Организация бухгалтерского учета в торговых
предприятиях включает ряд элементов: систему документирования операций при
помощи соответствующих форм первичного учета; документооборот в соответствии с
графиком выполнения учетных работ; организационную структуру учетного процесса
и распределение служебных обязанностей в бухгалтерии; организацию хранения
бухгалтерской документации и регистров.
Система документирования совершаемых
хозяйственных операций является важнейшей составной частью организации
бухгалтерского учета в торговле. Для отражения информации о совершаемых
хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета применяются различные
первичные документы. Они должны содержать достоверные данные и своевременно
оформляться. Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь
следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы;
дата составления; дата составления; содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении);
наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции
и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Записи в первичных
документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, шариковыми
ручками, при помощи средств механизации.
Для обеспечения рациональной организации учета, своевременного и
полного отражения в учете всех его объектов необходимо правильно организовать
документооборот. Он представляет собой движение документов в учетном процессе,
начатое моментом их составления и законченное сдачей на хранение в архив.
Этапы, которые проходят все документы показаны на рисунке 1.1.1.
Рис 1.1.1. Схема
документооборота
Важным условием организации
документооборота выступает разработка организации плана документооборота. В
нем устанавливаются сроки сдачи документов в бухгалтерию всеми структурными
подразделениями предприятия, когда и куда документ представляется, кто его принимает
и обрабатывает и куда он записывается.
График выполнения учетных работ
предусматривает перечень учетных работ, которые надо выполнить в бухгалтерии на
основании поступивших и обработанных документов, в которых указываются наименование
и номер соответствующих учетных регистров (журналов-ордеров, разработочных
таблиц и т.д.), первичные документы на основании которых они составляются,
сроки исполнения и кто составляет. Он увязывается с планом документооборота.
Распределение обязанностей между счетными
работниками должно строиться на основе продуманной системы. К важнейшим
принципам управления счетным аппаратом относятся: точное распределение обязанностей
между сотрудниками, четкое планирование работы и правильные взаимоотношения
между ними. Распределение обязанностей строится таким образом, чтобы была
обеспечена взаимозаменяемость работников.
Организационная структура учетного процесса
предусматривает ведение учета, составление отчетности и контроль за соблюдением
финансовой и сметной дисциплины в структурных подразделениях организации.
Важным элементом организации
бухгалтерского учета является обеспечение надлежащего хранения бухгалтерских
документов и учетных регистров. За соблюдение сроков хранения первичных
документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и
передачу их в архив отвечает главный бухгалтер предприятия.
Рост оптовой торговли, как свидетельствует
мировой опыт, определяется следующими значительными тенденциями в экономике:
ростом массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных
производителей готовой продукции; увеличением объемов производства продукции
впрок, а не для выполнения уже заключенных договоров; увеличением числа уровней
промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости
приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки
зрения количества, упаковки и разновидностей.
Основными функциями оптового предприятия
являются: сбыт и его стимулирование, закупки и формирование товарного
ассортимента, разбивка крупных партий товаров на мелкие, складирование,
транспортировка, финансирование (при предоставлении в отдельных случаях покупателям
права оплаты товара после его реализации или при оплате товара до его поставки,
а иногда и до его изготовления), принятие риска, информирование о рынке, о
конкурентах, новых товарах, динамике цен, услуги по управлению и консультированию.
Основные преобразования в организации
оптовой торговли в Республике Беларусь направлены на создание конкурентной
среды (демонополизация, приватизация), предоставление права ведения оптовой
торговли другим юридическим и физическим лицам, создание условий для работы на
основе самофинансирования, перестройку деятельности с учетом мирового опыта,
т.е. от строгого фондирования к продаже товаров.
Концепция структурной перестройки оптовой
торговли республики предполагает превращение оптовых структур в
саморегулирующиеся системы, способные спрогнозировать события на
потребительском рынке, создание разнообразных параллельных оптовых предприятий,
снятие препятствий на добровольное выделение из оптовых предприятий структурных
подразделений, малых форм организации оптовой деятельности, исключение
вмешательства в деятельность опта, снятие ограничений на межрегиональный
оборот, создание оптово-розничных фирм.
Основное назначение оптовой торговли
состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных
продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и
предложения.
Главным количественным показателем,
позволяющим оценить объемы работы оптового предприятия, является оптовый
товарооборот.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров
торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей
перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и
материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд. В
результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного
потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в сферу
производственного потребления. Иными словами, при оптовом товарообороте товар
реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Объем товарооборота, его структура, виды и
формы товародвижения, предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной
деятельности.
В зависимости от назначения товарных
ресурсов, степени завершенности оптовой продажи оптовый товарооборот
подразделяется на следующие виды:
Оптовый товарооборот по реализации включает
продажу товаров организациям и предприятиям розничной торговли и общественного
питания, расположенным в районе деятельности оптового предприятия, поставки
внерыночным потребителям (для промышленной переработки и промышленного
потребления, по фондам спецодежды, спецобуви и т.п.) и на экспорт. К оптовой
реализации относится также стоимость товаров, поставляемых в розницу по прямым
договорам, в том случае, если оптовое предприятие участвует в организации этих
поставок, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу. Для
оптовой реализации характерно, что она завершает движение товаров в оптовом
звене и составляет почти 2/3 валового оптового товарооборота.
Внутрисистемный оптовый товарооборот – это
отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других
непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый
товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и
присущ крупным коммерческим структурам.
Таким образом, оптовый товарооборот по
реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а
внутрисистемный оптовый товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой
торговли.
Сумма двух видов оптового товарооборота
составляет валовой оптовый товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения
каждый из двух видов оптового товарооборот делится на:
Ü складской;
Ü транзитный.
Складской оптовый
товарооборот – это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий.
Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется: транзитный
товарооборот без участия в расчетах (организуемый) и транзитный товарооборот с
участием в расчетах.
Иными словами, торговое предприятие
участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию
продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник,
оплативший стоимость товара.
К показателям, характеризующим товарооборот
торгового предприятия, относятся:
Ä объем товарооборота в стоимостном выражении в
текущих ценах;
Ä объем товарооборота в сопоставимых ценах;
Ä ассортиментная структура товарооборота по
отдельным группам товаров (руб.. проценты);
Ä однодневный объем товарооборота (руб.);
Ä объем товарооборота в расчете на одного
работника, в том числе работника торговой группы;
Ä объем товарооборота на 1 м кв общей площади, в
том числе торговой площади;
Ä время обращения товаров, дни оборота;
Ä скорость товарооборота, число оборотов.
Повышению
показателей товарооборота способствует рациональная организация товародвижения.
Организация товародвижения важный элемент деятельности оптового предприятия. На
рисунке 1.1 показано место каждого ее элемента в общей системе товародвижения
на оптовом торговом предприятии. Правильная организация товародвижения
обеспечивает поиск оптимального варианта размещения, хранения и транспортировки
товаров с учетом требований рынка за счет минимизации расходов на
транспортировку, хранение товарных запасов, ведение складского хозяйства, с
учетом их взаимодействия и тех последствий, к которым может привести снижение
каждого из указанных видов затрат. Эффективность товародвижения обуславливается
также эффективностью управления товарными запасами.
Рис. 1.1
С переходом к рыночным отношениям
возрастает значение оптимизации объемов и структуры товарных запасов в оптовой
торговле в зависимости от специфики регионов, звеньев товародвижения.
Управление товарными запасами включает также анализ товарооборачиваемости и
обеспеченности товарами, их формирование и размещение.
В ходе анализа оптового товарооборота
определяется соответствие фактических запасов товаров их потребности в
сопоставимом выражении и в днях товарооборота, выявляются причины, оказавшие
влияние на отклонения; выясняется в какой мере товарные запасы удовлетворяют
спрос потребителей; уточняются причины затоваривания или перебои в поставках и
отпуске различных видов товаров, наличия товаров низкого качества.
Задачами анализа товарооборота являются:
изучение динамики показателя;
анализ и оценка ассортиментной структуры;
определение и оценка факторов, влияющих на
объем и структуру товарооборота;
анализ товарооборачиваемости.
Методы анализа:
построение динамических рядов;
использование относительных и средних величин;
сравнение;
индексный метод;
построение трендовых и регрессионных моделей
динамики;
цепная подстановка;
балансовая увязка показателей;
построение графиков и др.
Анализ товарооборота начинают с определения
его объема ( в стоимостном выражении или натуральных показателях) за
исследуемый период. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия
фактических результатов деятельности оптового предприятия намеченной стратегии
развития.
В процессе анализа динамики товарооборота
используют систему индексов:
индекс физического объема товарооборота ( Iф
);
индекс товарооборота в фактически
действовавших (текущих) ценах (Iт);
индекс цен (Iц ).
Индекс физического объема товарооборота
характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров и
динамику показателя.
Индекс товарооборота в фактически
действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных
товаров за анализируемый период. На состояние показателя оказывают влияние два
фактора – количество реализованной продукции и динамика цен.
Использование индекса цен в анализе
товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую
жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает
исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости
определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода.
Между рассматриваемыми индексами существует
математическая зависимость:
Iф = Iт / Iц
Анализ товарной
структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и
стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики
структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к
объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп.
Результаты анализа используются для
изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и
оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих
поставщиков.
Валовой доход как экономическая категория
представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия
издержек обращения и образования прибыли.
Валовой доход торгового предприятия - это
разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.
Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень
этого дохода в оптовой торговле определяется как отношение суммы валового
дохода от реализации к объему оптового товарооборота (складского и транзитного
с участием в расчетах).
Рис. 1.3.1. Формирование валовых
доходов.
Валовой доход предприятия в
общеэкономическом смысле-т это выручка от реализации продукции вместе с
различными доходами, получаемыми помимо основной деятельности. Следовательно,
валовой доход торгового предприятия представляет собой общую сумму выручки от
реализации продукции за минусом покупной стоимости товаров а также доходов от
других хозяйственных операций, непосредственно не
связанных с продажей товаров (рис. 1.3.1).
Валовой доход- источник средств для
возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом, формирования прибыли
предприятия- не является прямым показателем экономической эффективности
деятельности торгового предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|