1) зарплата рабочих, служащих,
доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
2) доходы предприятий сферы
материального производства.
Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и
территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и
рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с
наличием наряду с производственной и непроизводственной сферы, в которой
национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное
страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов
между различными социальными группами населения. В результате перераспределения
образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной
сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы
служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно участвуя в распределении и перераспределении
национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших
при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного
использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны
обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, и прежде
всего между размером денежных фондов, с одной стороны, и объемом и структурой
средств производства и предметов потребления — с другой.
Распределение и перераспределение доходов субъектов экономических
отношений осуществляются финансово-бюджетным и кредитно-банковским методами.
Первый из них используется при изъятии части доходов предприятий и работающего
населения в бюджет и при безвозвратном финансировании из бюджета. При втором
методе аккумулируемые банками кредитные ресурсы (за счет временно свободных
"нежных средств предприятий и населения) выдаются на основе возвратности и
под проценты.
В конечном итоге распределительная функция финансов, опосредствуя
распределение и перераспределение общественного продукта (в виде средств
производства и предметов потребления) и валового внутреннего продукта (в форме
доходов и накоплений субъектов экономических отношений), призвана
обеспечивать формирование и использование централизованных (государственных) и
децентрализованных фондов нежных средств.
Контрольная функция финансов определяется их свойством
служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и
перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется:
1) финансовыми подразделениями
предприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсов
предприятия — финансовых, материальных и трудовых (внутрифирменный финансовый
контроль);
2)
финансовыми
и налоговыми органами в отношении:
-предприятий
в части полноты и своевременности налоговых платежей и неналоговых отчислений,
правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции (товаров
и услуг) и т. д.;
-учреждений бюджетной сферы в части исполнения сметы
расходов, а также — при условии предпринимательской деятельности — в части
формирования, распределения и использования доходов от нее;
3) банками при кредитовании
предприятий, когда проверяется финансовая устойчивость заемополучателя,
обеспеченность и гарантии погашения выдаваемого кредита.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый
контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и
частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное
улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает
производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение
экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование
материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение
непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и
расточительства.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий
собой часть хозяйственного механизма. В условиях углубления рыночных реформ
применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений
предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами
имущественного и личного страхования и др.
Роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий
различных форм собственности должна возрастать, поскольку при их
непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри
предприятия и отраслей.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей
силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на
образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы
социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической
революции.
Финансовые ресурсы
складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в
государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов,
прежде всего социальных;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль
предприятий и амортизация).
2. Особенности
функционирования финансов индивидуальных предпринимателей.
Работа индивидуального предпринимателя, как упоминалось во
введении, начинается с регистрации. К этому моменту у предпринимателя должен быть
бизнес-план будущей финансовой деятельности, для ведения которой должен быть
сформирован какой-то стартовый капитал (финансовые ресурсы).
Особенностью этих финансовых ресурсов являются способ их
формирования. Они формируются из собственных денежных накоплений. Привлечение
для этих целей заимствование средств от банковских структур весьма
проблематично, т.к. банкам нужны гарантии возврата, а кроме залога транспортных
средств и квартир, предприниматель предложить практически ничего не может. Кроме
того, потребуется страхование этих залогов, а это будут будущие финансовые
издержки. О последствиях для предпринимателя при таких залогах при
несостоятельности и говорить не приходится.
Исходя из этого индивидуальная предпринимательская
деятельность традиционно ориентирована на текущую прибыль, обязана быстро
реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в
товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную специфическую инфраструктуру
рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где деятельность
индивидуальных предпринимателей может быть преобладающей формой организации труда, —
прежде всего это обслуживание населения или аналогичных .
Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны
большие финансовые накопления не только потому, что не требуются
дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой
оборачиваемости капитала, т.е. высокой скорости движения финансовых потоков,
т.к. их деятельность ориентирована в основном на потребителя в социально
ориентированных сферах.
Индивидуальные предприниматели не
способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких,
энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в
экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные
производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других
странах, но в нашей отечественной экономике это весьма проблематично. Получая
конкретные и четко сформулированные задачи, индивидуальные предприниматели
налаживают новые услуги, реже выпуск новой продукции. В сравнении с
индивидуальными предприниматели, крупные компании, имеют то неоспоримое
преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать
в роли заказчиков и кредиторов, т.к. имеют существенные финансовые ресурсы, как
привлекаемые, так и собственные. Объединение усилий крупного мелкого бизнеса и
деятельности индивидуальных предпринимателей в настоящее время скорей идея, чем
реальная возможность. И связано это с реальным состоянием финансовых ресурсов и
финансовых рисков индивидуальных предпринимателей.
Необходимо отметить, что деятельность индивидуальных
предпринимателей, как одно из направлений малого предпринимательства, поддерживается
государством, что представляет один из каналов движения финансовых средств. Федеральный
закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" создал предпосылки для
стимулирования малых предприятий на федеральном уровне. Кроме того, действует
Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. №491 "О первоочередных мерах
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской
Федерации".
Законодательство разграничило предметы ведения органов
власти различных уровней относительно малого бизнеса. Так, в ведении Российской
Федерации находятся:
определение общих принципов, приоритетных направлений и
методов государственной поддержки малого предпринимательства; установление
порядка создания и деятельности федеральных органов власти в области
государственной поддержки малого предпринимательства;
разработка и реализация федеральных программ развития и
поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50% за
счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ;
установление льгот для субъектов малого предпринимательства
по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и
специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации в соответствии со своими полномочиями
решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе
могут применять для этого дополнительные меры за счет собственных средств и
ресурсов.
Государственная поддержка малого предпринимательства
осуществляется по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|