Проветривание. Это заключительная
операция обработки одежды в машине химической чистки. Целью данной операции
является охлаждение одежды и машины после операции сушки, удаление остатков
растворителя из одежды и очистка воздуха от остатков паров растворителя с
помощью адсорбера.
Технологические
режимы обработки одежды зависят от способа мойки, ассортимента изделий, вида
материала, степени его загрязненности, растворителя и других факторов.
3. Организация повышения качества услуг
и культуры обслуживания
По мере увеличения объема оказываемых услуг все
большее значение приобретает качество выполняемых работ, точное соблюдение
сроков исполнения заказов, всемерное удовлетворение индивидуальных запросов и
вкусов заказчиков, вежливое и культурное обращение с клиентами. Улучшение
качества услуг и повышение культуры обслуживания населения становится одной из
важнейших задач предприятий бытового обслуживания.
Под качеством услуг следует понимать степень
соответствия выполненных работ требованиям технической документации и индивидуальным
запросам заказчиков. Последнее требование является очень важным для
характеристики качества многих видов бытовых услуг.
При оценке качества химической чистки изделий
запросы заказчиков, как правило, не носят индивидуального характера и
совпадают с основными техническими требованиями к качеству обработки: изделие
должно сохранить свою форму, быть хорошо выутюженным, не иметь никаких пятен и
загрязнений, запахов химических материалов.
Высокое качество услуг по химической чистке и
крашению, прежде всего зависит от наличия технической документации, четко и
точно определяющий порядок и методы выполнения технологических процессов.
К документам, регламентирующим качество бытовых
услуг, в первую очередь, относятся государственные стандарты (ГОСТ),
межреспубликанские технические условия (МРТУ), республиканские стандарты
(РСТ), республиканские технические условия (РТУ) и технические условия (ТУ),
Работы по химической чистке и крашению изделий
осуществляются в соответствии с РСТ или РТУ.
Как государственные стандарты, так и все виды
технических условий имеют в своем составе следующие разделы:
·
типы (ассортимент), классификация, основные параметры, размеры;
·
технические требования;
·
методы испытаний;
·
маркировка, упаковка, транспортировка, хранение.
Помимо ГОСТ, МРТУ, РСТ, РТУ и ТУ порядок
организации и ведения технологических процессов определяется различными инструкциями
и методиками. К таким материалам, например, относятся «оптимальная технология
химической чистки одежды и других изделий», многочисленные инструкции по чистке
и крашению различных видов изделий и др.
Однако наличие технической документации само по
себе еще не обеспечивает высокое качество услуг. Для этого необходимо, чтобы
фактический ход технологического процесса точно соответствовал требованиям
технической документации.
Важное значение для обеспечения высокого качества
услуг имеет четко налаженная система технического контроля. Основными задачами
технического контроля является строгое соблюдение хода технологического
процесса с целью исключения возможности недоброкачественной обработки и порчи
изделий, анализ причин, вызывающих отклонение от требований технической документации,
участие в разработке мероприятий по устранению этих отклонений.
Контроль за ходом технологического процесса может
быть операционным, межоперационным и окончательным.
Операционный контроль осуществляется
при выполнении данной операции.
Межоперационный контроль проводится при
передаче изделий с одной операции на другую. Например, перед влажно-тепловой
обработкой контролируется качество пятновыводки и т. д.
Окончательный контроль устанавливает
качество обработки готовых изделий.
В зависимости от объема контролируемых работ
контроль может быть сплошным или выборочным.
Сплошной контроль предполагает
проверку качества всех без исключения обрабатываемых изделий.
При выборочном контроле просматривается
лишь некоторое количество изделии, выбранных в качестве представителей. Результаты
проверки распространяются на всю совокупность изделий.
Контроль за качеством услуг организуют и
осуществляют отделы технического контроля предприятий (ОТК). На предприятиях
химической чистки и крашения изделий отделы технического контроля немногочисленны.
При отсутствии таких отделов их функции выполняют отдельные исполнители
(инженеры-контролеры, контрольные мастера и др.). Значительную помощь отделам
технического контроля оказывают имеющиеся на многих предприятиях лаборатории.
Для характеристики качества бытовых услуг не
имеется точных универсальных показателей. На предприятиях химической чистки и
крашения изделий используется целый ряд показателей, которые лишь косвенно
определяют уровень качества выполняемых работ. К таким показателям относятся:
·
процент повторного обезжиривания изделий;
·
количество и удельный вес изделий, подвергающихся повторной
обработке на других технологических операциях;
·
количество и удельный вес изделий, возвращенных для повторной
обработки с приемных пунктов,
·
количество жалоб от населения на неудовлетворительное качество выполненных
заказов;
·
суммы, выплаченные населению за испорченные изделия.
Но эти показатели далеко не полно характеризуют
качество услуг. Только при анализе этих показателей в динамике можно судить об
улучшении или ухудшении качества.
На многих предприятиях химчистки в целях
улучшения качества услуг по опыту предприятий Саратовской области используется
система бездефектной обработки изделий и сдача их с первого предъявления.
Измерителем качества в этом случае является процент изделий, сданных без
дефекта с первого предъявления. Полную ответственность за качество несет
непосредственный исполнитель. Эта система способствует переходу на работу с
личным клеймом, минуя ОТК. Личное клеймо выдается рабочему, который в течение
6 месяцев все изделия сдавал с первого предъявления.
Важное значение в повышения качества услуг имеет
система морального и материального стимулирования.
Предприятиям, обеспечившим высокое качество и
культуру обслуживания, могут присваиваться дипломы высшей и первой степени, а
отдельным высококвалифицированным рабочим — звания «Мастер высшего класса» и
«Мастер первого класса». Этим мастерам устанавливается надбавка к заработной
плате в размерах соответственно 25% и 10% от их тарифных ставок. Хорошее
качество услуг является непременным условием премирования рабочих и
руководящих работников предприятий. Во многих случаях устанавливаются
специальные меры поощрения для рабочих, добившихся высокого качества
выполнения услуг.
Вместе с тем при наличии жалоб от населения на
некачественную обработку изделий виновные в этом лица частично или целиком
лишаются премии.
Основными путями повышения качества услуг на
предприятиях химчистки являются:
·
дальнейшее совершенствование технологии, применение новых
усилителей, пятновыводных и аппретирующих средств, более совершенных
красителей, использование наиболее рациональных режимов обработки;
·
улучшение организации производства и труда, обеспечение более
тщательной сортировки изделий, предварительное удаление пятен,
специализация рабочих мест при влажно-тепловой обработке;
·
улучшение условий транспортировки и хранения изделий;
·
повышение квалификации работающих и в первую очередь приемщиков
заказов, сортировщиков, пятновыводчиков, красильщиков;
·
совершенствование организации технического контроля.
Наряду
с улучшением качества обработки изделий важной задачей предприятий службы быта
является повышение культуры обслуживания населения. Точное соблюдение сроков
выполнения заказов, обеспечение удобных для населения режимов работы
предприятий и их приемных пунктов, развитие разнообразных форм обслуживания,
красиво оформленные приемные пункты, вежливое и уважительное отношение к
заказчику — все это необходимые элементы высокой культуры обслуживания.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЫ
Правильная организация заработной платы должна
обеспечить непрерывный рост производительности труда и создать материальную
заинтересованность всех работающих.
Правильная организация заработной платы исключает
всякую уравниловку в оплате труда и обеспечивает строгое соблюдение принципа
оплаты по количеству и качеству затраченного труда.
Основными факторами, обеспечивающими правильную
организацию заработной платы, являются тарифная система и применяемые формы и
системы заработной платы.
4.1. Тарифная система на
предприятиях
химической чистки и
крашения изделий
Тарифная система определяет степень сложности
выполняемых работ, квалификацию рабочих, устанавливает уровень и соотношение
в оплате труда рабочих различных специальностей и квалификации.
Основными
элементами тарифной системы являются тарифные ставки, тарифные сетки и
тарифно-квалификационные справочники.
Тарифные ставки определяют уровень
заработной платы рабочих за час, день, месяц. Величина их зависит, в первую
очередь, от видов выполняемых услуг.
Различные тарифные ставки устанавливают также на
работы, которые выполняются в нормальных условиях, и на работы с вредными и
тяжелыми условиями труда.
Был установлен следующий перечень профессий
рабочих и работ по химической чистке одежды, оплачиваемых по повышенным
тарифным ставкам, установленным для работ с вредными и тяжелыми условиями
труда;
1) аппаратчики обезжиривания;
2) красильщики;
3) отпарщики - прессовщики;
4) пятновыводчики, выполняющие работу вручную;
5) сушильщики, занятые сушкой одежды,
пропитанной химикатами и красителями, в камерных сушилках с ручной завеской;
6) чистильщики растворителями;
7) слесари-ремонтники и электромонтеры по ремонту
электрооборудования, занятые на ремонте и наладке обезжиривающего
оборудования;
8) формовщики - правщики, занятые чисткой
и реставрацией шляп;
9) стиральщики белья, выполняющие работы
вручную.
Кроме перечисленных различий, величина тарифной
ставки зависит и от формы оплаты труда: для сдельщиков устанавливают более
высокие тарифные ставки, чем для повременщиков.
Вместе с тем предприятиям предоставляете и право
применять тарифные ставки сдельщиков для оплаты труда повременщиков, занятых на
особо важных участках работы. Так, например, аппаратчики обезжиривающих машин,
переведенные на повременную оплату труда, могут оплачиваться по тарифным
ставкам сдельщиков соответствующих разрядов.
Оплата труда рабочих предприятий химчистки,
выполняющих ремонт оборудования, производится по тарифным ставкам, установленным
для основных рабочих, занятых ремонтом бытовых машин и приборов.
Тарифные сетки устанавливают соотношение
уровней тарифных ставок рабочих различных квалификаций.
В отличие от тарифных ставок тарифные сетки зависят
только от отраслевой группы услуг.
В пределах же одной отраслевой группы (за
исключением рабочих, занятых ремонтом оборудования) действует одна тарифная
сетка вне зависимости от условий и форм оплаты труда. Более того, часто
тарифная сетка действует не в одной, а во многих отраслевых группах услуг.
Часто для расчета планов по труду и для анализа
выполнения этих планов необходимо рассчитать средний тарифный коэффициент и
средний разряд работ или рабочих предприятия, цеха, участка, бригады, а также
среднюю тарифную ставку.
Средний тарифный коэффициент рассчитывают как
среднюю арифметическую величину из тарифных коэффициентов, взвешенную по числу
рабочих соответствующих разрядов.
Средний тарифный коэффициент работ определяют
как среднюю арифметическую величину из тарифных коэффициентов, взвешенную по
объемам этих работ в нормо-часах.
Среднюю тарифную ставку рабочих (работ) участка,
бригады, имеющих одинаковую ставку I разряда, рассчитывают умножением тарифной
ставки I разряда на
средний тарифный коэффициент.
Средняя тарифная ставка может быть рассчитана так
же, как среднеарифметическая величина из тарифных ставок, взвешенная по числу
рабочих соответствующих разрядов.
Этим методом расчета следует пользоваться
особенно в тех случаях, когда на предприятии работают сдельщики и повременщики
и работы ведутся в различных условиях (нормальных и вредных).
Для оплаты труда рабочих, выполняющих
погрузочно-разгрузочные работы, установлены единые тарифные ставки в зависимости
от сложности выполняемых работ и форм оплаты труда. Дифференциация этих ставок
по разрядам не производится.
Тарифно-квалификационные справочники служат для определения
разрядов работ и квалификации рабочих.
Тарификация рабочих предприятий химчистки
производится по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий
рабочих, занятых в народном хозяйстве.
В справочнике указаны характеристики работ и
перечень вопросов, которые необходимо знать рабочему соответствующей профессии
и разряда.
Точная тарификация работ и правильное присвоение
квалификационных разрядов рабочим являются одним из важнейших условий
правильной организации заработной платы.
Установление разрядов рабочим осуществляется
специальной комиссией, в состав которой входят представители администрации,
профсоюзной организации, мастер участка, высококвалифицированные рабочие
соответствующих профессий. По заданию комиссии рабочий выполняет работу,
относящуюся по тарифно-квалификационному справочнику к искомому разряду. Кроме
этого, комиссия проверяет знания рабочего. Если выполненная работа и знания
отвечают требованиям тарифно-квалификационного справочника, рабочему
присваивается соответствующий разряд.
4.2. Формы оплаты труда
Для обеспечения материальной заинтересованности
рабочих важнейшее значение имеет выбор и правильное применение эффективной
формы и системы заработной платы. На предприятиях химической чистки одежды
применяют сдельную и повременную формы заработной платы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|