Если малое предприятие в какой-либо
период своей деятельности превысит эту численность, оно лишается льгот,
предусмотренных действующим законодательством для субъектов малого
предпринимательства на данный период и на последующие три месяца.
à В уставном капитале
коммерческих организаций доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов не должна
превышать 25% и доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимся субъектами малого предпринимательства - 25 %.
Регионы Российской Федерации и органы
местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для
регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями,
установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации. Поэтому субъект малого предпринимательства с момента подачи
заявления установленного правительством Российской Федерации образца регистрируется
и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти,
уполномоченных действующим законодательством.
Уклонение от государственной
регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в
государственной регистрации могут быть обжалованы в суде в установленном
порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в
случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с
ответчика.
В случае признания судом незаконности
действий органов регистрации последние возмещают расходы после регистрации на
основании решения суда и перечисляют на счет субъекта малого
предпринимательства.
Федеральный закон РФ от 14.06.95 г. №
88-ФЗ определяет также основные направления в области государственной
поддержки субъектов малого предпринимательства:
• формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий
использования малыми предприятиями государственных финансовых,
материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических
разработок и технологий;
• установление упрощенного порядка
регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,
сертификации их продукции;
• представление государственной
статистической и бухгалтерской отчетности;
• установление льготного кредитования
субъектов малого предпринимательства коммерческими банками;
• поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию
их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными
государствами;
•
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров малых предприятий.
С точки зрения организации
бухгалтерского учета малые предприятия можно условно разделить на две группы:
• со среднесписочной численностью
свыше 15 чел.;
• со среднесписочной численностью до
15 чел. Организацию бухгалтерского учета предприятия первой группы
осуществляют в соответствии с указаниями по ведению бухгалтерского учета и
отчетности и применению регистров бухгалтерского учета, учрежденные приказом
Министерства финансов РФ от 22.12.95 г. № 131. В них предлагается рабочий план
счетов бухгалтерского учета, позволяющий малым предприятиям ориентироваться в
методике его составления и применения. Данные указания содержат две системы
регистров бухгалтерского учета, которые позволяют малым предприятиям правильно
регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, а
также составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Универсальность
указаний заключается в том, что, с одной стороны, они учитывают объемы
хозяйственной деятельности малого предприятия и предусматривают две системы,
одна из которых предназначена для очень маленьких организаций, а другая - для
малых организаций, имеющих нормальный производственный процесс с использованием
собственных основных средств, осуществляющих расчеты в течение продолжительного
времени, но также с незначительным объемом производства продукции (работ,
услуг).
С другой стороны, данные системы по
мере необходимости могут быть трансформированы на использование
компьютернойсистемы счетоводства отдельных регистров бухгалтерского учета из
других систем счетоводства (журнально-ордерные системы для крупных или
небольших организаций), на изменение объемов данных регистров с учетом
потребностей организации.
При этом малое предприятие
может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета
к специфике своей работы при условии:
• соблюдения
единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение
бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
• взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
• сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах
учета на основании первичных учетных документов;
• накапливания и систематизации показателей из первичных
документов, необходимых для управления и контроля за хозяйственной
деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской
отчетности.
Малые предприятия, относящиеся к
первой группе, могут осуществлять бухгалтерский учет по одной из двух форм
учета.
С использованием регистров
бухгалтерского учета имущества малого предприятия - ведомостей учета:
•
основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) по форме №
В-1;
•
производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям по
форме № В-2;
• затрат на производство по форме № В-3;
• денежных средств и фондов по форме № В-4;
• расчетов и прочих операций по форме № В-5;
• реализации (оплата и отгрузка) по форме № В-6;
•
расчетов с поставщиками по форме № В-7;
•
заработной платы по форме № В-8;
• шахматная ведомость по форме № В-9.
Без использования регистров
(простая форма) бухгалтерского уадта имущества малого предприятия (книга
учета хозяйственных операций по форме № К-1) (приложения 4).
Обе формы основаны на системе двойной
записи. Кроме данных форм малые предприятия могут применять и полную
жур-нально-ордерную форму бухгалтерского учета (приложение 2).
В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.95 г. № 222-ФЗ малые предприятия второй группы могут применять упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает замену
уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федераций
федеральных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Перейти на упрощенную систему могут
те малые предприятия, которые в течение года, предшествующего кварталу, в котором
произошла подача заявления на право применения данной системы, имели
совокупный размер валовой выручки не выше стотысячекратного минимального
размера оплаты труда, предусмотренный законодательством Российской Федерации
на первый день квартала, в котором произошла подача заявления, и не имеют просроченной
задолженности по уплате налогов за предыдущий отчетный период. При этом они
ведут бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов без использования
счетов бухгалтерского учета и системы двойной записи (приложения 4).
Порядок налогообложения и
освобождение малых предприятий от уплаты, отсрочки и рассрочки уплаты налогов
осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения
налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых
предприятий по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых
четырех лет своей деятельности они подлежат налогообложению в том же порядке,
который действовал на момент их государственной регистрации.
Государственная статистическая и
бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утвержденном
правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные
процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для
решения вопросов налогообложения.
Правовое регулирование бухгалтерской
деятельности представлено в четырехуровневом блоке законодательных и нормативных
документов.
1. Закон Российской Федерации "О
бухгалтерском учете" от 21.10.96 г. № 129-ФЗ, который подтверждает
обязанность ведения в организации бухгалтерского учета во всех
коммерческих организациях.
2. Положения (стандарты)
бухгалтерского учета, раскрывающие основные принципы бухгалтерского учета (№ 1
"Учетная политика", № 2 "Учет договоров (контрактов) на капитальное
строительство", № 3 "Учет имущества и обязательств организаций,
стоимость которых выражена в иностранной валюте" и др.). К данному уровню
относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий.
3. Методологические указания
(инструкции, рекомендации) по бухгалтерскому учету различных видов имущества,
денежных средств и обязательств. Важным документом здесь являются Указания по
ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского
учета для субъектов малого предпринимательства от 22.12.95 г. № 131.
3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых
предприятиях
В соответствии с Типовыми
рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства (20) малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой
журналь-но-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина
СССР от 08.03.69 г. № 63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом
Минфина СССР от 06.06.60 г. № 176. На малых предприятиях, имеющих
незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в
месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.
Малое предприятие
само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего
производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом
малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к
специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.
При учете
производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании
себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми
указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по
согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.
Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям
рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов
(Приложение 1).
В связи с переходом на
сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений
в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство
продукции и финансовых результатов.
На счете 01
“Основные средства” рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы.
Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02
“Амортизация основных средств”.
Выбывающие
основные средства списываются со счета 01 “Основные средства” в дебет счета 02
“Амортизация основных средств”. Расходы, связанные с выбытием основных средств,
а также недоамор-тизированная часть основных средств списываются в дебет счета
90 “Продажи”. В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и
расходы по продаже списываются в дебет счета 90 “Продажи”. Выручка от продажи
учитывается по кредиту счета 90.
Все производственные запасы
на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10
“Материалы”.
Все затраты на производство
продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях
рекомендуется учитывать на счете 20 “Основное производство”. При этом затраты
на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются
в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат
(материалы, заработная плата и др.).
Если ремонтные работы
выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в
состав общехозяйственных расходов.
При кассовом методе учета
доходов и расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции
(работ, услуг), отражаются на счете 20 “Основное производство” только в части
оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных
амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая
себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается
обособленно на дебете счета 41 “Товары” до момента поступления денежных
средств.
При поступлении денежных
средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 “Продажи”,
после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с
кредита счета 41 в дебет счета 90.
В случае выполнения своих
обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной
задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 “Продажи”
корреспондируется с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами”.
Малые предприятия, имеющие
значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного
процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут
списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90
“Продажи”). При таком списании производственная себестоимость продукции
исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с
производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные
расходы на отдельном синтетическом счете.
Учет готовой продукции и
товаров осуществляется на счете 41 “Товары”.
Товары, приобретаемые для
продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их
списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.
Учет продажи продукции
(работ, услуг) и любого другого имущества малого предприятия, а также
определение финансового результата
по этим операциям осуществляются на счете 90 “Продажи”.
Финансовые результаты и их
использование могут учитываться непосредственно на счете 99 “Прибыли и убытки”.
В течение года
суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре
развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету
счета — ее использование.
По окончании года
на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли
перечисляется со счета 99 на счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)”.
Учет всех видов
дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 “Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами”. Расчеты производятся в развернутом виде: по
дебету — возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по
кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.
Учет ссуд банка,
заемных и целевых средств осуществляется малым предприятием на счете 66
“Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” по их видам и срокам погашения.
При упрощенной
форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета
фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1 — табл. 4, § 17 главы 1), а в
качестве регистров аналитического учета — следующие ведомости:
учета основных средств,
начисленных амортизационных отчислений (ф. №В-1);
учета производственных
запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);
Страницы: 1, 2, 3
|