4)
страховым учреждениям.
Категории
центрального банка с его отделениями и филиалами европейского законодательства
соответствует в США система банков Федерального резерва. В 1913 году в
США был принят Закон о Федеральном резерве. В преамбуле так определялась цель
закона: «Создание банков Федерального резерва, обеспечения устойчивой денежной
системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного
надзора за банковским делом в Соединенных Штатах». Для этой цели создавалась
система Федерального резерва (СФР). Создание СФР началось с создания
организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями. Организационный
комитет включал трех главных членов: министра финансов, министра сельского
хозяйства и контролера денежного обращения.
В
начале своей деятельности организационный комитет должен был определить с
помощью экспертов и советников и после анализа необходимой информации не менее
восьми и не более двенадцати городов Федерального резерва, где размещались бы
главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в
законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно
отражать обычный порядок ведения дел.
Со
временем законом предусматривается возможность изменения округов Федерального
резерва, а также городов, отделений банков Федерального резерва (БФР), контор.
Надо заметить, что с самого начала были созданы двенадцать БФР, определены
двенадцать городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но
незначительно, а города остались те же, также в количестве двенадцати (см. приложение
2).
По
приведенному списку можно судить о размерах округов ФР и концентрации
банковского капитала. Самые большие по площади округа имеют наибольшее число
отделений с целью охвата всей территории: иногда сами отделения могут иметь
объем операций, равный по сумме объему операций головной конторы. Наличие
большого числа контор (помимо головной) свидетельствует о концентрации
банковского капитала.
Каждый
банк является членом СФР и решения главного органа ¾ Совета управляющих, а
также Федерального комитета по операциям на открытом рынке строго обязательны
для руководства банков Федерального резерва.
Банк
Федерального резерва представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо,
созданное в форме публичной корпорации (или акционерного общества).
Все
банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее четырех миллионов
долларов паевого подписного (т.е. на который необходимо было собрать подписку)
капитала.
Членами
банка Федерального резерва могут быть любые лица, как физические, так и
юридические.
Кроме
того, членами БФР должны быть все банки штатов (т.е. банки, имеющие лицензию
высших исполнительных органов штата на деятельность на всей территории данного
штата) с суммой паевого капитала в один миллион долларов и выше.
Среди
первоначальных пайщиков БФР было правительство Соединенных Штатов. Однако когда
система окрепла необходимость в этом отпала.
Любые
другие банки могут быть членами БФР при соблюдении ими определенных требований.
Другие
лица ¾ физические лица, объединения, корпорации могут быть в числе пайщиков
БФР, причем пакет акций каждого из таких членов не должен превышать 25 тысяч
долларов. Права голоса у них нет.
Основой
банковской системы ФРГ является Немецкий Федеральный банк (НФБ),
выступающий в качестве центрального банка страны. Он был создан вскоре после
второй мировой войны оккупационными властями западных зон в 1948 году. Законом
о Немецком Федеральном банке, который был принят Бундесратом 26 июля 1957 г.,
проведено слияние Берлинского Центрального банка, центральных банков земель с
Банком немецких земель. С очень незначительными изменениями Закон о НФБ
действует и в настоящее время. НФБ имеет свои представительства в столицах
земель, некоторое число главных филиалов (58) и филиалов (170) по всей
территории ФРГ.
В
соответствии с Законом НФБ является юридическим лицом публичного права. Его
основной капитал принадлежит Федерации. Основной задачей банка считается
регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения устойчивости
валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного оборота как в стране,
так и с заграницей. Закон предоставляет банку право участвовать в Международном
компенсационном банке, а с согласия федерального правительства и в других
учреждениях, которые обслуживают межнациональную валютную политику, обеспечивают
международный платежный и кредитный оборот.
В
центре кредитной системы Франции находится Банк де Франс, созданный в
1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков. Через 145
лет после своего образования он становится центральным государственным банком
страны.
Банк
де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы профессиональной
деятельности.
Банк
де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной политики. Он
участвует в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых в этой области
на основе постановлений правительства.
Банк
де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего кредитные
учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами являются
банки и государство. Несмотря на это, законодательство не исключает
предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько Предпринимателей,
имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают пользоваться его услугами.
Рассмотрим
теперь Банк России. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства
являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах
владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за
счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные
льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит
налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен
и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских
кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также
ограничено).
Кроме
того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка
России, а Банк России ¾ по обязательствам государства.
Для
регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его
компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и
физических лиц.
Нормативные
акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу
со дня их официального опубликования.
Банк
России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей
прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для
осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд
переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок
образования и использования резервов и фондов определяется Советом
директоров.
Таким
образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических
стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и
полномочия опираются на четкую законодательную базу[1]. Он регулирует банковскую
сферу, издавая обязательные нормативные акты (в отличие от Банка Англии,
который издает так называемые просьбы). Следовательно, сегодня правовое
положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной
системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в
семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут лишь быть объяснены
путем исторического развития банковских систем.
II. Организация и структура управления
центральным банком
Четкое
функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной
системой управления этим важнейшим финансово-кредитным механизмом. Центральные
банки, в том числе принадлежащие государству, строятся как акционерные
общества. В связи с этим построение органов управления центральных банков в
общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний.
Высшим
органом управления Банка Англии является директорат, возглавляемый
управляющим. В директорат также входят заместитель управляющего и 16 директоров
(четыре штатных и 12 по совместительству) из числа руководителей крупнейших
компаний, в том числе банковских. Управляющий назначается правительством на
срок в пять лет; срок полномочий директоров (назначаемых в том же порядке) ¾ четыре года.
За ущерб, возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987
г., члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их
недобросовестность.
Для
обсуждения конкретных практических вопросов при директорате действует
специальный комитет казначейства, в состав которого входят управляющий, его
заместитель и пять директоров.
Организационное
строение Банка Италии характеризуется известной сложностью, что
отражает специфику исторического пути его развития от частного банка к
государственному со смешанным капиталом. Внутренняя структура Банка такова: во
главе его стоит Совет директоров, состоящий из 12 членов и председателя.
Центральный совет проводит в жизнь решения Межминистерского комитета, в состав
которого входят председатель ¾ министр казначейства, министр сельского хозяйства, министр внешней
торговли, министр промышленности и торговли, министр труда и президент Банка
Италии и решения которого обязательны для государственного банка.
Местонахождение
центрального банка Италии ¾ г. Рим. Здесь расположены центральные органы управления банком.
Система центрального банка включает в себя подразделения его центральных
органов и 97 отделений, расположенных в главных городах провинций, ряд
представительств за рубежом.
В
соответствии с уставом центрального банка система его руководящих органов
включает в себя общее собрание акционеров, Совет директоров, Исполнительный
комитет и Совет аудиторов.
Общее
собрание акционеров проводится 31 мая каждого года под председательством главы
Совета директоров. В работе общего собрания участвуют акционеры, каждый из
которых владеет по меньшей мере 100 акциями в течение 3-х месяцев. Акционеры,
владеющие акциями, число которых колеблется от 100 до 500, имеют один голос на
общем собрании; каждые 500 акций свыше 500 дают один дополнительный голос.
Основные функции общего собрания ¾ утверждение годовых отчетов, назначение аудиторов, установление
размеров вознаграждения членов Совета директоров и Совета аудиторов.
Директоров
выбирают на собраниях акционеров, проводимых на местах, сроком на 3 года.
Однажды избранные директора могут быть избраны на ту же должность вновь. Совет
директоров осуществляет общее управление делами банка, а также назначает
председателя, генерального директора и двух заместителей генерального
директора.
Эти
назначения должны быть утверждены декретом Президента Республики, издаваемым по
предложению премьер-министра, с одобрения министра казначейства и с учетом
мнения Совета Министров.
При
решении особо важных вопросов Совет директоров проводит консультации с Исполнительным
комитетом, включающим в себя четырех директоров, которые назначаются на эти
должности ежегодно. Председатель Совета директоров одновременно является
председателем Исполнительного комитета. На заседаниях Совета директоров и
Исполнительного комитета присутствуют генеральный директор (с правом
совещательного голоса), два заместителя генерального директора и председатель ¾ министр
казначейства.
Непосредственное
управление банком осуществляет директорат, возглавляемый председателем Совета
директоров. Помимо председателя в директорат входят генеральный директор и два
его заместителя.
Федеративный
характер США находит свое отражение в структуре организации банков
Федерального резерва. Управление в БФР осуществляется Советом директоров
численностью девять человек. Совет директоров состоит из трех классов ( все
данные должности выборные): А – три члена от банковских кругов; В – три члена
от представителей торговли, сельского хозяйства и промышленности и С – три
члена, назначаемые Советом управляющих СФР.
Директорами
класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и С ¾ должностные
лица, директора и служащие банков.
БФР
как полномочная корпорация может:
1)
утвердить и использовать печать корпорации;
2)
обладать имуществом;
3)
заключать сделки;
4)
искать в суде и быть ответчиком, подавать жалобы,
защищаться в суде общего права или права справедливости;
5)
назначать Советом директоров президента,
вице-президента;
6)
определять Советом директоров устав соответствующий
закону и регулирующий порядок ведения общей предпринимательской деятельности;
7)
получать по вкладам казначейства Соединенных Штатов
в любых облигациях Соединенных Штатов от контролера денежного обращения
обращающихся бланковых векселей.
Вся
система Федерального резерва управляется с помощью трех органов: Совета
управляющих СФР, Федерального консультативного совета, Федерального комитета по
операциям на открытом рынке.
Совет управляющих системой Федерального
резерва состоит из семи членов, назначаемых президентом по совету и с согласия
Сената. Срок полномочий каждого члена Совета управляющих ¾ 14 лет. Повторное
избрание одного и того же лица на эту должность исключается. Признается
незаконной практика занятия членами Совета управляющих любой должности в одном
из банков-членов.
Обычно
Совет управляющих собирается ежедневно для рассмотрения текущих вопросов
кредитно-денежной политики, выполнения надзорных функций, возложенных на него
Конгрессом США, и рассмотрения административных вопросов, связанных с
деятельностью как самого Совета управляющих, так и всей системы Федерального
резерва.
По
закону Совет управляющих наделен следующими полномочиями:
1)
инспекция деятельности любого банка Федерального
резерва и любого банка ¾ члена системы Федерального резерва;
2)
разрешать или требовать переучета банками
Федерального резерва уже дисконтированных другими банками Федерального резерва
ценных бумаг по учетным ставкам, определяемым Советом управляющих;
3)
приостанавливать на срок не более тридцати дней
действие требования об обязательных резервах;
4)
контролировать и регулировать через Бюро под
руководством контролера денежного обращения выпуск и изъятие из обращения
билетов Федерального резерва;
5)
увеличивать число городов Федерального резерва
вследствие создания в них национальных банковских ассоциаций или исключения
ряда городов из списка городов Федерального резерва;
6)
приостанавливать деятельность должностных лиц или
директоров какого-либо банка Федерального резерва или отстранение их от
должности;
7)
требования представления выписок касательно активов
баланса, вызывающих большое сомнение;
8)
приостанавливать операции банка Федерального
резерва, идущие с нарушением законов, брать на себя руководство или
ликвидировать его или преобразовывать;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|