Другой подход объясняет
цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем варианте
использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит
не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат
покупателем. В этом случае цена становится самостоятельной
("внестоимостной” величиной, для определения которой оценка покупателя
более значима, чем затраты производителя. Цена "освобождается” от
стоимости, дня объяснения цены в ней нет нужды.
Таким
образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же
определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или
"спрос" (полезность)? Является ли полезность товара
"функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть
"функция" полезности товара?
Современная
экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не
оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообразованию,
совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность"
(полезность) товара.
В рыночной
экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информациию,
ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует
наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение
спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике -
распределение доходов между ее участниками.
Выполнение
этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А
такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма,
искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию,
лжестимул и лжераспредепение доходов. Вот почему важнейшей, задачей
регулирования рыночной экономики, является борьба с инфляцией и монополизмом.
Хотя
система цен очень сложна, все цены, можно свести к трем основным видам
-"договорные", "государственные" и "мировые".
Договорные
цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу
предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.
е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком
договорных цен является то, что они могут: быть спекулятивно завышены (или
занижены) и нарушить - равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных,
цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.
Государственные
цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию
государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной
экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая
самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной
экономике устанавливаются на:
1) продукцию
предприятий-монополистов;
2) базовые (для экономики
данной страны)ресурсы;
3)
социально-значимые товары.
Система
государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко
устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения
экономической конъюнктуры.
Государственное
регулирование цены состоит в установилении ее предельного уровня (или предела
ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).
"Мировые"
цены применяются в международной торговле; по мере развития
международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают
активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.
Хотя
международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар
(отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой
ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные
экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно
конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные
цены, отражающие динамику цен на данных товар за ряд лет.
Мировая
цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки
данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная"
цена).
Особую
разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены".
Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями,
расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как
внутрифирменными позволяет корпорациям показывать конечные цены продукции в той
стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.
Переход от
"назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в
нашей стране зависит от того,как скоро нам удастся создать рыночный механизм
ценообразования, который представляет собой свободное взаимодействие
свободного спроса и свободного предложения.
Свободное
предложение возникает как результат производственной деятельности
множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных
производителей.Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной
массы государственных предприятий.
Свободный же
спрос появляется в качестве реальной возможности осознанного стремления
всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого
необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения
(ценные бумаги, землевладение, домовладение, мелкое предпринимательство и т.
д. ).
Свободное
ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки
рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего -
несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящих от
непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного
ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Основные положения.
Любое государство изымает
у предприятий и граждан часть их доходов. Эти обязательные платежи называют
налогами. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
-финансирует некоторые
расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
-финансирует социальные
программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения
и др;
-обеспечивает свою
оборону и базопасность;
-содержит
законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и
управления;
-предоставляет кредиты и
безвозмездную помощь другим странам.
Это первая и основная
функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного
бюджета и других денежных фондов государства.
Вторая функция налогов в
рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции.
Третья функция налогов в
рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения.
Государство в странах с
рыночной экономикой облагает налогами обе группы субъектов, получающих доходы:
предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты
налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе
производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество.
Налоговая система России
включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев,
областей) и местные.
Федеральные налоги
устанавливаются Верховным Советом России и взимаются на всей ее территории. В
их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источником
формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы,
налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой
налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида
федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и
отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных
внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора,
государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога
- налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц -
служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и
местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет,
устанавливается местными Советами при утверждении этих бюджетов.
Ставки налогов республик,
краев и областей, как правило, определяются Советами этих
административно-территориальных образований и имеют силу на их территории.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную
стоимость является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно
выразиться, учитывают социальную психологию, и в этом смысле они более
предпочтительны, чем прямые налоги. В отличие от прямых налогов косвенные
налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом налогоплательщика,
поскольку устанавливаются в виде надбавок, к цене или к тарифу, по которой
(которому) производитель согласен производить и продавать товар. Производитель
товара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую
сумму за счет выручки от их реализации.
Достоинство налога на
добавленную стоимость в том , что практически все предприятия платят его по
одинаковым или почти одинаковым ставкам . Это позволяет в основном исключить
искажения структуры спроса. Налог с оборота устанавливался лишь на отдельные группы
товаров, ставки его были дифференцированы , в результате чего спрос на эти
товарные группы ограничивался. Ведь при отсутствии налога с оборота товар стоил
бы дешевле и, при прочих равных условиях, его захотело бы приобрести большее
число покупателей.
Акцизы.
В отличие от налога на
добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна.
В настоящее время акцизы
применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на
ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из
важных источников доходов бюджета, а во-вторых - средство ограничения
потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то
производители могли бы продавать его по уменьшенной на величину акциза цене
производства, включающей только издержки и прибыль. Потребление товара при
такой цене было бы, как правило, больше. Поэтому акцизы устанавливаются
прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине
его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары,
предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.
Как и налог на
добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает
цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Однако если налогом на
добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой,
то акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. В
соответствии с Законом "Об акцизах" (с учетом изменений и дополнений)
налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия,
пиво, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов,
табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия
(кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя,
ковры и ковровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. В 1993 г. к ним
добавлены этиловый спирт из пищевого сырья и грузовые автомобили
грузоподъемностью до 1,25 т., а также импортные товары. Акцизами не облагаются
только те подакцизные товары, которые экспортируются за пределы СНГ, а также
шины для легковых автомобилей , направляемые на комплектацию. Право
устанавливать ставки акциза передано законодателем Правительству Российской
Федерации .
Все акцизы, кроме акцизов
от продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бюджет.
Прадприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду,
производят уплату акцизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
Как уже указывалось,
акцизами не облагается реализация подакцизных товаров на экспорт за пределы
государств - членов СНГ. Если такая реализация осуществляется посредническими
организациями, купившими товары по цене, включающей акциз, налоговый орган
обязан вернуть уплаченный акциз. Возврат производится в пятидневный срок после
представления экспортером налоговому органу грузовой таможенной декларации со
штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение товаром
границы, расчетных документов на покупку товара и справки
предприятия-изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза.
Налоги на прибыль и доход от
предприятий (организаций).
Верховный Совет
Российской Федерации положил начало переходу от налогообложения прибыли
предприятий к налогообложению их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на
доходы банков и доходы от страховой деятельности. Принят Закон о подоходном
налоге с предприятий.
Основное -
преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в
том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от
того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая
поступит наемным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых
поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать
на него. Если же облагается прибыль, то государство в целях пополнения бюджета
заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и
сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое
положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его
части, которая предназначена для оплаты труда.
Другое преимущество
налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет
необходимости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход
определяется как валовой доход за вычетом материальных затрат. Государству
остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и
вычитаемых из него затрат материальных ресурсов.
В соответствии с законом
о налогообложении прибыли не взимается налог с прибыли, направленной на
техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства,
а также на ввод новых мощностей для предприятий нефтяной и угольной
промышленности, предприятий, занятых производством продовольствия, медикаментов
и товаров народного потребления, оборудования для переработки продуктов
питания и производства медицинской техники. Предприятия остальных отраслей
освобождены (с 1 июля 1992 г.) от уплаты налога на прибыль, направленную на
техническое перевооружение производства. Не подлежит обложению налогом 30%
затрат капитального характера на проведение природоохранных мероприятий,
осуществляемых за счет прибыли. Значительно большие льготы предоставляются
малым предприятиям. У них освобождается от налога вся прибыль, направленная на
строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой
техники и технологии. Кроме того, в первые два года работы освобождаются от
налога на прибыль те предприятия , у которых более 70% общего объема реализации
составляет выручка от производства и переработки сельскохозяйственной
продукции, производства товаров народного потребления, строительных материалов
и строительных и ремонтно-строительных работ.
В соответствии с законом
о налоге на доход не подлежит обложению та часть дохода, которая
реинвестирована (использована) внутри самого предприятия на цели технического
перевооружэния, реконструкции и расширения производства, включая затраты на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для этих целей. Указанная
льгота распространяется на все предприятия, и это позволяет одновременно
стимулировать как заинтересо- ванность предприятий в совершенствовании
производства, так и конкуренцию между ними. Кроме того, законом предусмотрена
другая льгота - уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат,
предназначенных для погашения кредитов, целевое назначение которых - вложения
в производство продовольствия, продуктов детского питания, медикаментов,
медицинской техники, строительных материалов и поваров народного потребления, а
также в увеличение добычи сырьевых ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|