Организация инновационного менеджмента
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
Филиал
ОРАГС в г. Тула
Реферат
по
учебной дисциплине «Инновационный менеджмент»
на
тему: «Организация инновационного менеджмента»
Выполнил
Проверил:
студентка III
курса
заочного
отделения
факультета
экономики и
менеджмента
группа МСЗ №
18 Работа принята в
УМО________
Мартынова
С.С. Методист
Тула
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Содержание
инновационного менеджмента
1.1.
Основные понятия
1.2.
Инновационный процесс
1.3.
Классификация инноваций
2.
Рынок инновационной продукции
3.
Роль инновационного менеджмента в комплексе
менеджмента организации.
3.1.
Эффективность инновационного менеджмента
3.2.
Выбор организационных форм инновационной
деятельности
4.
Формы управления инновационной деятельностью
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В мировой экономической литературе "инновация"
интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в
реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В соответствии с международными стандартами инновация
определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший
воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на
рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого
в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом
аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного
цикла.
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют
для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и
устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой
продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми
темпами.
Инновационный
менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на
высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных
направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в
следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная
деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;
дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с
производства устаревшей продукции.
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для
научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее
время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам
управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной
деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты
хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного
общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в
переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда
родственных понятий: "инновационная деятельность",
"инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В
литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку
содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки,
как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла
(выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения
и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще
всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом,
внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что
характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях
хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и
экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и
речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных
понятий в области инновационного менеджмента.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие
новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством
может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что
новшество используется. С момента принятия к распространению новшество
приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы
только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к
распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведения, т.е. инновации.
1.2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому
требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс
перевода новшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными
из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система
экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются
спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности
выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок
новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения рынок чистой конкуренции
нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной
деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное
использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,
организационно-технических и социально-экономических решений производственного,
финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период
времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его
использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом
последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается
как инновационный процесс.
Термины "инновация" и "инновационный
процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с
созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации
руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая
эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов,
создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный
результат научно-производственного цикла и по мере практического применения
превращаются в научно-технические инновации — конечный результат.
Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания
с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это
материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических
разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для
удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами
инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
-
обладать новизной;
-
удовлетворять рыночному спросу;
-
приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является
составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса:
простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный.
Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и
использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом
случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом
межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет
купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя
и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный
процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении
монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию
совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях
товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих
субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество —
технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в
одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две
фазы:
1) создание новшества и его распространение;
2) диффузия нововведения.
Первая фаза — это последовательные этапы научных
исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и
сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не
реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой
реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между
производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ
ИННОВАЦИЙ
Для успешного управления инновационной деятельностью
необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь
отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и
технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.
п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих
неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного
влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него
материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения
производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на
рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов
предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а
также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации
подразделяются на:
-
продуктовые инновации, они включают применение
новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально
новых продуктов.
-
процессные инновации означают новые методы
организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть
связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия
(фирмы).
По типу новизны для рынка инновации
делятся на:
-
новые для отрасли в мире;
-
новые для отрасли в стране;
-
новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно
выделить:
-
инновации на входе предприятия (изменения в выборе
и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
-
инновации на выходе предприятия (изделия, услуги,
технологии, информация и др.);
-
инновации системной структуры предприятия
(управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют
инновации:
-
радикальные (базовые);
-
улучшающие;
-
модификационные (частные).
В Научно-исследовательском институте системных исследований
(РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер
деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
-
технологические;
-
производственные;
-
экономические;
-
торговые;
-
социальные;
-
в области управления.
2.
РЫНОК ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Научно-техническая продукция - это логичный результат
интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной)
деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает
средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование
обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской
стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок
научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений
между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения,
пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен
платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в
научно-технической продукции.
Субъекты
инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения,
университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).
Страницы: 1, 2, 3
|