Составление
бюджета доходов и расходов является отправной точкой процесса
сквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный бюджет
представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а
также их структуру на предстоящий период. Доходную и расходную часть бюджета вычисляют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходную часть бюджета разделяют на три составляющие:
1) доходы
от реализации продукции;
2)
доходы от прочей текущей деятельности;
3)
доходы по финансовой деятельности.
Расходная часть состоит из
текущих расходов, связанных с производством и сбытом
продукции; расходов на выплату налогов; расходов
по финансовой деятельности.
Необходимо отметить, что
пересмотр бюджета доходов и расходов возможен в случаях:
•
его дефицита (превышения расходов над
доходами);
•
если плановая рентабельность продаж и
собственного капитала
находится, по мнению руководства, па недостаточном
уровне (отношение профицита бюджета к объему продаж и
собственному капиталу), что не позволяет в полной мере реализовать эффект
финансового рычага.
Концентрация всех видов
планируемых денежных потоков получает отражение в
специальном финансовом документе — бюджете движения денежных
средств. Бюджет движения денежных
средств составляют в несколько этапов:
♦
бюджет поступлений от реализации продукции
(он необходим
также для разработки бюджета доходов и расходов);
♦
бюджет прочих поступлений;
♦
бюджет закупок материалов;
♦
бюджет платежей по оплате труда;
♦
бюджет выплат по общепроизводственным
расходам;
♦
бюджет выплат по общехозяйственным расходам;
♦
бюджет налоговых платежей (включая косвенные
налоги);
♦
бюджет выплат по финансовой деятельности;
♦ сводный бюджет
движения денежных средств.
Условия создания системы
эффективного бюджетного управления.
Процесс бюджетирования на
многих предприятиях протекает в условиях экономической
нестабильности и отсутствия четких перспектив развития1.
Прежде всего данный процесс
должен иметь организационное, информационное и кадровое обеспечение, а также
возможность оперативного проведения аналитических процедур
(быстрый сбор и анализ собираемых данных), на что специалисты предприятия затрачивают
много времени.
Наиболее характерный
недостаток составляемых бюджетов — слабая вовлеченность конкретных
исполнителей в процесс бюджетирования и управления
(принятия решений), сложность формирования гибкой
системы оценки результатов деятельности структурных
подразделений (цехов, отделов, служб и др.).
Основные проблемы
бюджетирования:
•
четко не обозначена концепция управления;
•
отсутствует управленческий
(производственный) учет;
•
основой бюджетирования служат фактические
данные бухгалтерского учета;
1. [источник №5]
•
процедуры учета, анализа, планирования и
контроля не формализованы, не разграничена ответственность
должностных лиц;
• не
определены принципы централизации и децентрализации.
Следовательно, для
успешного формирования и функционирования системы
бюджетного управления необходимо соблюдение ряда обязательных условий.
1.
Целесообразно создание новой организационной
структуры управления предприятием, определяющей права и ответственность
руководителей подразделений, а также структуры бизнес-процессов, влияющих на скорость и качество внутрифирменного планирования.
2.
Обязательна интеграция бюджетирования с
организационной и
информационной структурами предприятия и системой исполнения бизнес-процессов (производством товаров).
Наиболее предпочтительным является подход, когда
происходит закрепление организационной структуры в
соответствии с целями и задачами предприятия, а также
ситуацией во внешней среде. После этого определяют правила движения информации
(документов,
регистров, отчетов и др.), которая
отражает результаты деятельности предприятия в целом и
его подразделений (филиалов).
3. Для успешного планирования целесообразно
стандартизировать учетные данные с целью их совместного использования всеми структурными подразделениями
(бизнес-центрами, центрами
ответственности и т. д.).
В этих целях необходимо
разработать следующие внутренние нормативные документы:
•
положение о конвертации и консолидации данных
бухгалтерского учета;
•
план счетов налогового учета;
•
положение о формировании налоговой
отчетности;
•
положение о системе управленческого учета и
отчетности;
•
классификатор первичных элементов
производственной логистики, идентифицированных во времени и
пространстве;
•
классификатор первичных планово-учетных
единиц бюджетного управления и др.
4.
Необходимо четкое структурирование всех
процессов, распределение функций и ответственности конкретных лиц за результаты
хозяйственной деятельности структурных подразделений. Соблюдение этого условия
позволяет автоматизировать все необходимые для этого операции и значительно
упростить систему бюджетирования.
5.
Внедрение бюджетирования должно базироваться на качественном
финансовом анализе, прогнозировании тенденций рыночной
конъюнктуры, учете факторов, влияющих на сбыт продукции, а следовательно, на финансовые результаты. В этих целях необходимо провести следующую работу:
•
составить набор аналитических показателей
для подразделений;
•
обеспечить их сопоставимость во времени и
пространстве;
•
определить набор стандартных аналитических
форм.
6. Внедрение бюджетирования сопровождается
разработкой учетной политики (выбор
центров финансового учета (ЦФУ), системы
осуществления бухгалтерского учета, типологии бухгалтерских проводок, которые можно использовать для
описания хозяйственных ситуаций,
процедур консолидации информации и
определения финансовых результатов). Чтобы данные бухгалтерского учета были пригодными для финансового
анализа и контроля, они должны быть
дополнены системой управленческого
учета, что позволит достоверно распределить затраты по ЦФУ, бизнес-процессам и т. д.
7. В конечном итоге
окончательный контур бюджетного управления должен включать:
•
формулирование целей и задач предприятия;
•
финансовое планирование и контроль за
реализацией планов;
•
учет и контроль результатов;
•
расчет параметров для анализа отклонений от
плана;
•
принятие решений по регулированию отклонений
(сохранение
положительных отклонений и устранение отрицательных).
В любом случае перед
руководством предприятия стоит сложная задача:
квалифицированно внедрить системы бюджетного управления, одновременно
решив две проблемы — организационную и техническую. Обязательным
условием формирования системы бюджетирования является разработка регламента,
определяющего последовательность построения бюджетов, поскольку
каждый из них требует не только согласования со смежными
бюджетами, но и с другими функциями управления предприятием.
Период
бюджетирования.
Подготовка к разработке
бюджетов на следующий год должна начинаться за несколько
месяцев до начала этого года. Если бюджет основан на
календарном годе, то предварительные разработки целесообразно начинать с 1 октября. Бюджет может охватывать любой временной период. Однако чем больший временный лаг выражает бюджет, тем он менее надежен. Краткосрочный бюджет (в пределах календарного года) более надежен и отражает содержание оперативных планов и тактические действия предприятия.
Период бюджетирования зависит
от тактических задач и необходимости применения
бюджетирования для их решения. Он зависит от объектов
производства и продаж, технологии и цикла производства,
достоверности данных об ассортименте продукции, сезонности,
оборачиваемости запасов, наличия ресурсов (материальных,
трудовых и финансовых), уровня предпринимательского риска и государственного регулирования (налоговые ставки, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, учетная ставка банковского процента и др.).
Сезонные колебания возникают
под влиянием ряда факторов объективного характера
(климатические условия, возможности транспортировки сырья и материалов, поставки энергоресурсов и т. д.) и могут значительно влиять на покупательский спрос, поставки
материальных ресурсов и состояние запасов на предприятии.
Детализированный бюджет для каждого структурного подразделения (филиала, центра ответственности и др.) обычно разрабатывают на определенный
период. Годовой бюджет можно разделить на двенадцать месячных. Он может быть также распределен по месяцам на первые три месяца и по кварталам на оставшиеся девять месяцев. В течение года
квартальные бюджеты делятся на месячные. Последние из них могут быть детализированы по декадам и пятидневкам. Например, в течение первого квартала с
появлением новой информации могут быть изменены бюджеты на
последующие три квартала и будет подготовлен план на первый квартал следующего года.
Данный процесс называют
непрерывным, или скользящим, составлением бюджета, что гарантирует наличие двенадцатимесячного бюджета, к которому добавляют бюджет на предстоящий квартал, как только истекает срок бюджета предыдущего квартала. В течение года период, на который составлен бюджет, будет
сокращаться, и так до тех пор, пока не будет составлен бюджет на следующий год.
Итак, скользящие бюджеты
гарантируют непрерывность планирования — это не
единовременное событие, происходящее один раз в году, а
последовательный процесс, когда руководители чувствуют
необходимость заглядывать вперед и пересматривать планы на
будущее.
Более того, вполне вероятно,
что фактические результаты будут сравниваться с более
реалистичными плановыми параметрами, поскольку оперативные
бюджеты систематически пересматривают и корректируют.
Поскольку бюджеты
пересматривают в конце каждого квартала или месяца, то
существует опасность, что руководители не будут
уделять достаточного внимания подготовке бюджетов на следующий период, поскольку знают, что они, возможно, изменяться в процессе ежеквартального пересмотра. Однако данный негативный фактор блокируется необходимостью соблюдать должностные обязанности инструкции на каждом предприятии, что предусматривают в соответствующих
положениях о бюджетном управлении.
Непрерывность бюджетирования
в значительной мере обеспечивают с помощью применения
различных компьютерных технологий. Они помогают быстро и точно
выполнять финансовые расчеты, проводить необходимые сравнения и постоянно
отслеживать результаты отклонений от планов. Моделируя различные
ситуации, руководитель (менеджер) выбирает из набора альтернатив
наилучший способ действий. Если
его не устраивают результативные показатели, то он вправе
изменить свои решения и установки. Существует также специальное
программное обеспечение для бюджетирования.
Технология разработки
бюджетов.
Бюджет является высокоэффективным инструментом внутрифирменного финансового планирования и позволяет оперативно координировать и
оценивать деятельность структурных подразделении предприятия.
С бюджета начинается процесс постановки конкретных
задач коммерческой деятельности. Отклонения от плановых показателей
в процессе исполнения краткосрочных бюджетов служат сигналом руководителям для
принятия действенных мер по устранению негативных отклонений. В
состав процедур финансового управления включают:
бюджетирование, привлечение заемных средств и размещение
временно свободных денежных ресурсов на финансовом рынке. По отношению к
бюджетированию две последние процедуры занимают подчиненное
положение. Это вызвано тем, что без четкого управления и контроля за денежными
потоками внутри предприятия действия по привлечению и
размещению денежных средств могут оказаться неэффективными и не приведут к
укреплению финансовой устойчивости и платежеспособности
субъекта хозяйствования. Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с
помощью бюджетных форм, инструкций и процедур,
разработанных самим предприятием.
На этапе первоначальной
подготовки бюджета управление процессом бюджетирования
обычно начинают с назначения директора по бюджету.
Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию плановых форм, сбор и
анализ данных, проверку информации и представление
отчетов. Директором по бюджету обычно назначают финансового
директора (вице-президента по экономике и финансам). Он выступает
в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб.
Комитет по бюджету — это
составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая
может включать и внешних консультантов. Данный комитет — постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия
и оперативно вносит коррективы в деятельность предприятия.
Руководство по бюджету
представляет собой набор инструкций и положений,
отражающих политику, организационную структуру предприятия, распределение прав,
обязанностей и ответственности исполнителей. Эти
инструкции выполняют роль свода правил и рекомендаций для разработки бюджетных
программ.
На первоначальном этапе
руководители, отвечающие за выполнение плановых показателей,
обязаны составлять бюджеты для тех областей деятельности, за которые они отвечают. Процесс подготовки бюджета должен осуществляться снизу вверх. Это означает, что бюджет начинают составлять на
низшем уровне руководства, а совершенствовать и координировать на более высоком
уровне.
Подобный подход помогает
руководителям подразделений (центров ответственности)
принимать участие в подготовке своих бюджетов и
вероятность того, что они будут стремиться достичь
запланированных целей. Однозначного метода количественного определения
конкретной статьи бюджета не существует. Отчетные
данные можно использовать как отправную точку для составления бюджета, но это не означает, что его разрабатывают исходя из предположения, что если событие имело место в прошлом, то оно произойдет и в будущем.
Целесообразно принимать
изменение условий в будущем, а информация о прошлом может
быть полезной в дальнейшей работе. Кроме того,
руководители, составляя свои бюджеты, могут придерживаться указаний высшего
руководства. Например, специальных инструкций по изменению цен
на приобретаемые материалы и услуги. В производственной
деятельности можно ориентироваться на нормативные
затраты как основу калькуляции себестоимости выпускаемой
продукции, предусматриваемой в бюджете. При подготовке
бюджетов руководители должны принять во внимание влияние следующих факторов:
Страницы: 1, 2, 3
|