Организация создания и функционирования венчурных фирм в строительстве
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Курсовой проект:
"Организация создания и функционирования
венчурных фирм в строительстве"
Выполнил : Ростовцев А.И. УС 4.2.д/о
Проверил: Хрипко
МОСКВА 1999
Содержание:
Аналитическая
часть.
Основы
функционирования рискового бизнеса.
Государственная
поддержка малого инновационного бизнеса.
Финансовое
обеспечение рискового бизнеса и источники венчурного капитала
Проблемы
венчурного бизнеса и способы их решения
Опыт
организации функционирования венчурных фирм на примере американских моделей
организации.
Стадии
процесса финансирования венчурного капитала, организация поиска венчурного
инвестора.
Проектная
часть.
Типы инновационных фирм с венчурным капиталом и
система управления ими.
Проектные этапы создания венчурной фирмы.
Проект организации и планирования деятельности
венчурной фирмы.
Функции и
структура управления
Финансово-техническое планирование
Список
литературы
Аналитическая часть.
Основы функционирования рискового бизнеса.
Государственная поддержка малого инновационного
бизнеса.
Развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной
структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов
всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малый бизнес
снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок
разнообразными товарами и услугами.
Малые предприятия создают около 12% ВВП. По объемам
прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые
предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с
крупным производством. При снижении инновационной восприимчивости крупных
предприятий к высоким технологиям возрастает роль малых и средних предприятий,
выпускающих наукоемкую продукцию.
Действующая система государственной поддержки и
развития малого бизнеса на федеральном уровне включает Государственный комитет
Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства,
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, федеральные
исполнительные органы, Торгово-промышленную палату России, общественные
объединения предпринимателей. Специализированные органы исполнительной власти,
осуществляющие поддержку малого предпринимательства, действуют уже более чем в
70 субъектах Российской Федерации. В 74 регионах Российской Федерации
организованы фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются
региональные программы. Продолжает создаваться сеть объектов инфраструктуры
поддержки малого бизнеса - бизнес-центры, бизнес-инкубаторы,
инновационно-технологические центры, технопарки и др. В создании объектов
инфраструктуры участвуют Российское агентство поддержки малого и среднего
бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической
сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации, научные центры
и др.
Особую роль в государственной поддержке развития
инновационной деятельности в научно-технической сфере играет Фонд содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Фонд образован
для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание
малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых
центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере
путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам,
разрабатываемым малыми предприятиями.
Фонд является
государственной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность
совместно с Министерством науки и технической политики Российской Федерации и
Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции Государственного
комитета
Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
в рамках федеральной и региональных программ государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации.
Фонд является
юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, в том
числе зарубежных, печать с изображением Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием. Фонд имеет свой баланс и право оперативного
управления находящимся в его распоряжении государственным имуществом. Фонд
отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении имуществом и
денежными средствами.
В своей
деятельности Фонд руководствуется Конституцией Российской Федерации, другими
законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации.
Основными
задачами Фонда являются:
содействие
проведению государственной политики формирования рыночных отношений в
научно-технической сфере путем поддержки создания и развития инфраструктуры
малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через
привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для
реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов;
участие в
разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных,
отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию
процесса создания и освоения новых технологий, насыщение рынка произведенными
на их основе конкурентоспособными товарами;
содействие
созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в
Российской Федерации научно - технического потенциала;
поддержка
освоения и внедрения новых технологий и "ноу-хау" с использованием
патентов и лицензий;
привлечение на
конкурентной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и
иностранных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ
и заказов.
Для реализации
основных задач Фонд имеет право:
предоставлять
для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и
высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства финансовую
помощь на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального
бюджета в размере до 1/2 действующей учетной ставки Центрального банка
Российской Федерации, выступать залогодателем, поручителем, гарантом по
обязательствам юридических и физических лиц.
контролировать
целевое использование финансовых средств, выделяемых Фондом хозяйствующим
субъектам или получаемых ими при содействии Фонда, и приостанавливать
финансирование в случае выявления нарушений целевого использования средств;
принимать
долевое участие в создании хозяйствующих субъектов, в том числе с иностранным
участием, специализированных учебных и консультационных организаций;
создавать временные
творческие коллективы, в том числе с
привлечением
иностранных специалистов;
финансировать
мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого
предпринимательства в научно - технической сфере;
финансировать
научные исследования, экспертизу проектов, научно-практические конференции,
симпозиумы, выставки и другие мероприятия, в том числе международные, связанные
с основными направлениями деятельности Фонда;
осуществлять рекламно-издательскую
деятельность и иметь свой печатный орган;
осуществлять в
установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, участвовать в
международных программах и соглашениях;
организовывать
обучение, переподготовку и повышение квалификации специалистов за рубежом;
открывать
отделения, филиалы и представительства Фонда в порядке, установленном
действующим законодательством;
осуществлять
иную деятельность в соответствии со своими задачами.
Источниками
формирования средств Фонда являются:
бюджетные
ассигнования в размере 1 процента средств, предусматриваемых ежегодно в
федеральном бюджете на финансирование науки;
добровольные
взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных
юридических и физических лиц;
иные поступления
от деятельности Фонда.
Фонд не имеет
целью своей деятельности извлечение прибыли. Поступления от деятельности Фонда
остаются в его распоряжении и направляются на реализацию его задач. Не
использованные в отчетном году бюджетные средства Фонда изъятию не подлежат.
Ежегодное проведение ревизий финансово-хозяйственной
деятельности Фонда организует Министерство финансов Российской Федерации.
Бухгалтерский учет и отчетность Фонда ведутся в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Деятельность Фонда прекращается по
решению Правительства Российской Федерации.
На данный момент по трем основным
направлениям предусмотрена специальная Федеральная программа государственной
поддержки малого предпринимательства:
Первое
направление: формирование пакета нормативно-законодательных актов, поддержка
отечественных производителей; обеспечение качества, безопасности и
конкурентоспособности товаров и услуг, преодоление административных барьеров.
Второе направление: формирование региональных центров
поддержки предпринимательства.
Третье направление: создание действенных
финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном
сочетании средств государственной поддержки, инвестиционных ресурсов частного
капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для
самоинвестирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление
гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых технологий, взаимного
кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и
методического характера (на федеральном уровне), а также организация в регионах
сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов
поддержки малого предпринимательства .
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить
численность занятых в малом предпринимательстве до 13,5-14,5 млн. человек,
число малых предприятий до 900-950 тысяч; создать новые рабочие места ( прежде
всего в производственной и инновационной сферах).
Достижение основной цели Программы требует решения
следующих приоритетных задач: поддержки образования кредитных и инвестиционных
союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и
гарантийно-инвестиционных организаций; создания РЦПП; стимулирования малого
предпринимательства в инновационной деятельности и др.
В области развития малого инновационного бизнеса,
программа в частности предусматривает:
-Создание в регионах Российской Федерации
инновационно-технологических центров (ИТЦ) и центров продвижения и передачи
новых технологий. Результатом этого будет создание условий, стимулирующих
развитие малых инновационных предприятий в рамках Межведомственной программы
активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере на 1998-2000
годы, в том числе: организация "опорных точек" роста инновационной
инфраструктуры и наполнение их технологическими фирмами; создание центров
продвижения новых технологий в биотехнологии, стоматологии и энергосбережении;
реализация проектов: "Компьютерные технологии малым и средним швейным
предприятиям", "Малые инновационные фирмы - ГАЗ".
- Участие в предоставлении гарантий и софинансирование
инновационных проектов адресной поддержки малого предпринимательства. Результат
- финансовая поддержка инвестиций в реализацию инновационных проектов на
конкурсной основе.
-Создание в регионах Российской Федерации
инновационно-технологических центров (ИТЦ) и центров продвижения и передачи
новых технологий. Создание условий, стимулирующих развитие малых инновационных
предприятий при осуществлении мероприятий проекта Межведомственной программы
активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере на
1998-2000годы", в том числе: организация 3-4 новых
инновационно-технологических центров для размещения 70-120 инновационных малых
предприятий и создания до 1000 рабочих мест; создание центра продвижения новых
технологий в стоматологии; реализация проектов: "Компьютерные технологии
малым и средним швейным предприятиям", "Малые инновационные фирмы -
ГАЗ"
Финансовое обеспечение рискового бизнеса и
источники венчурного капитала
Существует всего два способа проводить финансирование
деятельности предприятия -- прямое финансирование и долговое финансирование.
1.Долговое финансирование - кредиты банков, выпуск
облигаций.
2. Прямое финансирование. Инвестор вносит деньги или
иное имущество в уставный капитал предприятия или покупает акции этого
предприятия и, таким образом, получает право на долю в будущих прибылях
(дивиденды). Величина доли определяется величиной вклада в уставный капитал или
числом приобретенных акций.
Возможные инвесторы:
Коммерческие банки
Коммерческие банки прежде всего заинтересованы в
снижении своих кредитных рисков.
Инвестиционные банки
Инвестиционные банки - это инвестиционные институты,
которые занимаются размещением новых выпусков ценных бумаг; правильнее считать
инвестиционный банк не инвестором, а финансовым посредником.
Торговые банки
Торговый банк похож и на коммерческий, и на
инвестиционный. Торговые банки имеют очень большой капитал, который позволяет
им приобретать ценные бумаги не только для перепродажи, но и как объекты
инвестиций. Кроме того, торговые банки оказывают обычные в практике
коммерческих банков расчетные и кредитные услуги.
Инвестиционные фонды
Существует великое множество различных
организационно-правовых форм инвестиционных фондов. Принято выделять две
основные категории инвестиционных фондов: открытые и закрытые.
Открытые фонды допускают увеличение и уменьшение доли
инвесторов в них в любое время. Именно поэтому открытые фонды наиболее
привлекательны для мелких инвесторов, которые не могут внести в фонд
значительные средства и не хотят связывать себя обещаниями оставить эти
средства в фонде на значительный срок. Соответственно, открытые фонды стремятся
вкладывать деньги своих инвесторов в наиболее ликвидные финансовые инструменты,
которые при необходимости очень легко обратить в деньги.
Закрытые фонды, напротив, устанавливают определенные
промежутки времени, в течение которых инвестор не имеет права забрать свои
деньги из фонда. Многие закрытые фонды имеют очень высокие требования к объему
инвестиций и, таким образом, рассчитаны в основном на институциональных
клиентов. Закрытые фонды не предъявляют высоких требований к текущей
ликвидности инвестиций и поэтому часто достигают более высокой доходности в
долгосрочной перспективе.
Важно помнить, что у абсолютного большинства
инвестиционных фондов имеется инвестиционная декларация, в которой черным по
белому написано, в какие финансовые инструменты фонд имеет право инвестировать.
В мировой практике известны фонды государственных облигаций, корпоративных
облигаций, денежного рынка, недвижимости и акций. Существуют также
сбалансированные фонды, инвестирующие в несколько видов финансовых
инструментов.
Страницы: 1, 2, 3
|