рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Организационно-правовые формы предприятий

Организационно-правовые формы предприятий

Тверской государственный университет










РЕФЕРАТ

 

по экономике

 

на тему

 

“Организационно правовые формы предприятий”



















Ермаков А.В.

Тверь 1999.


                                   

План

                     1.   Основные понятия и определения.       ( стр. 2)

                           1.1.  Отношения между предприятием и фирмой. ( стр. 4)

                           1.2.   Классификация предприятий.    ( стр. 4)


               2.   Организационно-правовые формы предприятия.     ( стр. 5)

2.1.         Хозяйственные товарищества и общества.   ( стр. 5)

                             2.2.    Другие организационно-правовые формы.   ( стр. 9)


               3.  Заключение.        ( стр. 11)


               4.  Глоссарий.            ( стр. 12)


               5.  Приложение.          ( стр. 13)
































1. Основные понятия и определения.


Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в пер-вой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприя-тие» и т. д. Наверное все слышали про печально известную фирму АО «МММ», кото-рая являлась акционерным обществом.

 Цель данной работы – это попытка разобраться, что означают эти термины, как они применимы к действительности. В работе, в основном, делается упор на российс-кую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затраги-ваются.

            В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения.

            Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского се-ктора. Предприятие как правило является юридическим лицом, однако, как будет пока-зано ниже, это утверждение не всегда верно.

            Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйст-венном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осущест-влять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обя-занности, быть истцом и ответчиком в суде.

            Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным аттрибутам, установленным законодательством  соот-ветствующего государства. Вышеприведенное определение соответствует существую-щему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании иму-щества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в от-ношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридичес-кие лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, пред-ставляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные коопера-тивы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собст-венности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитар-ные предприятия.

            Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель ко-торых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не свя-зана с извлечением прибыли – некоммерческие организации.

            Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут со-здаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных коопера-тивов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

            Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собствен-ности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой дея-тельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и ока-занию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

            Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъ-ект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг.

            Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собст-венности и хозяйствования.

            Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует фак-торы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к полу-чению максимальной прибыли.


1.1.   Отношения между предприятием и фирмой.


            В российской экономике принято рассматривать термины «предприятие» и «фи-рма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действитель-ности. В за-рубежной практике эти понятия различают. За рубежом предпрятие не обязательно яв-ляется собственником.

            Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными пу-тями:

     1) Фирма как бы «тиражирует» оптимальный тип предприятия на разных территори-ях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное про-изводство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д.

      2) Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.).

Конкретные пути реализации отношений:

      а) горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые произво-дят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увели-чивается;

      б) вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;

      в) конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.

            В данной работе термины «предприятие» и «фирма» для упрощения принято считать синонимами.


                        1.2.    Классификация предприятий.


            Предпринимательский сектор национального хозяйства как правило содержит огромное количество предприятий, которые можно для удобства, для определенных це-лей экономического анализа, сгруппировать по определенному ряду признаков. Наибо-лее распространенными являются группировки, классификации, по формам собствен-ности, по размерам, по характеру деятельности, по отраслевой принадлежности, по до-минирующему фактору производства, по правовому статусу.

            Исходя из двух основных параметров - числа работников на предприятии и объ-ема производства (продаж), по размерам предприятия можно разделить на малые, сред-ние и крупные.

            В Российской Федерации более всего распространены малые предприятия: на них приходится около 60 процентов от общего числа российских предприятий. В раз-ных странах малое предприятие определяют различным образом. По Закону «О госуда-рственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1994 года в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает определенных показателей: для розничной торговли и бытового обслу-живания этот показатель составляет 30 человек, для оптовой торговли он равен 50 че-ловекам, для научно-технической сферы и сельского хозяйства - 60 человек, для строи-тельного бизнеса и в промышленности он составляет 100 человек.


            2.   Организационно-правовые формы предприятия.


            Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

            По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на:  хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперати-вы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных пред-принимателей без образования юридического лица.

            Из всех типов предприятий (фирм)  в России наиболее распространены хозяйст-венные товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти типы.


2.1. Хозяйственные товарищества и общества.


Данные формы можно подразделить на :

            Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные това-рищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предприни-мательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обя-зательствам принадлежащим им имуществом.

            Управление предпринимательской деятельностью полного товарищества осуще-ствляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товари-щества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем со-брании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответствен-ность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утвер-ждение означает неограниченную ответственность товарищей.

            Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они преставляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

            Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в кото-ром наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества  предпринимате-льскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имущест-вом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (ком-мандитистов), которые несут риск убытков , связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении то-вариществом предпринимательской деятельности.

            Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более кру-пных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

            Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли опре-деленных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

            Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распрост-ранена среди мелких и средних предприятий.

            Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определе-нных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в оди-наковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредитель-ными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответствен-ность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с до-полнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

            Преимущества товариществ заключаются в следующем:

1)      товарищества легко организовать, т. е. практически просто заключается со-глашение между участниками и нет особых бюрократических процедур;

2)      экономические, в частности, материальные, трудовые, финансовые возмож-ности предприятия значительно увеличиваются;

3)      появляется возможность более высокой специализации участников товари-щества в управлении из-за большого числа участников;

4)      в Российской Федерации данное преимущество использовать невозможно: в некоторых западных странах в налогообложении для некоторых фирм мало-го бизнеса делается исключение – они являются юридическими лицами, но налоги платит не фирма, а ее владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Недостатки же подобных организационно-правовых форм, которые на первых этапах создания фирмы не всегда видны, проявляются в следующих моментах:

1)      участники товарищества не всегда однозначно понимают цели деятельности предприятия и средства достижения этих целей, т. е. у участников может проявиться несовместимость в интересах и, когда необходимо будет действо-вать со всей решительностью, участники либо будут бездействовать, либо их политика будет настолько несогласованной, что сия несогласованность мо- жет привести к убыткам, а то и к банкротству фирмы, причем опасней всего несогласованность по главным вопросам;

2)      финансовые ресурсы ограничены при развитии предприятия, и эта ограниче-нность не позволяет полностью раскрыть потенциал компании, ведь развива-ющееся дело требует новых капиталовложений;

3)      возникают сложности определения меры каждого в доходе или убытке фир-мы, сложно разделить, образно выражаясь, «нажитое вместе имущество»;

4)      существует некоторая непредсказуемость дальнейшей деятельности фирмы после выхода из нее одного из членов данного товарищества из-за некоторых пунктов существующего законодательства: «Участнику, выбывшему из пол-но го товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищест-ва, соответствующей доле этого участника в складочном капитале…» (Статья 78, п. 1, ГК РФ), «Участник общества с ограниченной ответственнос-тью вправе в любое время выйти из общества… При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в устав-ном капитале общества…» (Статья 94, ГК РФ): как правило большинство та-ких фирм просто разваливаются в подобной ситуации;

5)      данный недостаток характерен только для товариществ: существующая неог- раниченная ответственность, практически каждый участник несет ответстве-нность не только за какие-то свои управленческие решения, но и за решения всего товарищества или другого участника.

            Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отве-чают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общест-ва, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплати-вшие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного обще-ства в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.