б) ориентация
производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально
приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других
характеристик местного рынка.
в) поддержание
занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для
нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес
мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
г) выполнение
вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы
децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям
на основе субкооператоров.
д) небольшой
первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки
строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять
новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания
машинного и ручного труда.
е) экономическая
эффективность производства в малых предприятиях.
ж) инновационный
характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной
роли малого бизнеса в развертывании НТР.
Наиболее
значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они
успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения
достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно
проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя
риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование,
квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный
процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с
их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором
становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое
место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений,
оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых
производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро
подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Но одной из
главных функций мелкого бизнеса по отношению к крупному является - выполнение
вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы
децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям-субкооператорам.
Кроме того, некоторые функции крупных предприятий обладают спецификой, затрудняющей
их выполнение силами тех же или иных крупных фирм (например, эпизодическая
рассылка рекламно-информационных материалов от производителя потенциальным или
действующим его клиентам). Эта область деятельности также принадлежит малым
предприятиям.
Существуют также
и качественные характеристики мелкого и крупного бизнеса (табл. 7).
Крупные ТНК могут
иметь и имеют огромное влияние на мелкий бизнес в индустриально развитых
странах. Вместе с тем сегодня было бы неверным представлять дело так, что повышение
роли ТНК привело к полному вытеснению мелких и средних компаний из
международной торговли. Мелкий и средний бизнес продолжает играть в ней
зачастую довольно значительную роль. Однако деятельность такого бизнеса все
чаще оказывается под влиянием ТНК. Это проявляется:
·
Во-первых,
в том, что многие небольшие специализированные компании выступают подрядчиками
ТНК и их экспортные поставки представляют собой детали и узлы для конечных
продуктов, собираемых на предприятиях ТНК;
·
Во-вторых,
все чаще мелкие и средние компании прибегают к услугам торгового аппарата ТНК
для реализации своей продукции на внешних рынках и служб технического сервиса
ТНК для обслуживания своей техники и т. д.;
·
В-третьих,
даже если мелкие и средние фирмы выступают вполне независимо на мировом рынке,
они учитывают профиль деятельности ТНК и могут рассчитывать на успех только в
тех секторах мирового рынка, на которых не представлены товары ТНК. Другими
словами, они заполняют те «ниши», которые по тем или иным причинам не
интересуют ТНК.
Крупные компании используют
мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к
происходящим на рынке изменениям. При этом они взаимодействуют с ТНК
на контрактной основе (снабжение,
финансирование, проведение НИОКР).
Многие слияния происходят между фирмами и
транснациональными корпорациями, предоставляющими
последним консультационные, транспортные услуги, связь.
Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей
в разных сферах экономики. Трансграничные слияния и поглощения
происходят преимущественно между фирмами, базирующимися
в развитых странах.
Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть
осуществлен прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является
сегодня становым хребтом экономики развитых стран. Это подтверждается количественным
соотношением предприятий «малой экономики» к общему числу фирм, действующих на
рынке той или иной страны. Предприниматели все чаще осознают необходимость
использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества
и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности,
которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах,
совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Большой
плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более
приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды
для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на
какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике
правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран
помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали
своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие
предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры,
падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.
Итак, как
показывает анализ форм, профиля и организационных структур малого
предпринимательства, значительная их часть органически связана с работой
крупных производственных структур. Малые предприятия либо взаимодействуют с
ними в режиме устойчивого кооперирования, либо формируют инфраструктуру
функционирования всех видов предприятий, находящихся на одной территории. В
этих условиях выбор направлений развития и обоснования профиля малых
предприятий в большей мере зависит от сложившейся общей
организационно-производственной структуры и в первую очередь от крупных
предприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует создания прогрессивных
организационных структур.
Глава 4.
Помимо прямых
зарубежных инвестиций важным фактором расширения ТНК стали слияния с
фирмами-партнерами в единое предприятие и поглощение конкурентов. Европейские
инвестиции в США происходили главным образом именно в такой форме. Стратегические
альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы,
создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных
задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других
сферах.
Стратегические
семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют
друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в
процессе достижения успеха на рынке.
В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик-поставщик»
и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.
В качестве
конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие
сгруппированные по нескольким основным позициям:
1) технологические альянсы, предполагающие международное сотрудничество
фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;
2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных
альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При
этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных
звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех
остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;
3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целевое назначение
сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции
участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга
на стратегических рынках.
Особенно активно
осуществляют подобную деятельность мелкие и средние по международным масштабам
предприятия, которые тоже стали активно выходить на международную арену. В США
зарубежные компании потратили 10,6 млрд. $ на поглощение 233 корпораций и 2,4
млрд. $ на создание 329 новых филиалов.
В 80-е годы
прокатилась самая крупная волна слияний, за один год (1986) на слияния в ПРС
было затрачено 250 млрд. $,
а за 10 лет – 12
млрд. $.
Очень крупные
размеры и широкий масштаб деятельности ТНК заставляют большинство экономистов
относить их к разряду монополий. Однако, такое безоговорочное заключение не
является правильным, так как сами по себе крупные размеры ещё не делают фирму
монополией. Существуют некоторые виды естественных монополий, которые не
приносят вреда обществу.
В стратегических системах кооперируется большое число предприятий
(производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной
работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.
Международные слияния и приобретения как форма международного предпринимательства
имеет в современных условиях возрастающее значение.
ТНК являются
особой формой предприятий, представляющих собой пример диалектического единства
монополизма и его отрицания. Чтобы понять это придется вернуться к первым шагам
ТНК. Первоначально большинство из них, еще сохранившие старые названия, не были
диверсифицированными концернами, в которые они превратились после Второй
мировой войны. Чаще всего это были действительно монополии, обычно тресты,
связанные с какой-то одной отраслью производства (для начала века наличие монополий
во всех отраслях было типично).
Будучи сами
монополистами, они на товарном рынке сталкивались с монополиями, поставляющими
им сырье или детали для производства товара, такие как сталь, стекло,
каучук, бензин или другие компоненты, необходимые для
производства, например автомобиля. Естественно, что на рынок это все
поставлялось по монопольно высокой цене. Поскольку, как правило, в каждой отрасли,
приносящей высокий доход, появляются конкуренты, в борьбе с ними приходилось
искать способы снизить цены на товар. Отказ от уплаты монопольно высоких цен на
полуфабрикаты и сырьё – реальный путь экономии средств.
Исходя из этого «Ford» строит собственные предприятия,
производящие сталь, а «General Motors» начинает на своих заводах производить стекла и другие
комплектующие. Но большую прибыль может дать только предприятие, имеющие
оптимальные размеры, поэтому филиалы компании «Ford» начинают снабжать сталью не только свое производство, но и
чужие заводы, подрывая монополию, сложившуюся на рынке. То же самое происходит
и со стекольным производством «General Motors».
Но если на
автомобильном рынке «Ford» и «General Motors»
монополисты, то в стекольной и сталелитейной промышленности им приходится бороться
с очень сильными конкурентами, используя в качестве оружия повышенное качество
и относительную дешевизну своих изделий. Таким образом, оставаясь в одной
отрасли монополией или олигополией, в других отраслях (а в производстве того же
автомобиля участвуют даже не десятки а сотни отраслей) крупные фирмы взламывали
сложившуюся монополистическую структуру.
Производство
автомобилей было рассмотрено в качестве простейшего примера. На самом же деле
крупные фирмы потеснили монополистов-поставщиков по всему фронту, отстаивая и
производство каучука и бензина и всех других изделий, необходимых для выпуска
конечного продукта. То же самое происходило во всех остальных отраслях. Возникали
диверсифицированные концерны, сосредоточившие в своих руках сбыт собственных
изделий, создавшие собственные банки, которые оказывают им мощнейшую поддержку
в периоды кризисов. Так, кроме промышленного концерна «General Motors»
есть еще и банковский, имеющий филиалы во многих странах (5 крупных банков и
различные фонды).
Слияния 1998 года
установили новые рекорды. Ряд слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд. долл., British
Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд. долл., а теперь
еще и Еххоn с Mobil на сумму 80 млрд. долл., существенно
увеличили долю инвестиций путем слияния в общем объеме инвестиций этого года.
Слияния в сфере финансов также поразили своими масштабами — 72 млрд. долл.
стоило одно только слияние Citibank и
Travelers Group.
Подрыв
монополизма происходил и при создании компаниями зарубежных предприятий. Будучи
монополистом в собственном государстве крупная фирма, построившая филиал за
рубежом, вскоре убеждалась, что ее примеру последовали корпорации других ПРС.
Возможно, каждая из них была монополистом в своем государстве, но на иностранном
рынке борьба уже шла за «каждую пядь» его, за каждого покупателя. Приходится совершенствовать
продукцию, проводить научные исследования, снижать издержки производства, цены,
повышать качество изделий, т. е. делать все то, что никак не увязывается с
понятием монополии. Современные ТНК и монополии их когда-то породившие, имеют
не большое сходство, чем то, которое сохранилось между обезьяной и человеком.
Конечно,
некоторые черты монополий сохранились, но большей частью – это естественная
монополия, связанная с производством совершенно нового изделия, или новой
модели старого, новой формой организации труда, маркетинга, менеджмента. В
конечном итоге вреда от этого победителю нет, для того, чтобы следовать моде
или быть на уровне последних научно-технических достижений ему приходится
раскошеливаться.
Не исключается и
кратковременное «монополистическое поведение», если фирма первой, до появления
остальных конкурентов, проникла на новый рынок.
Слияния,
объединения, поглощения, разного рода совместное
предпринимательство характерны и для производственных международных корпораций.
Глобальные
транснациональные корпорации все более рельефно обнаруживают тенденцию к
образованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании.
Причинами
этих действий, которые осуществляются как добровольно, так и силовым путем,
является обострение конкурентной борьбы на
мировых рынках, стремление укрепить позиции компании путем
диверсификации производства. К примеру, компания БАСФ (ФРГ) и «Дюпон» (США)
создали совместное предприятие по
производству нейлона. Совместное предприятие
будет выпускать нейлоновое сырье в объемах, составляющих 8%
мирового производства.
В свою очередь, серьезные финансовые
проблемы, неэффективное управление ТНК может стать причиной слияния с преуспевающим партнером.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|