Важное значение для единства налоговой
системы и принцип однократности обложения налогом, заложенный в действующем
налоговом законодательстве, а также единый подход к определению прав и
обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.
В целом Закон «Об основах налоговой системы
в РФ» в значительной мере обеспечивает стабильность налогообложения и одновременно
придаёт налоговой системе определённую гибкость.
Налоговая система - это совокупность налогов
и методов их взимания.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим
платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во
внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,
определяемых законодательным актом.
Плательщиками налогов являются юридические
лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии
с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщик подлежит в обязательном
порядке постановке на учёт в органах Государственной налоговой службы РФ
(налоговые органы). При этом банки и кредитные учреждения открывают расчётные и
иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа,
подтверждающего постановку на учёт в налоговом органе.
Объектами налогообложения являются доходы
(прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными
ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные
законодательными актами.
Один и тот же объект облагается налогом
одного вида только один раз за определённый законом период налогообложения.
Налоговые ставки, за исключением ставок
акцизов и таможенных пошлин, устанавливаются Верховным Советом РФ и другими
органами государственной власти.
На отдельные виды и группы товаров,
определяемые Верховным Советом РФ, ставки акцизов устанавливаются
Правительством РФ.
Зачисление налоговых поступлений в бюджеты
разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляются Верховным Советом РФ и
другими органами власти.
По налогам могут устанавливаться следующие
льготы:
1.
необлагаемый минимум объекта налога;
2.
изъятие из обложения определённых элементов объекта
налога;
3.
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или
категорий плательщиков;
4.
понижение налоговых ставок;
5.
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты
(отсрочку взимания налогов(;
6.
прочие налоговые льготы.
Налогоплательщик обязан:
1.
своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
2.
вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о
финансово-хозяйственной деятельности;
3.
представлять налоговым органам необходимые для
исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
4.
другие обязанности.
В целях определения обязанностей
налогоплательщика законодательные акты устанавливаются и определяют:
·
налогоплательщика (субъекта налога);
·
объект и источник налога;
·
единицу налогообложения;
·
налоговую ставку (норму налогового обложения);
·
сроки уплаты налога;
·
бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется
налоговый оклад.
Обязанность юридического лица по уплате
налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты
налога является основанием для признания юридического лица в установленном
законом порядке, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом.
В случае неисполнения налогоплательщиком
своих обязанностей их исполнения обеспечивается мерами административной и
уголовной ответственности, финансовыми санкциями, а также залогом денежных и
товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредитов налогоплательщика.
Налоговые органы вправе:
1.
возбуждать ходатайства о запрещении заниматься
предпринимательской деятельностью;
2.
предъявлять в суд или арбитражный суд иски:
·
о ликвидации предприятий по основаниям,
установленным законодательством РФ;
·
о признании сделок недействительными и взыскании в
доход государства всего полученного по таким сделкам;
·
о признании регистрации предприятия
недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания
предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям
законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием.
Должностные лица налоговых органов имеют
право в установленном законодательством порядке:
1.
проверять все документы, связанные с исчислением и
уплатой налогов, получить необходимые объяснения, справки и сведения по
вопросам, возникающим при проверках;
2.
обследовать любые используемые для извлечения
доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные
помещения налогоплательщиков;
3.
приостанавливать операции налогоплательщиков по
счетам в банках и кредитных учреждениях в случае непредставления в налоговый
орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов;
4.
налагать на руководителей банков, кредитных
учреждений, а также финансовых органов административные штрафы в случае
невыполнения указаний налоговых органов;
5.
получать без оплаты от всех юридических лиц данные,
необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков.
Банки, кредитные учреждения, биржи и иные
предприятия обязаны предоставлять налоговым органам данные о
финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и
предприятий за истёкший финансовый год в порядке, установленном Министерством
финансов РФ.
В случае непредставления таких данных
руководители указанных учреждений и предприятий привлекаются к административных
ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом
размера минимальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.
В случае неисполнения ( задержки исполнения)
по вине банка или кредитного учреждения платёжного поручения налогоплательщика
с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,2%
неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с
установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
Предприятия обязаны до наступления срока
платежа сдать платёжное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление
налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Указанные платежные поручения
банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке.
Существуют следующие виды налогов, взимаемых
на территории РФ:
1.
федеральные налоги;
2.
налоги республик в составе РФ и налоги краев,
областей, автономной области, автономных округов;
3.
местные налоги.
Органы государственной власти всех уровней
не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные
законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых
платежей.
К федеральным налогам относятся:
1.
налог на добавленную стоимость (НДС);
2.
акцизы на отдельные виды и группы товаров;
3.
налог на доходы банков;
4.
налог на доходы от страховой деятельности;
5.
налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
6.
налог на операции с ценными бумагами;
7.
таможенная пошлина;
8.
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
9.
платежи за пользование природными ресурсами,
зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе
РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке
и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;
10.
подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
11.
налоги, служащие источниками образования дорожных
фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определённом законодательными актами
о дорожных фондах РФ;
12.
гербовый сбор;
13.
государственная пошлина;
14.
налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения;
15.
сбор за использование наименований «Россия», «РФ» и
образованных на их основе словосочетаний.
К налогам республик в составе РФ и налогам
краев, областей, автономных областей, автономных округов относятся:
1.
налог на имущество предприятий;
2.
лесной доход;
3.
плата за воду, забираемую промышленными
предприятиями из водохозяйственных систем;
4.
сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц.
К местным налогам, взимаемых с предприятий
относятся:
1.
сбор за право торговли, сбор устанавливается
районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми,
сельскими представительными органами власти: сбор уплачивается путём
приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в
соответствующий бюджет;
2.
целевые сборы с предприятий, учреждений,
организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание
милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
3.
налог на рекламу, налог уплачивают юридические
лица, рекламирующую свою продукцию;
4.
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями;
5.
сбор за уборку территорий населённых пунктов;
6.
сбор за открытие игорного бизнеса;
7.
налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы.
Также налоги можно разделить по характеру
налогового изъятия:
·
косвенные налоги;
·
прямые налоги.
Проанализируем разделение налогов на прямые
и косвенные.
Косвенные налоги взимаются посредством
введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем
и поступающих в государственный бюджет. К таким налогам относятся: акцизные
налоги, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, налог с имущества,
переходящего в порядке наследование и дарения, налог на ценные бумаги.
Косвенные налоги именуются ещё безусловными
в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и
взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения
прибыли.
Прямые налоги взимаются непосредственно по
ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так
что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся все остальные
налоги (кроме косвенных) о которых было сказано выше.
Итак, прямые налоги распространяются на
стадии производства и реализации продукции, косвенные в большей степени регулируют
процессы распределения и потребления.
Из перечисленных выше налогов, рассмотрим
подробнее налоги, которые взимает Октябрьский ГНИ с предприятий города Орска.
Федеральные налоги:
1) Налог на добавленную стоимость
представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между
стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Плательщиками
налога являются:
а) организации
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие
согласно законодательству РФ статус юридического лица (государственные и
муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения,
другие виды организаций), осуществляющие производственную и иную коммерческую
деятельность;
б) предприятия с
иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую
деятельность;
в) индивидуальные
частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
г) филиалы,
отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий),
находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);
д) международные
объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную или
иную коммерческую деятельность на территории РФ.
Объектами
налогообложения являются:
а) обороты по
реализации на территории РФ товаров, выполняемых работ и оказанных услуг;
б) товары, ввозимые
на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами;
При реализации
товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров
как собственного производства, так и приобретённых на стороне.
При реализации
работ объектом налогообложения являются объёмы выполняемых
строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, технических, проектно-изыскательских и других работ.
При реализации
услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания:
а) услуг
пассажирского и грузового транспорта;
б) посреднических
услуг;
в) услуг связи,
бытовых, жилищно-коммунальных услуг;
г) услуг физической
культуры и спорта;
д) рекламных услуг;
и других.
Ставки налога на
добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|