|
|
Кострома – 1999 | ||||||||||
Введение |
3 |
||||||||||
I. Бухгалтерский учет расчетных операций |
4 |
||||||||||
1.1. Учет операций с банками |
4 |
||||||||||
1.2. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
17 |
||||||||||
1.3. Учет прочих расчетных операций |
38 |
||||||||||
1.4. Бухгалтерский учет взаимозачетов |
52 |
||||||||||
1.5. Роль и место ценных бумаг в расчетных операциях предприятия |
58 |
||||||||||
II. Аудит расчетных операций |
70 |
||||||||||
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками |
72 |
||||||||||
2.2. Расчеты по претензиям |
75 |
||||||||||
2.3. Расчеты по авансам полученным |
76 |
||||||||||
2.4. Расчеты с покупателями и заказчиками |
76 |
||||||||||
2.5. Расчеты с подотчетными лицами |
77 |
||||||||||
2.6. Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами |
78 |
||||||||||
2.7. Расчеты по оплате труда |
79 |
||||||||||
2.8. Расчеты по совместной деятельности |
82 |
||||||||||
2.9. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
84 |
||||||||||
Заключение |
87 |
||||||||||
Список литературы |
88 |
Введение
В условиях нашей развивающейся рыночной экономики и еще не устоявшегося налогового законодательства и нормативно-законодательной основы бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появление новых документов.
Расчетные операции являются одним из важнейших объектов бухгалтерского учета на предприятии. Они ведутся каждой организацией независимо от формы собственности, наличия основных средств и т.д.
В данной курсовой работе мы постарались рассмотреть наиболее важные и новые документы, регулирующие учет и аудит расчетных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов расчетных операций и их варианты.
В работе дано определение аудита, его цели и основные принципы, его регулирующие, и принципы его проведения.
Нижеизложенное ни в коей мере не претендует на полноту рассмотрения, изложения и анализа документов, а является простым обзором нормативно-законодательной базы и организации и проведения учета и аудита расчетных операций.
1. Бухгалтерский учет расчетных операций
1.1 Учет операций с банками
В рыночной экономике между предприятиями и банками постоянно совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств. Всевозможные расчеты, происходящие между предприятиями, также ведутся при помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием процесса производства.
Расчеты совершаются в двух формах: путем безналичных перечислений через систему банка или в виде платежей наличными деньгами.
Проведение кассово-расчетных операций через банк позволяет государству всесторонне контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Банк контролирует предприятия и в части соблюдения ими установленных фондов заработной платы, лимитов на командировки и хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов предприятий с госбюджетом по налогам, сборам, за своевременной оплатой счетов и платежных требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок и т.п.
Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. Перед бухгалтерским учетом в области учета денежных средств, расчетов и кредитов стоят следующие основные задачи:
- своевременное и правильное проведение необходимых расчетов, как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами;
- полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения денежных средств и расчетных операций;
- соблюдение действующих правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами, фондами и сметами;
- организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных средств и состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль за наличием и сохранностью денег в кассе, на расчетном и других счетах в банках;
- контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности, а также средств, полученных в порядке кредитования.
Порядок открытия и ведения расчетных
и прочих счетов в банках
В соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем – перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. На этом счете сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, и проводятся платежи другим предприятиям, а также выдача наличных денег в кассу предприятия. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк. Порядок производства и виды расчетов регламентируется письмом ЦБ РФ «О безналичных расчетах РФ» №14 от 9 июля 92г. (редакция 26.12.97); порядок оформления документов для безналичных расчетов в банке указан в «Положении о расчетных документах» №911, утвержденном 16 сентября 83г. (редакция 30.07.88).
Порядок открытия счетов регламентируется Инструкцией Госбанка СССР о расчетных, текущих и бюджетных счетах №28 от 30 октября 86г. (редакция 31.08.90) с дополнениями и изменениями в соответствии с письмами Госбанка СССР №1009 от 11 августа 87г., №301 30 июня 90г., №320 от 30 августа 90г. и другими.
В банковских учреждениях предприятиям, объединениям, организациям и учреждениям открываются расчетные, текущие и бюджетные счета.
Расчетные счета открываются хозяйствующим субъектам, состоящим на хозяйственном расчете, наделенным собственными оборотными средствами и имеющим самостоятельный баланс, наделенным статусом юридического лица. Расчетные субсчета открываются хозяйствующим субъектам, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения – магазины, склады, филиалы и т.п. – вне своего местонахождения. Такие счета открываются по ходатайству владельца основного счета и используются для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.
Текущие счета в учреждениях банка открываются хозяйствующим субъектам, не состоящим на хозяйственном расчете, не наделенным собственными оборотными средствами и не имеющим самостоятельного баланса. Текущие счета открываются структурным единицам производственных и научно-производственных объединений, другим хозрасчетным подразделениям организаций и учреждений, расположенным вне их местонахождения. Текущие счета открываются также: учреждениям и организациям, состоящим на государственном бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов; предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет республиканского бюджета для целевого использования; кооперативам по месту нахождения филиалов.
Для хранения временно свободных денежных средств и безналичных расчетов каждому предприятию в избранном им банке открывается прежде всего расчетный счет. Через него и осуществляются расчеты путем записей (переноса сумм) с расчетного счета одного предприятия или объединения на расчетный счет другого.
Расчетные счета открываются всем юридическим лицам вне зависимости от форм собственности, находящимся на полном хозяйственном расчете и составляющим самостоятельный баланс.
Для открытия расчетного счета в банк представляется заявление, учредительный договор и устав, заверенные нотариусом. На основании этих документов банк открывает временный расчетный счет. На него зачисляются суммы, внесенные учредителями в уставный фонд. После регистрации предприятия в органе местной власти и налоговой инспекции в банк представляются зарегистрированный устав и карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия, заверенные нотариусом, для открытия постоянного расчетного счета. Об открытии счета главный бухгалтер учреждения банка на подлинном экземпляре устава предприятия делает отметку с указанием номера счета и заверяет этот факт гербовой печатью. Банк присваивает расчетному счету предприятия специфический порядковый номер. Предприятие, которому открыт расчетный счет, является его владельцем. Оно распоряжается в пределах предоставленных ему прав всеми средствами, числящимися на этом счете.
В бухгалтерии предприятия расчетному счету присваивается код 51 без открытия субсчетов. Однако по усмотрению бухгалтера в современном учете при использовании ПЭВМ рационально иметь 2 субсчета: «Зачислено» (и несколько аналитических счетов к нему по приходу), «Списано» (и несколько десятков аналитических счетов (видов операций) к нему по расходу). Этот счет активный, и сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на хранении в банке на определенное число. В бухгалтерском учете на предприятии согласно Плану счетов и инструкции по его применению, поступления средств на расчетный счет отражаются по дебету, а списание – по кредиту. Кредитовые обороты по счету 51 записываются в журнале-ордере №2, а обороты по дебету отражаются в разных журналах-ордерах. Однако, учитывая важность точности учета и необходимость контроля дополнительно к журналу-ордеру №2 ведется ведомость №2, в которой учитываются все суммы, отнесенные в дебет счета 51.
Одним из основных документов, необходимых для учета операций по расчетному счету, является банковская выписка. Как правило, предприятия получают такие выписки периодически (ежедневно) или в другие согласованные с банком сроки. К выписке прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых происходит списание или зачисление средств на расчетный счет. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности. Денежные средства клиента в банковском учете фактически являются кредиторской задолженностью, вследствие чего поступления на расчетный счет клиента записываются по кредиту, а списание с расчетного счета и выдача наличными – по дебету. Поэтому средства, указанные в выписке по кредиту, бухгалтером должны быть отражены по дебету счета 51. В различных банках выписки могут отличаться друг от друга по своей форме. Это связано с тем, что коммерческие банки используют различные программы автоматизации учета.
Пример.
В первой колонке под названием «Вид операции» указывается условное кодированное обозначение операции, которое используется всеми банками.
Во второй графе под названием «№ документа» указывается номер документа, на основании которого происходит списание или зачисление средств на расчетный счет. Этим документом может быть платежное поручение, требование, объявление на взнос наличными и др.
В третьей колонке указывается код, который присваивается банку, если он является участником прямых расчетов.
В четвертой колонке указывается счет, с которого было произведено списание средств (на который производится зачисление средств). Как правило, данный счет является либо расчетным счетом предприятия, в адрес которого производятся платежи (от которого поступает платеж), либо корреспондентским счетом банка, обслуживающего это предприятие.
В следующих графах показываются соответственно: по дебету – списание средств с расчетного счета, по кредиту – их поступление. Итоговый оборот по дебету – общая сумма средств, списанных с расчетного счета. Сумма, которая указывается в выписке как остаток на конец дня, должна соответствовать остатку средств на 51 счете предприятия. Она же должна стоять в следующей выписке как остаток на начало дня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.