Особенности бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных организаций
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Экономики и
Финансов
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Реферат по курсу «Бухгалтерский учет в
непроизводственной сфере»
на тему:
«Особенности бухгалтерского учета и
налогообложения
санаторно-курортных организаций»
Подготовил студент 5го курса
ФСУиЭА, группы 551
Небесов И.И.
Проверила: Яковлева Г.Ф.
Санкт-Петербург,
2002 год
Содержание
Введение......................................................................................................................... 3
Глава 1. Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных
организациях................................................................................................................... 5
1.1.
Отраслевые особенности бухгалтерского учета......................... 5
1.2.
Учетная политика........................................................................................... 8
Глава 2. Учет продаж............................................................................................ 10
2.1.
Организация учета продаж санаторно-медицинских услуг и товаров 10
2.2.
Отраслевые особенности учета продаж санаторно-курортных путевок 12
Глава 3. Учет расходов........................................................................................ 16
3.1.
Группировка и учет расходов по экономическим элементам 16
3.2.
Учет расходов на санаторно-курортные путевки по калькуляционным статьям............................................................................................................................ 18
Глава 4. Учет материалов................................................................................. 21
4.1.
Учет продуктов питания............................................................................ 21
4.2.
Учет медикаментов...................................................................................... 27
Заключение............................................................................................................... 31
Список использованной литературы..................................................... 35
В настоящее время назрела острая
необходимость в дальнейшей разработке и проведении в жизнь государственной
политики в области санаторно-курортного дела с учетом интересов населения всех
возрастных групп и социальных категорий.
Природные лечебные ресурсы,
лечебно-оздоровительные местности и курорты Федеральным законом РФ «О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 26 февраля
1995 г. № 26-ФЗ определены национальным достоянием народов Российской
Федерации, предназначенным для лечения и отдыха населения. Указанным законом
были также определены принципы государственной политики, урегулированы
отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской
Федерации.
Сегодня санаторно-курортное лечение и
оздоровление различных возрастных категорий населения вновь востребованы.
Повышается качество лечебных и оздоровительных услуг. За счет средств
государственных внебюджетных фондов осуществляется частичное финансирование
санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха социально незащищенных
групп населения, в том числе детей, ветеранов, инвалидов. Например, в 2001 г.
на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, в том числе участников
Великой Отечественной войны, оздоровительный отдых детей за счет средств
Федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской
Федерации было выделено около 20,5 млрд руб.
У населения Российской Федерации
сформирована потребность в оздоровлении, в лечении, реабилитации и профилактики
с использованием природных лечебных факторов курортов. Необходимо дальнейшее
повышение эффективности использования, целесообразности сохранения и развития
природных лечебных факторов. Прослеживается тенденция омоложения состава
больных, приезжающих на курорт: основная (75%) возрастная группа приезжающих на
лечение - 40-50 лет.
Сегодня
отсутствует система государственного управления курортом, нет федерального
органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо
определять основные направления государственной политики в сфере
санаторно-курортного лечения и отдыха.
Санаторно-курортную деятельность
следует рассматривать как отрасль экономики государства. Необходима координация
деятельности в области санаторно-курортного дела различных курортных регионов и
организаций транспорта, торговли, коммунального хозяйства; нужна
государственная программа привлечения зарубежных граждан в российские
здравницы, целенаправленная реклама с исчерпывающей информацией о
лечебно-профилактическом потенциале каждого курорта; не определены
законодательно многие термины курортного дела; курортологии как науке уделяется
в последнее десятилетие мало внимания; не решены вопросы оптимизации сроков
курортного лечения.
Таким образом, курортное дело
необходимо для населения Российской Федерации, оно нуждается в развитии,
следует на государственном уровне трансформировать курортное дело в отрасль,
которая объединила бы вопросы эффективности использования курортных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов.
Источниками успешного развития
экономики санаторно-курортной отрасли и эффективного функционирования
организаций этой отрасли являются становление и развитие системы внутреннего
контроля, основной элемент которой - бухгалтерский учет.
Многообразие и сложность
хозяйственной деятельности санаторно-курортных организаций, отсутствие
отраслевых методических указаний, рекомендаций, положений и других документов,
учитывающих специфику санаторно-курортной отрасли, обусловили актуальность и
необходимость разработок в области бухгалтерского учета санаторно-курортных
организаций.
В соответствии с Федеральным законом
«О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ст.5, п.З) и Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации (ст.1, п.5), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29
июля 1998 г. № 34н, для осуществления постановки бухгалтерского учета
организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей
структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Таким образом, российское
законодательство в области бухгалтерского учета обеспечивает создание в
организации системы бухгалтерского учета, с одной стороны, руководствуясь
законодательными и нормативными правовыми актами, а с другой - учитывая
структуру, отрасль и различные особенности деятельности. Это способствует
становлению, развитию и успешному функционированию системы бухгалтерского учета
экономического субъекта на основе накопленного опыта, сложившихся традиций в
отрасли и специфических аспектов деятельности.
В санаторно-курортных организациях
при постановке бухгалтерского учета необходимо учитывать особенности их
деятельности. Согласно Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ,
под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических
целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными
ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая
объекты инфраструктуры. |
Санаторно-курортные организации,
осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических
организаций и функционируют на основе государственной лицензии, предоставленной
в установленном порядке. Деятельность санаторно-курортной организации не
лицензируется на государственном уровне в обязательном порядке как санатория, а
согласно п.1 ст. 17 Перечня видов деятельности, на осуществление которых
требуются лицензии Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» и постановления Правительства Российской
Федерации от 21.05.2001 № 402 «Об утверждении положения о лицензировании
медицинской деятельности с Перечнем работ и услуг, входящих в медицинскую
деятельность, осуществляемую на основе лицензии», лицензируются только
медицинские услуги.
На региональном уровне
санаторно-курортные организации могут проходить добровольную сертификацию с
целью усиления привлекательности и рекламы условий лечения, проживания,
культурно-досугового обслуживания и других услуг.
Хозяйственная деятельность
санаторно-курортных организаций является сложной и многообразной. Основной вид
деятельности - комплекс услуг по лечению, оздоровлению и отдыху - оформляется
бланками строгой отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от
10 декабря 1999 г. № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности». К ним
относятся:
·
санаторно-курортная
путевка;
·
путевка
(ф. № 1 и 2);
·
курсовка
(ф. № 3).
В перечень услуг,
оказываемых санаторием по путевке, включаются такие основные услуги, как
медицинское обеспечение, проживание, лечебное и диетическое питание,
организация досуга, в том числе спортивно-оздоровительные мероприятия.
Для успешной
реализации всего комплекса услуг основного вида деятельности санатории
развивают сеть сопутствующих и дополнительных услуг, входящих и не входящих в
стоимость путевки. Это могут быть следующие услуги и виды деятельности:
·
медицинские
и лечебные процедуры, в том числе стоматологические;
·
косметологические;
·
парикмахерские;
·
предоставление
теннисных кортов, бильярдных столов и т.п.;
·
фитобары;
·
рабочие
столовые;
·
кафе,
бары, рестораны;
·
магазины
розничной торговли;
·
сауны;
·
бассейны,
тренажерные залы;
·
бытовое
обслуживание;
·
услуги
прачечной;
·
прокат
автомобилей;
·
прокат
водных транспортных средств;
·
экскурсии;
·
кино- и
видео-залы, дискотеки и т.д.
Таким образом, в
санатории функционируют вспомогательные и обслуживающие производства и
хозяйства, каждое из которых представляет самостоятельную отрасль со
свойственными ей закономерностями развития. Оказание сопутствующих и
дополнительных услуг позволяет не только получать доход, но и улучшать
качественные стороны процесса отдыха и лечения, поднимая его на более высокий
уровень современного сервиса.
Большинство
санаторно-курортных учреждений имеет ремонтные и строительно-ремонтные группы,
автомобильный парк, некоторые - собственные котельные, прачечные, жилые дома,
детские дошкольные учреждения, ангары, подсобные хозяйства.
Залог успешного
функционирования санаторно-курортного предприятия во многом определяется
организацией бухгалтерского учета, учитывающей отраслевые особенности,
позволяющие получать достоверную оперативную информацию о доходах и расходах
каждого вида деятельности, услуги; своевременно выявлять отклонения от
применяемых санаторием норм и нормативов с учетом их корректировки на
фактическую загрузку; выявлять внутрихозяйственные резервы снижения расходов и
повышения культуры обслуживания и уровня сервиса.
К основным, на наш взгляд, отраслевым
особенностям и проблемам бухгалтерского учета санаторно-курортных организаций,
которые в полной мере необходимо учитывать в учетной политике субъекта,
относятся:
1) необходимость контроля и учета
процесса движения бланков строгой отчетности - путевок, курсовок и других,
разрешенных к применению без контрольно-кассовых машин;
2) обеспечение раздельного учета
доходов и расходов по освобожденным от уплаты налогом на добавленную стоимость
и подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость услугам;
3) обеспечение раздельного учета
доходов и расходов по видам деятельности, осуществляемым в различных режимах
налогообложения, в том числе переведенным на уплату единого налога на вмененный
доход;
4) определение понятий для
бухгалтерского учета терминов «недозаезд», «досрочный отъезд», «опоздание»,
применяемых конкретной санаторно-курортной организацией. Для отражения в
бухгалтерском учете недозаездов и досрочных отъездов должна быть выработана
единая методология, основанная на понятии «доход» в соответствии с ПБУ 9/99
«Доходы организации» и п.1 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации
«Реализация товаров, работ или услуг»;
5) наличие и возможность
установленных «Правилами санатория» «сухих пайков», порядок их выдачи, учета и
налогообложения;
6) определение условий, порядка и
учета возврата частичной оплаты стоимости путевки при необходимости досрочных
выездов;
7) калькулирование статей расходов
путевок различных категорий, в том числе детских, в зависимости от комфортности
номера, наличия усиленного питания, большого количества медицинских и лечебных
процедур и т.д. Различия в отпускной цене путевок должны подтверждаться
расчетами и планируемыми расходами по каждой статье калькуляции;
8) разработка системы скидок на
санаторно-курортные путевки при их продаже потребителям посредниками
(турагентами) в зависимости от сезонности и сроков поступления авансов (предоплат);
9) разработка и внедрение норм и
нормативов, не установленных нормативными актами, их регулярный пересмотр,
пересчет на фактически отработанные санаторием койко-дни и обслуженное
количество отдыхающих. Например, списание моющих и дезинфицирующих средств для
нужд столовой санатория должно производиться с учетом фактического количества
питающихся и рекомендованными нормами расхода каждого используемого средства;
10) определения порядка фиксации не
предоставленных отдыхающим лечебных процедур в связи с их добровольным отказом
или по рекомендации врача;
11) включение в калькуляции на
календарный год праздничных и иных событий, предусматривающих дополнительное
питание, которое приводит к удорожанию койко-дня, а также прочих дополнительных
расходов по статье «Культурно-досуговые мероприятия»;
12) составление меню-раскладки,
учитывающего профиль заболеваний, диетическую направленность и необходимое
количество килокалорий;
13) обоснование методов распределения
в бухгалтерском учете общехозяйственных расходов между видами получаемых
доходов, в том числе облагаемых разными налоговыми режимами;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|