Модель рынка
монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков.
Его характеристики достаточно точно соответствуют
большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть
ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в
производящих отраслях — это производство одежды, безалкогольных напитков,
стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).
Олигополия
является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин
«олигополия» применяется в экономике для описания
рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют
значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой
несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм
затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и
дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов:
руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).
Существование
олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них —
необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с
крупномасштабным производством олигополистических фирм.
Не
многочисленность фирм на олигополистическом рынке
заставляет эти фирмы использовать не только
ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является
более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их
конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов.
Война
цен - повторяющееся
и долговременное снижение цен на продукцию фирм олигополистической отрасли,
посредством которого, фирмы рассчитывают увеличить объемы продаж и доходов, но
которое редко приносит им выгоды.
Поэтому вместо
ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции,
«олигополисты» используют неценовые методы борьбы:
техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта,
характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты,
рекламу, экономический шпионаж.
Характерная
особенность олигополистического рынка — зависимость
поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и
значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях
наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими
фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители
договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже
оформленное) соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».
Картель
представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех
участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы,
обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого
участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен
(сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и
снабженческо-сбытовой деятельности участников.
Невозможность
полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм, вынуждает их идти на
негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области
изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может
проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в
виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые
организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).
Жесткость
цен — так называется практика действий
олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса
определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей
придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части
рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать
«войну цен».
Лидерство
в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою
продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером — чаще всего
доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует
своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.
Патентные
пулы — это соглашение о специализации и
кооперации производства, а консорциум — объединение фирм с целью
проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных
инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и
являются базой для организации сговора о дележе рынка.
Антимонопольная
политика - одно из направлений государственного
регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер
(соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация,
разгосударствление и
приватизация собственности, поощрение создания
малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и
рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Антимонопольное
законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов
государственной власти и управления.
Основные задачи
антимонопольного законодательства: а) обеспечение благоприятных условий и
стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной
экономике; б) снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой
основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка,
центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов; в)
определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной
конкуренции; г) защита интересов малого и среднего
предпринимательства от произвола крупного бизнеса; д)
создание условий для развития национального хозяйства.
Антимонопольное
законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых
государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения
предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы
монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на
конкурентную борьбу, но никогда не задевает
важнейших интересов крупных корпораций.
Конкретная
программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у
власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в
общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы
отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие
интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую,
социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность
применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной
политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.
Крупные
корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с
точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и
монополистической деятельности - холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний,
относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы
установления монопольного господства - джентльменские соглашения, лидерство в
ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного
законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры,
приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.
Холдинг — можно
назвать по-русски владейным обществом, создаваемым крупными монополиями для
управления дочерними предприятиями через систему участия. Вобрав в себя
контрольные пакеты акций десятков, сотен, а иногда и тысяч предприятий, холдинг
направляет их на развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам
обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически
существуют как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью,
единоличные предприятия.
Система
участия - взаимное владение одними акционерными
компаниями ценными бумагами (акциями, облигациями)
других акционерных компаний. Это важная действенная форма связи и переплетения
капиталов как внутри одной отрасли, так и между
отраслями. Система участия создает многоступенчатую зависимость большого числа
предприятий от крупного акционерного капитала, который получает возможность
распоряжаться огромными суммами чужого капитала и "выкачивать" из
подконтрольных предприятий прибыль.
Для
постоянного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, за
естественными монополиями, а так же для недопущения методов недобросовестной
конкуренции (действий хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов),
на Украине создан антимонопольный комитет
Административный
контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на
монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые
санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.
2. Предпринимательство:
понятие, сущность и формы.
Во
взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности
предприятия, особое место принадлежит предпринимательству.
Предпринимательство - это самостоятельная
инициатива, систематическая, на
собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и
занятия торговлей с целью получения прибыли. Предприниматели имеют право без
ограничений принимать решение и осуществлять самостоятельно любую деятельность,
которая не противоречит действующему законодательству.
Предприниматель - лицо,
занимающееся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок.
Хотя
предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории
рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства — в силу той особой
роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдельной фирмы
и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют
кратко как «экономику свободного предпринимательства».
Сущность
предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:
-
предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в
единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
- предприниматель
есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности
фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя
бремя ответственности за успех их проведения;
-
предприниматель — это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые
продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
-
предприниматель — это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него
ради достижения цели бизнеса.
Чтобы успешно
выполнять названные функции, человек должен обладать определенными
способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать
инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений,
упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив.
Современный
предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов,
ориентироваться в изменяющейся обстановке, т. е. обладать быстрой реакцией,
обладать склонностью и умением принимать нестандартные решения, разбираться в
людях, точно оценивать их достоинства и недостатки. Все эти свойства
включаются в столь сложный «сплав», что он становится сравним с талантом.
Обстоятельства могут раскрыть предпринимательский талант, а могут и загубить
его.
Предпринимателем
может являться одно или несколько физических или юридических лиц, организующих
деятельность предприятия на основе принадлежащего им или привлеченного на
законных основаниях имущества и получающих в результате этой деятельности
прибыль в форме предпринимательского дохода.
Предпринимательский
доход - часть прибыли, остающаяся у
функционирующего (промышленного или торгового) предпринимателя после выплаты
процента за банковскую ссуду.
А какую роль
играет образование в формировании предпринимательских способностей? Вопрос, не
имеющий однозначного ответа. Во всяком случае, профессиональные экономические
знания помогают с большей степенью вероятности оценить необходимую для принятия
решений информацию, просчитать большее число вариантов этих решений и их последствий,
обеспечивают более широкий экономический кругозор, т. е. то, что представляет
собой необходимое условие предпринимательской деятельности.
Предпринимательство
может осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме. Но если
первая означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, «своей
волей и в своем интересе», гражданами, которые свободны в установлении своих
прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не
противоречащих законодательству условий договора, то вторая форма
предпринимательства — коллективная — предполагает границы и процедуры,
очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность
осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены
в учредительных документах и уставе соответствующих форм предприятий. Функции
предпринимателя осуществляются собственником имущества предприятия или
уполномоченным им руководителем предприятия, который действует в соответствии с
законодательством и уставом предприятия.
Предприятие —
самостоятельный действующий субъект, созданный предпринимателем в порядке,
установленном законодательством, для осуществления определенных видов
деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в продукции,
работах, услугах и реализации интересов собственника имущество предприятия,
предпринимателя и членов трудового коллектива.
Предприятие
осуществляет свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве,
строительстве, на транспорте, в связи и информатике, науке и научном
обслуживании, торговле, материально-техническом снабжении, культуре, образовании,
сфере услуг и в других отраслях народного хозяйства. Предприятие может
заниматься одновременно несколькими видами деятельности.
Рыночные
принципы предпринимательской деятельности — рациональность, экономичность и
эффективность — находят на уровне предприятия первичную сферу своего
осуществления.
Конкуренция —
есть двигателем рыночного развития, и именно в предприятии она обретает свой
главный субъект.
Производя
нужные для общества товары и услуги, создающие их предприятия формируют
материальные и социальные условия жизни и развитая общества. Значение же
предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую
играет в жизни общества материальное производство. Следовательно, предприятие —
не только обособленное, но и первичное звено экономической системы.
Цель
производственной деятельности предприятий носит двойственный характер. Получить
от реализации произведенной продукции прибыль, сделать ее как можно большей —
такова непосредственная цель и побудительный мотив деятельности
предприятий. Но получить прибыль можно, лишь производя нужную для потребителей
продукцию, т. е. товары, пользующиеся спросом.
Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели — полнее
и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.
Предприятия,
основной целью которых является получение прибыли, называются «коммерческими».
Конкретные цели и задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие
предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании
(«Устав предприятия», «Учредительный договор» или в правовых документах общего
характера, очерчивающих правоспособность хозяйствующих субъектов).
3.
Список использованной литературы:
1.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс.
Принципы, проблемы и политика" в 2-х т. - М.: Республика, 1995.
2.
Словарь-справочник "Рыночная экономика" -
Красноярск: ЛИА "Информ", 1992.
3.
И.И.Дахно "Словарь законодательных и нормативных
терминов" - К.: Блиц-Информ, 1998.
4. О.Ю.Мамедов "Современная экономика" - М.: Зевс, 1997.
14 января
1999 года.
Страницы: 1, 2
|