительную роль в его
деятельности, элита бизнеса.
Сам
Друкер очень просто объяснял, что привело к рождению этого знания. В 1944
году
его пригласили в General Motors, чтобы провести исследование
управленческого
звена корпорации. Это исследование вкупе с консультационной
работой в General Electric, Sears, Roebuck &
Co. легло в основу двух
фундаментальных
трудов — «Концепция корпорации» (1946) и «Практика менеджмента» (1954).
«Чем
больше я работал с успешными и квалифицированными менеджерами, управлявшими
высокоэффективными предприятиями, тем яснее становилось для меня существование
науки менеджмента (или, по крайней мере, то, что такая наука должна
существовать), — говорил он. — Я все яснее понимал, что искусству менеджмента
можно научиться и, больше того, что этому искусству можно научить других. Но
для меня все более очевидным становилось и то, что в те времена науки
менеджмента просто не было.
Все,
чем мы в то время располагали, были какие-то байки из практики
руководителей.
Не было ни одной работы, в которой хотя бы делалась попытка
проанализировать,
изучить и представить менеджмент как самостоятельный вид
деятельности
со своим кругом обязанностей. Поэтому мне не оставалось ничего
другого,
как самому творить науку менеджмента, что я и сделал, написав эту книгу».
Мотив
— несоответствие прежней работы его жизненным ценностям: «Ценностью для меня
были люди. Я не видел смысла в том, чтобы быть самым богатым человеком на
кладбище». А вдруг кто-то еще сможет полюбить все человечество?”
Природа управления и исторические тенденции
его развития.
I. Развитие управленческой мысли.
История
управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики
управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период
длился до начала ХХ века, т.е. управление существовало, но его характер и
структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт
возможно, если обратиться к организациям, существовавшим в древности.
Сравнение старой и современной организации.
Старая
|
Современная
|
Отсутствие крупных организаций или их малое количество
|
Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций
|
Небольшое количество руководителей среднего звена
|
Большое количество любых руководителей
|
Управленческая работа не выделялась в отдельную работу
|
Существуют четкие управленческие группы и должности
|
Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы
|
Занятие руководящих постов с компетентностью и с соблюдением закона
|
Малое количество людей, способных принимать важное решение
|
Большое количество людей, способных принимать важное решение
|
Упор на приказ и интуицию
|
Упор на коллективную работу и рационализм
|
Развитие управления в
научно-технических дисциплинах происходит в начале ХХ века. В 1911 году Тейлор
опубликовал работу "Принципы научного управления" С этого момента
официальные источники стали считать менеджмент как науку.
Основные причины превращения
управления в науку: промышленная революция в Англии => появление гигантских
монополий, работа в которых требовала организации и координации действий.
Однако "Родиной" менеджмента становится не Англия, а США. Причины:
- США поддерживает идею образования для всех => появляется много
высокообразованных и способных к сложной деятельности работников.
- В США отсутствует государственное регулирование бизнеса =>
размеры предприятий быстро увеличиваются, и ставится задача
централизованного управления, то есть именно практика обнаружила
потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость
успехов в производстве от успехов в управлении.
II. Условия и факторы,
возникновения и развития менеджмента.
- Объективные изменения, происходящие в самом управлении под
влиянием различных факторов развития производства, общества, человека.
- Развитие управленческой мысли.
- Общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления
исторических фактов на каждом из этапов развития.
- Потребность в знании истории.
- Роль истории в социально-политической жизни страны.
- Структурирование исторических тенденций - потребностей будущего.
Влияние национально-исторических факторов на
развитие менеджмента.
I. Особенности национальной деловой культуры
Существуют три уровня культуры в бизнесе:
§
национальная культура;
§
организационная культура;
§
управленческая культура (стиль руководителя).
В России существует 2 основные проблемы:
проблема власти (поскольку руководитель в системе без власти – не
руководитель), проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых
организаций власть построена во-первых, сверху вниз, во-вторых, кластерами
(замкнутыми группами). Кластерная форма характерна для западных
бизнес-структур, но там такая группа – сплоченная команда. В отличие от Запада
в России работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и
функции каждого работника. На Западе работа в группе структурирована, задания,
и оценки каждого работника формализованы.
Принято выделять 4 основных вида мотиваций,
которые соответствуют той или иной группе стран или культур:
- достижение цели, где деньги играют большую роль (например, желание
стать лидером на рынке, первым выйти с какой-то новинкой и т.д.);
- защитная мотивация, то есть стремление к тому, чтобы никто не
вмешивался в дела, желание создать свой мир (эта группа стран больше всего
ценит стабильность);
- группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный
подход (здесь считают, что лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже);
- в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая
повысить качество жизни, согласны идти на риск.
По результатам исследований “новые русские” по
своей мотивации примыкают ко второй группе, которая больше всего ценит
стабильность, но в основном россияне предпочитают мотивацию на достижение и
отказались от мысли ничего не менять.
II Роль Российской культуры в системе
современного менеджмента
Определенную систематизацию в изучение и
описание российской культуры внесли работы Бердяева, Гумилева, Ключевского,
Чаадаева и др.
Ключевский приводит следующий перечень черт
национального характера русского человека: расчетливость, изворотливость в
мелких затруднениях, привычка в терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями;
больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед; больше осмотрительности, чем
предусмотрительности; кратковременное напряжение сил (аврал); каприз
собственной отваги (авось).
Делеганский указывает на такие
социальные установки современного русского архетипа, как способность к
терпению, духовность, приоритет духовного над материальным, широта русской
натуры, способность впитывать инородные культурные образования,
предрасположенность к социальной утопии к ожиданию чудесного и внезапного
преображения жизни. Эти стороны характера необходимо учитывать в деятельности
руководителей, как система государственного управления, так и менеджмента
организации. Кроме того следует различать культуру россиян, включающую свыше
100 национальных культур. Для культуры русского человека характерно: почитание
власти, желание участвовать в управлении, но не брать на себя ответственность.
При выборе формы участия людей в
управлении рекомендуется учитывать результаты исследований МГУ, в ходе которых
были получены две модели участия в управлении.
Модели участия в управлении
В России участие в управлении является долговременной
традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою
слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не
стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались
подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной,
поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной
культур.
Западная
|
Восточная
|
Преимущественно партисипативная модель участия
|
Преимущественно подданническая политическая культура
|
Индивид – основной элемент политики
|
Общность (семейная, клановая, профессиональная)
|
Устойчивые традиции политической демократии
|
Устойчивые традиции авторитаризма
|
Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней
|
Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней
|
Западные религии формируют открытый тип участия в политике
|
Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда
фанатичного в экстремальных условиях
|
Преобладание общенациональных интересов
|
Первостепенная роль национально-этнического фактора
|
Преобладание модернизма в общей и политической культуре
|
Устойчивость традиционной и политической культуры
|
Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и
усложнение политического развития
|
Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли
партий и общественных движений
|
Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам
политического менталитета
|
Резкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический
менталитет
|
Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их
использование в различных культурах
Япония
|
Россия
|
США
|
Работа в группе как цель
|
Работа в группе как средство
|
Работа в группе как средство
|
Способ жизни
|
Защитный элемент
|
Путь к рационализации
|
Естественное поведение
|
Необходимое поведение
|
Рациональное поведение
|
Привычка
|
Принуждение
|
Сознательность
|
Эффективность
|
Выживание
|
Производительность
|
Качество и способ сделать лучше
|
Масштаб или способ сделать лучше
|
Способ делать дешевле
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|