рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы предпринимательства. Развитие предпринимательства на Украине

1. Долговременные (или постоянные).

2. Кратковременные (или на определенный срок).

3. Случайные.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимо­отношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

2. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм

 

 2.1 Основные цели предприятия

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В ры­ночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринима­тельского сектора, представляют собой самостоятельные хозяй­ственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой де­ятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, фи­зических и юридических, которая должна приносить предпри­ятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью фирмы любой коммерче­ской деятельности. Вместе с тем ее до­стижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического по­рядка, таких как:

— увеличение объема продаж;

— достижение более высоких темпов роста;

— увеличение доли рынка;

— увеличение прибыли по отношению к вложенному ка­питалу;

— увеличение дохода на 'акцию компании (если это акци­онерная компания);

— увеличение рыночной стоимости акций (если это откры­тое акционерное общество);

— изменение структуры капитала.

Характер целевых установок предприятия определяется со­стоянием экономики в целом, тенденциями развития конкрет­ной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производ­ственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответ­ствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов соб­ственников капитала. Главное место занимает борьба за удер­жание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью пред­приятия является выживание (сохранение жизнеспособности), •г. е. продолжение его операций в течение определенного пе­риода времени, зачастую не столько ради достижения опреде­ленного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. Минимизация убытков является оборотной стороной конеч­ной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи .ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Пред­принимательский риск, собственно, и определяется как веро­ятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с про­гнозируемой величиной, так и возникновение убытков. Процветающее предприятие — это пред­приятие, получающее устойчивую при­быль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в меж­дународной теории и практике бизнеса концепции, через со­здание системы ценностей для трех общественных групп: вла­дельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продук­ции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собст­венных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики за­интересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного при­знания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и в конечном счете увеличивать прибыль.

 Основной рабочий инструмент в реализации целевой фун­кции предприятия — это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (ус­луг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу ко­торых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, ко­торые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта);

либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют по­требности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис.1 ).

 












Рисунок 1. Фомирование конкурентного преимущества предприятия


Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответ­ственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

После того как конкурентная рыночная стратегия опреде­лена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

 Первый этап планирования — анализ внешней среды, т.е.  экономической и политической ситуации в стране (экономи­ческая политика государства, политическая стабильность, куль-турые особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, меж­дународные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернатив­ные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчи­вость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Второй этап планирования — оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возмож­ностями самого предприятия, выработать обоснование произ­водственной программы и поведения на рынке, а также обес­печить принятие грамотных управленческих решений.

Третий этап – выбор вариантов развития предпрития.


2.2. Организационно-правовые формы предприятий.Преимущества и недостатки основных типов предприятий.


Инструментом предпринимательской деятельности яв­ляется прежде всего предприятие. С правовой точки зре­ния, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

«Правовая форма» в отличие от самого предприятия как самостоятельной, имущестственно обособленной хозяйст­венной единицы -- это комплекс правовых норм, опреде­ляющих отношения участников предприятия со всем ок­ружающим миром. В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» не существует. Закон там имеет дело только с «товариществом» («компанией»), т. е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.

В мировой практике используются различные организа­ционно-правовые формы предприятий, которые определя­ются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйст­венном суде и третейском суде от своего имени.

По действующему украинскому законодательству, на се­годняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

— государственное предприятие;

— частное предприятие (индивидуальное);

— товарищество, в т. ч.

с полной ответственностью (полное товарищество);

со смешанной ответственностью (смешанное товарище­ство);

с ограниченной ответственностью (ограниченное това­рищество);

- акционерное общество, в т. ч.

- открытого типа;

-         закрытого типа.

Теперь более подробно остановимся на характеристике организационно-правовых форм предприятий.

Индивидуальное предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда;

Семейное предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе;

Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельногогражданина Украины, с правом найма рабочей силы;

Коллективное предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации;

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприя­тия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной са­мостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюд­жет.

Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответст­вующими государственными органами и наряду с осталь­ным персоналом считаются государственными служащи­ми. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п.

Корпо­рация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где от­ветственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая цен­ные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) стано­вятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг воз­можно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций(облигаций).Кредиторы предъявляют иск к корпорации  в целом , но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности). 

Совместное предприятие - предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств.

В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий (МП). К МП относятся предприятия:

в промышленности и строительстве - с численностью работников до 200 лиц;

в иных отраслях производственной сферы - до 50 лиц;

в науке и научном обслуживании - до 100 лиц;

в отраслях непроизводственной сферы - до 25 лиц;

в розничной торговле - до 15 лиц.

Законодательство Украины предусматривает некоторые особенности деятельности МП (государство может предоставлять им льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создавать фонды развития МП и др.).

Хозяйственными обществами, признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основании договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся:

-         акционерные общества;

-         общества с ограниченной ответственностью;

-         общества с дополнительной ответственностью;

-         полные общества;

-         командитные общества.

Акционерным обществом (АО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое отвечает по своим обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов:

открытое (акции которого могут распространяться методом открытой подписки и купли-продажи на биржах) и закрытое (акции которого распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью называется общество, уставный фонд которого (аналогично обществу с ограниченной ответственностью) поделен на части, размер которых определен учредительными документами. Однако участники такого общества отвечают по его долгам не только своим взносом в уставный фонд, а (в случае необходимости) и принадлежащим им имуществом (в равном для всех участников кратном размере ко взносу каждого участника).

Полным обществом называется такое общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Командитным обществом называется общество, включающее как участников, отвечающих по обязательствам общества всем своим имуществом, так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков). Если в командитном обществе участвуют двое или больше участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.

Подавляющее большинство малых предприятий, действующих сегодня в Украине, - это общества с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация акционерных обществ гораздо более сложно и нецелесообразно для организации малого бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.