Брэнд может создаваться как обычными
средствами в реальной жизни (традиционный брэнд), так и прямо в Интернет
(Интернет - брэнд). В первом случае Интернет является одним из инструментов
брэндинга и используется на некоторых его этапах. Второй случай применим к тем
товарам, которые создаются и используются только в Интернет. Примером удачного
брэндинга в Интернет может служить поисковая машина Yandex или Rambler.
В общем случае схема создания брэнда включает
следующие этапы:
1). Позиционирование брэнда -
определение места, которое занимает брэнд в восприятии целевого сегмента по
отношению к конкурентам, т.е. определение достоинств брэнда, которые выделяют
его из числа конкурентов. Интернет позволяет провести исследования целевой
аудитории и ее потребностей.
2). Определение стратегии брэнда,
т.е. путей, по которым будут использоваться ресурсы организации для создания
ценности брэнда.
3). Создание идеи брэнда -
обещание преимуществ, которые получит покупатель, выбрав данный товар. Эту идею
нужно донести до сознания потребителя.
4). Выбор названия товара (брэнда).
В Интернет имя сайта зачастую заменяет понятие торговой марки в реальном мире.
И хотя компании не обязательно иметь сайт с именем, аналогичным товарному знаку
(www.торговая_марка.ru), тем не менее, на практике доменное имя становится
материальной ценностью. Ему верят, на сайт с популярным именем чаще заходят.
Имя может подсказать новому посетителю, какая информация содержится на данном
сетевом ресурсе.
Как и в реальности, в Интернет различается
брэндинг высокотехнологичных и потребительских товаров. Традиционные
мероприятия брэндинга потребительских товаров - это реклама. Способы ее
проведения в Интернет аналогичны рассмотренным ранее, но в данном случае
проводится реклама не конкретного товара, а торговой марки в целом. Так,
например, основная задача баннера в данном случае – узнаваемость торговой
марки.
Для высокотехнологичных товаров ситуация
складывается по другому. Для них эффективным методом продвижения брэнда
является не реклама, а информация о товаре. Потребитель не в состоянии сам
оценить преимущества и недостатки сложного товара, а в этом случае одним из
основных факторов, влияющих на принятие решения о покупке, является риск, который
берет на себя потребитель. Доступность информации, а также интерактивный диалог
между продавцом и покупателем и между существующим и будущим покупателем
увеличивает ощущение безопасности, доверие покупателя и его предпочтение к
товару.
В отличие от концепции продвижения, эта
информация дает пользователю возможность построить отношения с продавцом, а не
ставит своей целью как можно быстрее что-то продать. Компания-поставщик строит
определенную архитектуру отношений, которые окружают покупателя и служат усилению
предпочтений к этой торговой марке; информация поставщика ориентирована на
выбор до, во время и после приобретения, она дает покупателю уверенность, что
он сделал верный выбор.
Использование информации как средства лучшего
обслуживания клиента является лучшей поддержкой отношений поставщика и
пользователя.
Во многом успех торговых марок в Интернете
определяется функциональными удобствами того сервера, который брэнд продвигает.
2. 4. Использование
элементов прямого маркетинга в Интернет
Прямой маркетинг – это маркетинг, направленный
на конкретного потребителя, в его основе лежит работа с целевой аудиторией,
определение и удовлетворение ее потребностей. Основным инструментом прямого
маркетинга в Интернет является e-mail рассылка объявлений (спам). Рассылка
миллионов таких писем называется спэмингом. Спэммеры не спрашивают у
адресатов, хотят ли те получить сообщения такого рода. Большинство
пользователей считают смэмминг грубым нарушением своих прав, однако количество
этих рассылок не уменьшается, а увеличивается. Несмотря на то, что, на
объявления такого рода в среднем читает 1% пользователей, - этот процент
считается приемлимым.
С помощью электронной рассылки (как и с
помощью обычной почтовой рекламы в конвертах) можно:
o
Предложить заинтересованным организациям стать
Вашими дилерами или дистрибьюторами;
o
Проинформировать потенциальных покупателей о
возможности приобрести партию Вашего товара или воспользоваться услугами Вашей
компании;
o
Пригласить Ваших партнеров и коллег на ярмарки,
выставки, совещания, семинары, банкеты, презентации, пресс-конференции;
o
Выслать заинтересованным лицам свои информационные
бюллетени, пресс-релизы;
Рассылка информации выполняется в несколько
этапов:
1). Получение
списка e-mail адресов. Главное отличие рассылки сообщений по
электронной почте от всех остальных видов прямой рекламы состоит в том, что
она, как правило, не приветствуется получателями, которые не заинтересованы в
Вашем предложении. Более того, массовая рассылка (спам) не поощряется
провайдерами и всячески ими пресекается. Поэтому при рассылке своих сообщений
по электронной почте нужно более тщательно отбирать целевые сегменты Ваших
покупателей.
Возможны 2 пути получения списков адресов:
доставания адресов с тематических сайтов и перебор всех английских слов в качестве
имен пользователей на известных почтовых серверах. Поэтому следует учесть, что
доля спама и рассылок в общем потоке писем на Яндексе (см. приложение 1,
таблица 4) будет выше, чем на мелких почтовых серверах.
2). Составление текста, с учетом определенных
правил:
o
Оригинальность.
Предложите вашим подписчикам содержание, которое они не смогут прочитать
где-нибудь еще. Я не утверждаю, что все содержание должно быть на 100%
оригиналом, но часть вашей рассылки должна содержать уникальную информацию.
Обычно люди склонны читать то, что они не читали раньше и где-либо еще.
o
Вы выиграли!
Поддерживайте возможность выиграть в вашей рассылке. Призы должны представлять
для ваших подписчиков какой-то интерес или ценность. Большинство из тех, кто
попробует, будут продолжать читать каждый выпуск в надежде выиграть.
o
Был ли я прав?
Предложите вашим подписчикам викторину или серию вопросов. В дальнейших
выпусках публикуйте правильные ответы. Те, кто принимает участие, захотят
убедиться были ли они правы.
o
Узнайте все об этом!
Предлагайте новости, связанные с темой вашей рассылки. Люди хотят иметь свежие
и своевременные новости. Если вы сможете быть их первоисточником, они станут
вашими лояльными читателями.
o
Опросы. Поддерживайте
интерактивный опрос на Web сайте. Задавайте подписчикам вопросы. Получите их
e-mail, мнение. В следующих выпусках они захотят прочитать результаты опроса.
o
Добавьте немного юмора.
Добавьте в подписку немного юмора и продолжайте это делать. Не будьте так
серьезны, расскажите им шутку. Если они с ассоциируют ваш сайт с положительным
состоянием, они захотят читать каждый выпуск.
o
Информационная магистраль. Люди любят получать бесплатный материал. Расскажите читателям, где
достать бесплатный материал в on - line или off - line. Это может быть
программное обеспечение, услуги, образцы товаров, электронные книги и т.д.
Опять же, материал должен иметь отношение к теме вашей рассылки. Предлагайте
бесплатную информацию и ваши подписчики будут продолжать читать ваши рассылки!
o
Мини Yahoo. Расскажите
вашим подписчикам о Web - сайтах имеющих отношение к теме вашей рассылки. Web
сайты должны быть интересны и полезны. Станьте для ваших читателей yahoo в
миниатюре, вы знаете, сколько читателей они имеют.
o
3). Отправка писем по адресам. Отправлять следует
каждый раз с разных адресов, так как почтовые службы ведут активную борьбу со
спамом, и адреса с которых отправлялись подобные сообщения - блокируют.
Несмотря на высокую эффективность спама,
многие маркетологи не советуют его использовать, так это методы наносят вред
имиджу торговой марки (бренда). Пример расчёта эффективности спама, как
элемента прямого маркетинга, приведён в приложении 2 таблицы 6.
К счастью, в интернет существуют возможности
для прямого маркетинга. Потребителям можно предложить получать бесплатно информацию
о новых товарах и услугах фирмы. Это можно сделать с помощью того же
электронного письма, однако потребитель должен сам дать согласие на то, что на
его адрес будут приходить информационные письма.
На сегодняшний день в Интернет представлено
огромное количество информации, в том числе и о предприятиях, различная
финансовая и аналитическая информация, новости экономики и политики, а также
многое другое. Большинство организаций, независимо от направлений деятельности
и форм собственности, имеют свои представительства в Интернет (web-сайты или
просто странички), где представлена информация об их деятельности,
предложениях, потребностях и пр. Вследствие этого Интернет предоставляет
прекрасные возможности для проведения маркетинговых исследований. Причем, в
отличие от традиционных методов исследований, Интернет позволяет найти
необходимую информацию достаточно оперативно и в полном объеме. Такие
исследования просто необходимы для разработки стратегии развития бизнеса, для
быстрого реагирования на изменения рынка и для планирования рекламной кампании.
На основе маркетинговых исследований в
Интернет можно:
o
предоставить отчеты по исследованию рынка в России
и других странах;
o
провести обзор отечественных и мировых цен по любым
наименованиям товаров;
o
осуществить поиск любой продукции, товаров и услуг,
а также их возможных производителей;
o
осуществить поиск бизнес партнеров и потенциальных
покупателей в России и за рубежом;
o
предоставить данные по проводимым в различных
регионах выставкам и ярмаркам;
o
провести текущий мониторинг ценовых тенденций по
многим товарам, представить графическую информацию о динамике цен на основных
мировых биржах;
o
провести поиск конкурентов на российском и
международном рынках, предоставить информацию об аналогичных по профилю
компаниях, сравнить их политику ценообразования, ассортимент, дополнительные
услуги;
o
предоставить любую финансовую информацию в реальном
времени (курсы валют, котировки акций и государственных ценных бумаг).
Новатором в области исследования своего рынка
с помощью интернета является воронежский магазин компьютерной техники “Рет” (www.ret.ru), который взамен ответов на вопросы о себе в интернете предоставляет
клиенту скидку в размере 2% от цены товара. Этим фирма решает сразу 2 проблемы:
узнаёт своих клиентов и, благодаря ценовой дискриминации, предоставляет скидки
тем кто, скорее всего в них нуждается, ища скидки, и если бы не они, купил
товар у конкурентов по более низкой цене.
“Глобальная компьютеризация” - этот термин
существует уже несколько лет - постепенно становится реальностью. Компании,
участвующие в развитии Сети, осознают огромные возможности Интернет. Некоторые
производители программного и аппаратного обеспечения опасаются, что эпоха
персональных компьютеров скоро подойдет к концу. Их можно успокоить: этого не
случится, хотя спрос на ПК, по-видимому, существенно снизится. Зачем держать на
столе персональный компьютер, если можно получать доступ к Интернету с
мобильного телефона или даже телевизора? Nokia Communicator (#"_Toc41355423">Список использованных источников
1. Беленов О. Н., Стадниченко Л. И. “Поведение потребителей: Учебное
пособие”. Воронеж: Издательство Воронежского Государственного Университета.
2001г. - 224 с.
2. Белобродский А. А. “Организация интернет - торговли”. Материалы
Межрегиональной научно – практической конференции “Электронный бизнес: опыт и
перспективы”. Воронеж: Издательство Воронежского Государственного Университета.
2002 г. – 98 с.
3. Белобродский А. А. “Влияние онлайновых социально-экономических
подсистем на развитие экономики”. Сборник статей международной научно –
практической конференции: “Управление изменениями в социально- экономических
системах”. Воронеж: Издательство Воронежского Государственного Университета.
2003 г. – 200 с.
4. Белобродский В. А. “Спэм как способ рекламы товара”. Материалы
Межрегиональной научно – практической конференции “Электронный бизнес: опыт и
перспективы”. Воронеж: Издательство Воронежского Государственного Университета. 2002 г. – 98 с.
5. Гарнаев А. Ю. “Excel, VBA, Internet в экономике и финансах”. Санкт Петербург: издательство BHV, 2002 г. – 816 с.
6. Дубровина Д. А., Середа А. Ю. “Увеличение посещаемости интернет -
проекта”. Материалы Межрегиональной научно – практической конференции
“Электронный бизнес: опыт и перспективы”. Воронеж: Издательство Воронежского
Государственного Университета. 2002 г. – 98 с.
7. Дэниел Эймор “Электронный бизнес: эволюция и/или революция”. Москва:
Издательский дом “Вильямс”. 2001 г. - 752 с.
8. Котлер Ф. “Основы маркетинга”. Санкт - Петербург: АО
"КОРУНА", АОЗТ "Литера плюс". 1994 г. - 699 с.
Таблица
№1 Таблица №2
«Распространение интернета по РФ» «Что
ищут в Российском интернете»
|