рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности организации учета на малом предприятии

Если малое предприятие в какой-либо период своей деятель­ности превысит эту численность, оно лишается льгот, предусмот­ренных действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства на данный период и на последующие три месяца.

à В уставном капитале коммерческих организаций доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции, общественных и религиозных организаций, благотворитель­ных фондов не должна превышать 25% и доля, принадлежащая од­ному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъек­тами малого предпринимательства - 25 %.

Регионы Российской Федерации и органы местного само­управления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому субъект мало­го предпринимательства с момента подачи заявления установлен­ного правительством Российской Федерации образца регистриру­ется и получает соответствующий статус в органах исполнитель­ной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государствен­ной регистрации могут быть обжалованы в суде в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государствен­ной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика.

В случае признания судом незаконности действий органов ре­гистрации последние возмещают расходы после регистрации на основании решения суда и перечисляют на счет субъекта малого предпринимательства.

Федеральный закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ определяет также основные направления в области государственной поддерж­ки субъектов малого предпринимательства:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития ма­лого предпринимательства;

• создание льготных условий использования малыми пред­приятиями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятель­ности, сертификации их продукции;

• представление государственной статистической и бухгал­терской отчетности;

• установление льготного кредитования субъектов малого предпринимательства коммерческими банками;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие разви­тию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными государствами;

• развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров малых предприятий.

С точки зрения организации бухгалтерского учета малые предприятия можно условно разделить на две группы:

• со среднесписочной численностью свыше 15 чел.;

• со среднесписочной численностью до 15 чел. Организацию бухгалтерского учета предприятия первой груп­пы осуществляют в соответствии с указаниями по ведению бухгал­терского учета и отчетности и применению регистров бухгалтер­ского учета, учрежденные приказом Министерства финансов РФ от 22.12.95 г. № 131. В них предлагается рабочий план счетов бухгал­терского учета, позволяющий малым предприятиям ориентиро­ваться в методике его составления и применения. Данные указания содержат две системы регистров бухгалтерского учета, которые позволяют малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, а также составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Уни­версальность указаний заключается в том, что, с одной стороны, они учитывают объемы хозяйственной деятельности малого пред­приятия и предусматривают две системы, одна из которых предна­значена для очень маленьких организаций, а другая - для малых организаций, имеющих нормальный производственный процесс с использованием собственных основных средств, осуществляющих расчеты в течение продолжительного времени, но также с незначи­тельным объемом производства продукции (работ, услуг).

С другой стороны, данные системы по мере необходимости могут быть трансформированы на использование компьютернойсистемы счетоводства отдельных регистров бухгалтерского учета из других систем счетоводства (журнально-ордерные системы для крупных или небольших организаций), на изменение объемов дан­ных регистров с учетом потребностей организации.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспо­сабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфи­ке своей работы при условии:

• соблюдения единой методологической основы бухгалтер­ского учета, предполагающей ведение бухгалтерского уче­та на основе принципов начисления и двойной записи;

• взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

• сплошного отражения всех хозяйственных операций в реги­страх учета на основании первичных учетных документов;

• накапливания и систематизации показателей из первичных документов, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия, относящиеся к первой группе, могут осуществлять бухгалтерский учет по одной из двух форм учета.

С использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия - ведомостей учета:

• основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений (износа) по форме № В-1;

• производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям по форме № В-2;

• затрат на производство по форме № В-3;

• денежных средств и фондов по форме № В-4;

• расчетов и прочих операций по форме № В-5;

• реализации (оплата и отгрузка) по форме № В-6;

• расчетов с поставщиками по форме № В-7;

• заработной платы по форме № В-8;

• шахматная ведомость по форме № В-9.

Без использования регистров (простая форма) бухгалтерского уадта имущества малого предприятия (книга учета хозяйственных операций по форме № К-1) (приложения 4).

Обе формы основаны на системе двойной записи. Кроме дан­ных форм малые предприятия могут применять и полную жур-нально-ордерную форму бухгалтерского учета (приложение 2).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ малые предприятия второй группы могут применять упрощен­ную систему налогообложения, учета и отчетности, которая пре­дусматривает замену уплаты совокупности установленных зако­нодательством Российской Федераций федеральных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по ре­зультатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Перейти на упрощенную систему могут те малые предпри­ятия, которые в течение года, предшествующего кварталу, в кото­ром произошла подача заявления на право применения данной сис­темы, имели совокупный размер валовой выручки не выше стоты­сячекратного минимального размера оплаты труда, предусмотрен­ный законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления, и не имеют про­сроченной задолженности по уплате налогов за предыдущий от­четный период. При этом они ведут бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов без использования счетов бухгалтерского учета и системы двойной записи (приложения 4).

Порядок налогообложения и освобождение малых предпри­ятий от уплаты, отсрочки и рассрочки уплаты налогов осущест­вляется в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благо­приятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности они подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной ре­гистрации.

Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утвержденном правительст­вом Российской Федерации порядке, предусматривающем упро­щенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложе­ния.

Правовое регулирование бухгалтерской деятельности пред­ставлено в четырехуровневом блоке законодательных и норматив­ных документов.

1. Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 21.10.96 г. № 129-ФЗ, который подтверждает обязанность ведения в организации бухгалтерского учета во всех коммерческих органи­зациях.

2. Положения (стандарты) бухгалтерского учета, раскрываю­щие основные принципы бухгалтерского учета (№ 1 "Учетная по­литика", № 2 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строи­тельство", № 3 "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте" и др.). К дан­ному уровню относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

3. Методологические указания (инструкции, рекомендации) по бухгалтерскому учету различных видов имущества, денежных средств и обязательств. Важным документом здесь являются Ука­зания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и примене­нию регистров бухгалтерского учета для субъектов малого пред­принимательства от 22.12.95 г. № 131.

3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бух­галтерского учета для субъектов малого предпринимательства (20) малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журналь-но-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. № 63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. № 176. На ма­лых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйствен­ных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуще­ствляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложно­сти и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разрабо­танными министерствами и ведомствами на основе типовых по со­гласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым пред­приятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (Приложение 1).     

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым пред­приятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый по­рядок учета производственных ресурсов, затрат на производство про­дукции и финансовых результатов.

На счете 01 “Основные средства” рекомендуется обособленно учи­тывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных акти­вов учитывается обособленно на счете 02 “Амортизация основных средств”.

Выбывающие основные средства списываются со счета 01 “Ос­новные средства” в дебет счета 02 “Амортизация основных средств”. Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамор-тизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 “Продажи”. В случае продажи основных средств их остаточная сто­имость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 “Прода­жи”. Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

Все производственные запасы на малых предприятиях рекомен­дуется учитывать на одном синтетическом счете 10 “Материалы”.

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и ока­зание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на сче­те 20 “Основное производство”. При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим стать­ям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйствен­ных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связан­ные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отра­жаются на счете 20 “Основное производство” только в части оплачен­ных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, на­численных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (ра­бот, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 “Товары” до момента поступления денежных средств.

При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денеж­ных средств и кредитуют счет 90 “Продажи”, после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

В случае выполнения своих обязательств покупателем иным спо­собом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кре­дитовая запись по счету 90 “Продажи” корреспондируется с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитыва­ющие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут спи­сывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продук­ции (счет 90 “Продажи”). При таком списании производственная се­бестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдель­ном синтетическом счете.

Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 “То­вары”.

Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого иму­щества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 “Про­дажи”.

Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 “Прибыли и убытки”.

В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета — ее использование.

По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 “Не­распределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осу­ществляется на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами”. Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету — воз­никновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погаше­ние дебиторской.

Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется ма­лым предприятием на счете 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” по их видам и срокам погашения.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1 — табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитичес­кого учета — следующие ведомости:

учета основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений (ф. №В-1);

учета производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям (ф. № В-2);

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.