рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы предпринимательской деятельности

Другой подход объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем ва­рианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятель­ной ("внестоимостной” величиной, для определения кото­рой оценка покупателя более значима, чем затраты произ­водителя. Цена "освобождается” от стоимости, дня объяснения цены в ней нет нужды. 

Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или "спрос" (полезность)? Является ли полезность товара "функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть "функция" полезности това­ра?

Современная экономическая теория, получив в наслед­ство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообра­зованию, совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность" (полезность) товара.

В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информациию, ориентирующую дейст­вия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижи­ма только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспредепение доходов. Вот почему важнейшей, задачей регулирования рыночной экономики, является борьба с инфляцией и мо­нополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены, можно свести к трем основным видам -"договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанав­ливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учи­тывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут: быть спекулятивно  завышены (или занижены) и нарушить - равновесное состояние рынка. Именно удельный вес дого­ворных, цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предпри­ятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые (для экономики данной страны)ресурсы;

           3) социально-значимые товары.

 Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые прави­тельством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установилении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

"Мировые" цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ори­ентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множес­твом цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "миро­вой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данных товар за ряд лет.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная" цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их под­разделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяет корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено на­логовое бремя.

Переход от "назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в нашей стране зависит от того,как скоро нам удастся создать рыночный механизм ценообразования, который представляет собой свободное взаимодействие  свободного спроса и свободного предложения.

Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей.Для этого нам требуется приватизация и демонополизация  основной массы государственных предприятий.

            Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладе­ние, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д. ).

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего - несправедли­вость распределения доходов через цены, во многом зави­сящих от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".





НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Основные положения.


Любое государство изымает у предприятий и граждан часть их доходов. Эти обязательные платежи называют налогами. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

-финансирует некоторые расходы на простое и расши­ренное воспроизводство в народном хозяйстве;

-финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др;

-обеспечивает свою оборону и базопасность;

-содержит законодательные, исполнительные и судеб­ные органы государственной власти и управления;

-предоставляет кредиты и безвозмездную помощь дру­гим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государ­ственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - слу­жить средством поддержания и развития рыночной кон­куренции.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев на­селения.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами обе группы субъектов, получающих доходы: пред­приятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) пред­приятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество.

Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.

Федеральные налоги устанавливаются Верховным Советом России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источником формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы бан­ков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможен­ная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисле­ния в дорожные фонды - служат источником формирова­ния одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюдже­ты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - слу­жат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих нало­гов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными Советами при утверждении этих бюджетов.

Ставки налогов республик, краев и областей, как прави­ло, определяются Советами этих административно-террито­риальных образований и имеют силу на их территории.

 

Налог на добавленную стоимость.


Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно выразиться, учитывают социальную психологию, и в этом смысле они более предпочтительны, чем прямые налоги. В от­личие от прямых налогов косвенные налоги непосредствен­но не связаны с доходом или имуществом налогоплатель­щика, поскольку устанавливаются в виде надбавок, к цене или к тарифу, по которой (которому) производитель со­гласен производить и продавать товар. Производитель то­вара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от их реализации.

Достоинство налога на добавленную стоимость в том , что практически все предприятия платят его по одинаковым или почти одинаковым ставкам . Это позволяет в основном исключить искажения структуры спроса. Налог с оборота устанавливался лишь на отдельные группы товаров, ставки его были дифференцированы , в результате чего спрос на эти товарные группы ограничивался. Ведь при отсутствии налога с оборота товар стоил бы дешевле и, при прочих равных условиях, его захотело бы приобрести большее число покупателей.

 

Акцизы.


В отличие от налога на добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна.

В настоящее время акцизы применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюд­жета, а во-вторых - средство ограничения потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то производители могли бы продавать его по умень­шенной на величину акциза цене производства, включа­ющей только издержки и прибыль. Потребление товара при такой цене было бы, как правило, больше.   Поэтому акцизы устанавливаются прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары, предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.

Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и по­этому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой, то акцизом облагается вся стои­мость товара, включая и материальные затраты. В соответ­ствии с Законом "Об акцизах" (с учетом изменений и допол­нений) налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия, пиво, готовая деликатес­ная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изде­лия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимен­та), высококачественные изделия из хрусталя, ковры и ков­ровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. В 1993 г. к ним добавлены этиловый спирт из пищевого сырья и грузо­вые автомобили грузоподъемностью до 1,25 т., а также импортные товары. Акцизами не облагаются только те под­акцизные товары, которые экспортируются за пределы СНГ, а также шины для легковых автомобилей , направляемые на комплектацию. Право устанавливать ставки акциза переда­но законодателем Правительству Российской Федерации .

Все акцизы, кроме акцизов от продажи легковых авто­мобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бю­джет. Прадприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду, производят уплату ак­цизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федера­ции.

Как уже указывалось, акцизами не облагается реализа­ция подакцизных товаров на экспорт за пределы государств - членов СНГ. Если такая реализация осуществляется посредническими организациями, купившими товары по це­не, включающей акциз, налоговый орган обязан вернуть уплаченный акциз. Возврат производится в пятидневный срок после представления экспортером налоговому органу грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение това­ром границы, расчетных документов на покупку товара и справки предприятия-изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза.

 

Налоги на прибыль и доход от предприятий (организаций).


Верховный Совет Российской Федерации положил нача­ло переходу от налогообложения прибыли предприятий к налогообложению их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на доходы банков и доходы от страховой деятель­ности. Принят Закон о подоходном налоге с предприятий.

Основное - преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая поступит наем­ным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать на него. Если же облага­ется прибыль, то государство в целях пополнения бюджета заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его части, которая предназначена для оплаты труда.

Другое преимущество налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет необходи­мости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход определяется как валовой доход за выче­том материальных затрат. Государству остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и вычитаемых из него затрат материальных ресурсов.

В соответствии с законом о налогообложении прибыли не взимается налог с прибыли, направленной на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства, а также на ввод новых мощностей для предпри­ятий нефтяной и угольной промышленности, предприятий, занятых производством продовольствия, медикаментов и това­ров народного потребления, оборудования для переработки продуктов питания и производства медицинской техники. Предприятия остальных отраслей освобождены (с 1 июля 1992 г.) от уплаты налога на прибыль, направленную на техническое перевооружение производства. Не подлежит обложению налогом 30% затрат капитального характера на проведение природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли. Значительно большие льготы предоставляются малым предприятиям. У них освобождается от налога вся прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологии. Кроме того, в первые два года работы освобож­даются от налога на прибыль те предприятия , у которых более 70% общего объема реализации составляет выручка от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства товаров народного потребления, строительных материалов и строительных и ремонтно-строительных работ.

В соответствии с законом о налоге на доход не подле­жит обложению та часть дохода, которая реинвестирована (использована) внутри самого предприятия на цели тех­нического перевооружэния, реконструкции и расширения производства, включая затраты на научно-исследовательс­кие и опытно-конструкторские работы для этих целей. Ука­занная льгота распространяется на все предприятия, и это позволяет одновременно стимулировать как заинтересо- ванность предприятий в совершенствовании производства, так и конкуренцию между ними. Кроме того, законом пре­дусмотрена другая льгота - уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, предназначенных для погаше­ния кредитов, целевое назначение которых - вложения в производство продовольствия, продуктов детского пита­ния, медикаментов, медицинской техники, строительных материалов и поваров народного потребления, а также в увеличение добычи сырьевых ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.