4. Особенности информационного решения для электронного
бизнеса и коммерции.
4.1. Технологическое решение
Технологическое решение описывает единообразное и эффективное
использование имеющихся и внедряемых автоматизированных систем внутри
организации, стандартов и правил, по которым осуществляется взаимодействие с
внешними источниками информации и привлекаемыми партнерами. Высокая степень
стандартизации упрощает и удешевляет техническое сопровождение необходимых для
ведения бизнеса автоматизированных систем. В то же время в большинстве случаев
электронный бизнес является расширением бизнеса традиционного и наличие
сложившейся информационной инфраструктуры организации должно учитываться при
формировании технологического решения.
При описании
технологического решения должны быть определены:
·
архитектура
системы;
·
используемые
программно-аппаратные платформы и инструменты;
·
средства
доступа к информации клиентов системы.
Наиболее сложной частью технологического решения является архитектура
системы. Архитектурное решение должно быть разумным компромиссом между
необходимостью интегрировать имеющиеся в организации базы данных и
информационные технологии и желанием создать перспективную техническую основу
для всей дальнейшей экономической деятельности организации в киберпространстве.
Сложность задачи определяется тем, что, как правило, предшествующие
технологические решения в области автоматизации были замкнутыми, то есть не
имели выхода в открытые информационные инфраструктуры. Переход в область
решений, ориентированных на представительство в Интернет, требует принципиально
нового уровня решений в области обеспечения безопасности и надежности
создаваемой системы. Кроме того, предлагаемые архитектурные решения должны
соответствовать стандартам сети Интернет. Поэтому необходима прозрачная (т.е.
незаметная) для внешних пользователей системы трансформация информации из
форматов внутренних информационных ресурсов в форматы стандартных
информационных серверов.
Используемые программно-аппаратные платформы и инструменты в значительной
степени определяются экономическими, а не технологическими факторами. Можно
уверенно утверждать, что для всех основных программно-аппаратных платформ
представлен широкий спектр решений, ориентированный на поддержку электронного
бизнеса.
Определяющими
факторами при принятии решения, помимо факта наличия требуемого функционала и
уровня технологичности системы, должна быть совокупная стоимость владения
(Total cost of Ownership – TCO) и показатель возврата инвестиций (Return on
Investment – ROI). Решающее влияние на выбор программно-аппаратной платформы и
программных инструментов оказывают имеющиеся в организации вычислительные
средства, опыт и квалификация персонала, связанного с сопровождением
вычислительной техники и проектированием автоматизированных систем, и
стратегические решения руководства организации в области развития
информационной инфраструктуры.
4.2. Уровни интеграции электронного
бизнеса.
Освоение Интернет в качестве платформы ведения электронного бизнеса
всегда начинается с этапа обозначения собственного присутствия в
киберпространстве. На первом этапе организация создает набор информационных
страниц с данными, характеризующими направления деятельности организации:
сведения о товарах и услугах, контактные адреса и телефоны и т.п. Иногда с такой
страницей может быть связана некоторая внутренняя база данных организации
(например, цен на товары), причем изменения в базе данных приводят к обновлению
содержимого информационных страниц. На данном этапе Интернет используется как
дополнительный рекламный канал и весь информационный поток направлен вовне
организации.
Более сложный этап требует организацию информационного потока извне.
Соответствующий поток может содержать необходимые данные о состоянии рынка
(опросы пользователей), а может быть формой экономического взаимодействия,
например заполнением формы с заказом на товар. Выход на этот этап сулит более
значимый экономический эффект, но для осуществления перехода организации
необходимо преодолеть барьер безопасности. Необходимо выйти на уровень решений,
допускающих взаимодействие внешних пользователей с внутренними структурами
организации (как базами данных, так и с персоналом).
При выходе на уровень предоставления услуг пользователю «с улицы»
(точнее, с виртуальной улицы) необходимо принимать в расчет возможность его
деструктивного воздействия на ресурсы организации. Предоставление персоналу
возможности взаимодействия со структурами киберпространства создает условия
для нецелевого использования финансовых ресурсов организации, например, использование
электронной почты и рабочего времени для переписки, не относящейся к служебным
обязанностям.
На следующем этапе разрабатываются и внедряются решения, обеспечивающие
проведение через Интернет отдельных операций экономической деятельности
организации: оформление заказов, заключение договоров, расчеты с поставщиками и
покупателями и т.п. Каждое приложение работает как автономная структура и имеет
собственный интерфейс с информационными ресурсами организации. Экономическая
целесообразность каждого решения становится все более явной, накопленный опыт и
подготовка персонала в области обеспечения безопасного ведения бизнеса в
киберпространстве вселяет определенный оптимизм в руководство.
Вступление в этап реальной интеграции приводит к сквозной координации всех
бизнес-процессов. Интеграция происходит на основе единого информационного
сервера организации, интегрировавшего информацию из всех предшествующих баз
данных. Интеграция позволяет координировать работы по снижению затрат при
формировании цепочек добавленной стоимости и повышению эффективности при
осуществлении как внешних, так и внутренних операций.
На следующем
этапе осуществляется интеграция всех фирм, участвующих в производстве товаров и
услуг в некотором секторе рынка. Интеграция происходит на основе создания
единой информационной среды для управления процессом производства, системой
договоров и взаиморасчетов. Формируется единое киберпространство электронного
рынка. В изложенной схеме развития уровней интеграции электронного бизнеса
каждый последующий этап развития формируется как логическое развитие
предыдущего этапа. Эволюция бизнес-приложений в ходе интеграционных процессов
электронного бизнеса может быть представлена следующей последовательностью
этапов:
·
Инструменты
серверной интеграции; программные инструменты для анализа производительности;
прикладные программы для рабочих групп; внутрифирменные приложения,
организованные на основе технологий Интернет; компьютеризованное обучение;
·
Клиентские
приложения для групп по интересам; отраслевые вертикальные приложения;
отраслевые горизонтальные приложения;
·
Электронные
торговые системы; прикладные программы электронного бизнеса; программные
средства, обеспечивающие деятельность виртуальной компании;
·
Управление
процессами составления контрактов для организации; глобальный поиск товаров и
услуг; национальная информационная инфраструктура; глобальная информационная
инфраструктура.
Эволюция
технологий управления информацией в ходе интеграционных процессов электронного
бизнеса может быть представлена последовательностью этапов:
·
Пересылка
файлов; внутренняя электронная почта; электронный обмен данными внутри
организации;
·
Универсальный
интерфейс обмена сообщениями; базы данных экономических сообществ; технологии
обмена данными между рабочими группами сообществ;
·
Организация
хранилищ данных большого объема и технологии извлечения аналитической
информации из хранилищ данных; управление бизнес-правилами обработки транзакций
на основе хранилищ знаний; интеллектуальные поисковые машины;
·
Управление
процессами электронной торговли внутри страны; управление информационным
сопровождением импорта и экспорта; управление деятельностью межгосударственных
торговых союзов.
Основные черты
эволюции процессов управления электронным документооборотом в ходе
интеграционных процессов электронного бизнеса могут быть представлены примерно
следующими этапами:
·
Выставление
счетов, по предварительно разработанным шаблонам; составление внутренней на
основании автоматизированного анализа информационных потоков; выставление
счетов по совершенным сделкам; система сопровождения внутренних отчетов;
·
Выставление
счетов, процесс формирования которых управляется клиентом; поддержка онлайновых
платежей и электронных переводов денежных средств;
·
Автоматизация
ведения местного и регионального налогообложения; банковские услуги
государственного уровня; анализ тенденций в электронном бизнесе;
·
Транснациональные
платежи; таможенная и акцизная отчетность; международная банковская
деятельность.
Эволюции
технологий обеспечения безопасности в ходе интеграционных процессов
электронного бизнеса представляется следующей последовательностью этапов:
·
Службы
сертификации технологий обеспечения безопасности; поддержка внутренних процедур
аутентификации; внутренний аудит систем электронного бизнеса; организация
технологий шифрования и управление ключами защиты;
·
Организация
инфраструктуры общедоступных ключей; электронная цифровая подпись; технологии
единого подтверждения подлинности; формирование доверенных инфраструктур;
технологии обнаружения вторжений и ликвидации их последствий;
·
Услуги
доверенных сторонних организаций; интеграция финансовых систем; глобальный
мониторинг безопасности.
Эволюции
коммуникационных технологий, влияющая на ход интеграционных процессов
электронного бизнеса может быть представлена последовательностью этапов:
·
Локальная
сеть организации; организация взаимодействия подразделений организации на
технологиях Интернет/Интранет; однонаправленный выход в Интернет; единая
справочная служба;
·
Каталоги
сообществ организаций-партнеров электронного бизнеса; регистрационные
технологии и службы поддержки; согласующие технологии экстранета; электронная
почта масштаба сообщества; телекоммуникационные службы, обеспечивающие
согласование протоколов;
·
Общенациональные
сети, поддерживающие выходы на глобальные сети; системы поддержки
государственных баз данных; глобальная поддержка мультимедиа-трафика:
телеконференциии, мультимедиа-презентации, Интернет-телефония.
В заключение
сформулируем основные задачи, стоящие перед организацией, выходящей на уровень
электронного бизнеса:
·
повышение
эффективности организационной структуры;
·
превращение
информационных ресурсов организации в средство достижения коммерческих целей;
·
поддержка
внедрения информационных технологий во все сферы бизнес-деятельности;
·
совершенствование
технологий управления, базирующихся на электронном документообороте.
4.3.
Управление электронными продажами (e-Sales).
Специалисты IDC выделяют три группы
бизнес-приложений, предназначенных для автоматизации процесса взаимодействия с
клиентами: управление продажами, маркетинг, служба поддержки клиентов и
клиентский телефонный центр.
Управление продажами включает управление клиентскими счетами, управление
списками товаров и услуг и управление контактами с клиентами. Ядром службы
поддержки клиентов обычно является клиентский телефонный центр – подразделение
организации, откуда в методическом и организационном плане управление
взаимоотношениями с клиентами осуществляется по телефону. Клиентские телефонные
центры обычно основываются на интеграции компьютеризированной базы данных и
системы автоматизированного распределения звонков
На основе
информации, предоставленной клиентами, компания разрабатывает ориентированные
на узкие клиентские группы средства поиска товаров на информационном сервере.
Причем, помимо традиционных профилей пользователя могут использоваться и
поисковые механизмы с использованием отраслевого или специфичного для группы
жаргона. В результате клиентам привычнее и легче находить нужные товары, и они
увеличивают свои закупки. Технологии управления взаимоотношениями с клиентами
включают следующие элементы:
·
Наличие
единого хранилища информации, в которое оперативно помещаются данные сведения о
всех случаях взаимодействия с клиентами и где эти данные доступны всем
уполномоченным приложениям.
·
Постоянный
анализ собираемой информации о клиентах и принятие необходимых управленческих
решений, в частности, о значениях индивидуальных рейтингов клиентов, их
значимости для деятельности предприятия, профилирования работы с клиентом в
соответствии с выявленными его специфическими потребностями и запросами.
Наличие широкого спектра стандартных
технологий взаимодействия в киберпространстве привело к резкому снижению
барьера при решении вопроса о смене поставщика. Технологии, а зачастую и
форматы документов, необходимых для ведения совместной экономической
деятельности, совпадают или отличаются несущественно. Поэтому методы и
инструменты, ориентированные на привлечение и закрепление клиента,
взаимодействующего с предприятием, получили широкое распространение.
Современные информационные системы позволяют с относительно низкими затратами
сохранять, обрабатывать и использовать информацию о каждом случае такого
взаимодействия.
4.4.
Электронное управление закупками (e-Procurement).
На протяжении последних лет задача
управления закупками привлекает повышенное внимание руководителей коммерческих
и государственных организаций всего мира. В среде руководителей высшего звена
сформировалось четкое понимание того, что увеличение прибылей может быть
достигнуто не только традиционными способами увеличения оборота и продаж,
которые широко внедряются в экономическую практику, но и путем снижения
внутренних издержек, связанных с деятельностью предприятия. Одним из самых
эффективных способов снижения внутренних издержек является совершенствование
системы закупок за счет использования возможностей киберпространства.
До последнего времени для решения этой задачи использовались в основном
средства, основанные на технологиях электронного обмена документами (Electronic Document Interchange, EDI). Технология EDI обеспечивает достаточно гибкие и
безопасные решения, но для широкого распространения предлагаемые решения были
слишком сложны и дороги. Появление возможностей, предоставляемых развитием
сети Интернет и разработкой Интернет/Интеранет технологий, привело к созданию
нового класса решений, получивших название «электронное управление закупками» (e-Procurement).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|