Основы предпринимательства: ответственность предпринимателей
Государственный
комитет по высшему образованию
Государственная академия управления им. Серго
Орджоникидзе
Кафедра предпринимательства
Реферат по дисциплине
“Основы предпринимательства”
Тема:
Ответственность предпринимателей
Выполнил:
студент ФМ 3-1
Голубев А.А.
Проверил:
доцент, к.э.н.
Варакута С.А.
Москва
1996
Общие положения
В соответствии с действующим в Российской Федерации
законодательством, регулирующим деятельность предприятий независимо от их
организационно-правовой формы и форм собственности, а также от функционирования
различных видов договорных отношений (договоров, контрактов, сделок)
предприятия и должностные лица несут различные формы (виды) ответственности за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из законов
Российской Федерации, нормативных актов и заключенных договоров.
В ст. 307 первой части Гражданского кодекса Российской
Федерации говорится, что в силу обстоятельств одно лицо (должник) обязано
совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то:
передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться
от определенного действия, а кредитор имеет право потребовать от должника
выполнения его обязанности. В п.2 ст. 307 первой части ГК Российской Федерации
установлено, что обстоятельства возникают из договора, вследствие причинения
вреда и других оснований, предусмотренных данным Кодексом. Таким образом, наиболее
общим основанием для возникновения обязательств предприятий и их
ответственности является договор, под которым понимается соглашение 2-х или
нескольких лиц (физических или юридических) об установлении, изменении или
прекращении гражданских прав или обязанностей (ст. 420, п.1 ГК Российской
Федерации ), которые возникают:
· из договоров и иных сделок, предусмотренных
законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом,
но не противоречащих ему;
· из актов государственных органов и органов
местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания
гражданских прав и обязанностей;
· из судебного решения, установившего
гражданские права и обязанности;
· в результате приобретения имущества по
основаниям, допускаемым законом;
· в результате создания произведений науки,
искусства, литературы, изобретений и иных результатов интеллектуальной собственности;
· вследствие причинения вреда другому лицу;
· вследствие неосновательного обогащения;
· вследствие иных действий граждан и юридических
лиц;
· вследствие событий, с которыми закон или иной
правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Руководители предприятий и должностные лица должны
руководствоваться положением ст. 10 ГК Российской Федерации, в соответствии с
которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые
исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление
правом в иных формах.
Ответственность предприятий за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств в соответствии с законами и другими нормативными актами
и договорами регулируется первой частью ГК Российской Федерации, иными
правовыми актами Российской Федерации, а также Основами гражданского законодательства
Союза ССР и республик, постановлением ВС Российской Федерации от 14 июля 1992
г. “ О регулировании гражданских правоотношений в период проведения
экономической реформы” и от 3 марта 1993 г. “ О некоторых вопросах применения
законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации”, которые
применяются постольку, поскольку не противоречат части первой ГК Российской
Федерации.
В соответствии с гражданским законодательством
исполнение обязательств предприятием (ответственность) обеспечивается посредством
экономических санкций, залогом, удержанием имущества предприятия-должника,
поручительством, задатком и другими способами, предусмотренными законом или
договором. При этом предприятие, право которого нарушено, может требовать
полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не
предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Неисполнение обязательства в соответствии с законом и
договором вызывает необходимость применения экономических санкций в форме
неустойки, под которой понимается определенная законом или договором денежная
сумма, которую предприятие-должник обязано уплатить кредитору в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае
просрочки исполнения. Неустойка осуществляется в двух формах: в виде штрафа и
пени.
В ст. 331 ГК Российской Федерации говорится, что
соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от
формы основного обязательства; если это положение не соблюдено, то соглашение о
неустойке будет считаться недействительным.
Прекращение обязательств предприятия осуществляется следующим
способами:
· надлежащим исполнением обязательства;
· предоставлением взамен исполнения отступного,
размер сроки и порядок которого устанавливаются сторонами;
· полным или частичным зачетом встречного
однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или
не определен моментом востребования;
· совпадением должника и кредитора в одном
лице;
· соглашением сторон о замене первоначального
обязательства существующего между ними, другим обязательством между теми же
лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация);
· освобождением кредитором должника от лежащих
на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества
кредитора;
· невозможностью исполнения, если она вызвана
обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает;
· на основании акта государственного органа;
· ликвидацией юридического лица.
Не допускается прекращение обязательства в зачет
требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о пожизненном
содержании, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Ответственность
предприятий за неисполнение обязательств перед бюджетом
Ответственность предприятий возникает при сокрытии
(занижении) прибыли (дохода), сокрытии объектов от налогообложения, при
несвоевременном перечислении налогов (платежей) в соответствующие уровни
бюджета, при неисправном (неточном) ведении учета затрат и др.
Одной из форм проявления ответственности предприятий является
изъятие документов, свидетельствующих о нарушении. Данная форма ответственности
представляет собой административно-правовую форму воздействия на предприятие.
Ее осуществление должностными лицами ГНС оказывает существенное воздействие на
финансово-хозяйственную жизнь предприятия.
В соответствии с действующими положениями в объем и
состав документов, подлежащих изъятию у предприятия, входят следующие:
· первичные документы;
· денежные документы;
· планы;
· сметы;
· декларации;
· справочные материалы;
· расчеты,
а также иные документы, связанные с начислением и
уплатой налогов и других обязательных отчислений в бюджет. Документы,
содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определенную в
установленном законодательством порядке, не изымаются.
При изъятии документов производится их тщательный
осмотр в местах хранения, а недооформленные тома документов (неподшитые,
непронумерованные и т.д.) в присутствии должностного лица ГНС дооформляются
должностными лицами предприятия.
Изъятые документы хранятся налоговой инспекции до принятия
решения об их осмотре, проверке и исследовании. При отсутствии злоупотреблений
документы возвращаются предприятию с распиской об их получении. Если в изъятых
документах обнаружены злоупотребления, они передаются в следственные органы для
проведения бухгалтерской или специальной экспертизы. В данном случае решении об
их возвращении принимают следственные органы, о чем письменно сообщает ГНС
руководителю предприятия.
Помимо административно-правовых форм воздействия применяются
финансовые санкции, установленные подпунктом “а” п.1 ст. 13 Закона Российской
Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Финансовые
санкции применяются только по результатам документальных проверок в следующем
порядке и размерах:
1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли)
взыскивается налоговым органом вся сумма сокрытого или заниженного дохода
(прибыли) и штраф в размере той же суммы. При этом необходимо
руководствоваться положением, что неправильное начисление льгот по налогу на
прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) размера прибыли с
применением соответствующих санкций.
2. За иной сокрытый или неучтенный объект
налогообложения (кроме сокрытия дохода (прибыли)) с предприятия взыскивается
сумма налога и штраф в размере такой же суммы.
3. За повторное нарушение, допущенное
предприятием в течение года с момента применения санкций за аналогичное нарушение
(независимо от того, за счет каких факторов или каким способом завершено это
событие), к предприятию применяются налоговые санкции в виде взыскания всей
суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), либо суммы налога за иной
сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в двукратном размере
этой суммы. Если судом (арбитражным судом) установлено, что предприятие умышленно
скрывает или занижает доход (прибыль), с него может быть взыскан в федеральный
бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (
прибыли).
4. За отсутствие учета объектов налогообложения
из ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка,
что влечет за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период,
предприятие уплачивает штраф за каждое нарушение в размере 10% доначисленных
сумм налога. Вышеуказанный размер штрафа может быть применен за отсутствие
учета прибыли, если не сформированы конечный результат деятельности
предприятия, а также сумма прибыли, подлежащая налогообложению ( с учетом сумм
фактических затрат и расходов, учитываемых в соответствии с законодательством
при исчислении льгот на налог на прибыль). Под нарушениями порядка ведения
учета объекта налогообложения (прибыли) понимаются следующие:
· отсутствие установленных нормативными
документами по ведению учета регистров, книг, журналов и др.;
· отнесение на себестоимость продукции (работ,
услуг) затрат, не связанных с ее производством и реализацией, а также расходов,
не связанных с извлечением внереализационных доходов;
· другие нарушения порядка ведения учета объекта
налогообложения (прибыли), установленного действующими нормативными актами
Минфина Российской Федерации, приведшие к искажению отчетности и финансовых
результатов деятельности предприятия.
5. За непредставление или несвоевременное
представление предприятием в налоговый орган документов, необходимых для
исчисления, а также уплаты налога (бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых
расчетов и деклараций и других документов), предприятие выплачивает штраф в
размерер 10% причитающихся к уплате сумм налога по очередному списку платежей.
6. Кроме применения вышеуказанных видов
ответственности (санкций), налоговый орган может принять решение о приостановлении
операций предприятия по счетам в банках и в иных кредитных учреждениях в случае
непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением и уплатой
налогов.
7. Если предприятие, осуществляющее хозяйственную
(предпринимательскую) деятельность, не может уплатить установленные
законодательством налоги и другие платежи в бюджет, налоговый орган в
соответствии с законодательством имеет право обратиться в арбитражный суд о
признании предприятия несостоятельным (банкротом).
8. В соответствии со ст. 24 Закона Российской
Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, взыскание
недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а иакже сумм штрафов и иных
санкций производится с предприятий в бесспорном порядке в течение 6 лет с
момента образования указанной недоимки.
Ответственность
предприятий за нарушение законодательства об уплате обязательных платежей в
государственные внебюджетные фонды
Своевременное перечисление предприятиями средств в
государственные внебюджетные фонды имеет огромное экономическое и социальное
значение в первую очередь для неработающих пенсионеров, временно неработающего
дееспособного населения, пожтому законодательством установлена система санкций
к хозяйствующим субъектам за несвоевременность отчисления денежных средств в
вышеуказанные фонды.
При отказе или несвоевременной регистрации предприятий
(при их создании) в качестве плательщиков в государственные внебюджетные фонды
они обязаны перечислить дополнительно к причитающимся суммам 10% не уплаченных
в срок страховых взносов за соответствующий отчетный период.
Страницы: 1, 2
|