рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности социально-экономического развития современной Франции

§4.Уровень жизни во Франции

    В современном мире Франция принадлежит к числу стран, обладающих наиболее высоким уровнем жизни. Это является результатом прежде всего длительного исторического развития, в ходе которого сформировались такие ставшие традиционными черты, присущие французской нации, как трудолюбие, любознательность, стремление к новизне. Показательны результаты многочисленных социальных исследований: 60-70% опрошенных полагают, что работа – это важнейшее условие самореализации, приобретения новых друзей и знакомых. Половина видит в работе лучшее средство занять свое время.

    Но дело не только в прошлом. Высокий уровень жизни во Франции является результатом тех усилий, которые были осуществлены в стране в годы после Второй мировой войны. Они и привели к улучшению доходов, росту объемов потребления благ и услуг, расширению свободного времени.

    Многие специалисты в стране и за ее пределами отмечают, что в течение последнего десятилетия происходит как бы «реабилитация» денег в общественном сознании. Тема богатства (а, к примеру, разговоры о деньгах и личных доходах всегда считались во Франции в какой-то степени неприличными), экономического успеха личности как естественного вознаграждения за ее активность, знания и умения становится очень популярной в выступлениях французских средств массовой информации. Показательно усиление внимания к проблемам предприятий, менеджмента, маркетинга, что проявляется и в учебных программах университетов, которые в содержании издающейся массовыми тиражами литературы.

   Система социального обеспечения, созданная во Франции, считается одной из лучших в мире. Даже при неполном учете различные социальные выплаты, составляющие так называемую «социальную заработную плату», достигают приблизительно 1/3 части номинальной заработной платы наемных работников, например, в пенсионном деле она – 2 страна, уступая 1 место Италии. Среди стран ЕЭС – показатели выше средних, но ниже, чем у ФРГ, Нидерландов и Люксембурга.

                     Уровень и эволюция подготовки кадров во Франции

   Трудно преувеличивать сегодня экономическое значение образования. Для Франции важно не только общее значение образования в условиях научно-технической революции, гигантских технологических сдвигов, ею порожденных, возрастание объемов знаний, необходимых работникам и их постоянное обновление. Высокий уровень квалификации рабочих, техников, инженеров необходим французской экономике, чтобы выжить перед лицом растущей европейской и мировой конкуренции. Это требует создания современной системы образования, не уступающей лучшим иностранным образцам.

     В годы после Второй мировой войны школа была всегда в центре общественной борьбы. В итоге, в этот период было сделано немало для улучшения содержания подготовки и организации школьного дела. В 1959 году обязательный  срок обучения во Франции продлен до 16 лет. Важную роль сыграл закон об ориентации образования, принятый в 1989 году (закон Жоспена).  Ставилась задача довести 80% выпускников средней школы до уровня бакалавров.

    В итоге послевоенного развития сложилась весьма своеобразная и развитая система подготовки кадров.

    Обращают  на себя внимание прежде всего масштабы сложившейся системы. Она охватывает сегодня более 14 млн учащихся и студентов и свыше 1 млн учителей, профессоров и других работников школ. Таких размеров образовательных структур Франция не знала никогда в прошлом. Изменения в этой области произошли очень серьезные. Но довести долю бакалавров до 80% пока не удалось.

    Основную тяжесть расходов на образование несет государство. А удельный вес предприятий в финансировании школы во Франции очень низок, особенно, если мы сравним положение здесь с ситуацией в США. Почти каждый американский университет имеет частных спонсоров. Общие расходы на образование, осуществляемые частным капиталом США приближаются к уровню государственных, а во Франции лишь 5% от общего финансирования образования.

   По общим размерам расходов на образование и их удельному весу в стоимости валого внутреннего продукта Франция в последние годы входит в число наиболее развитых стран мира. В 90-х годах по данным ООН, среди наиболее крупных стран Запада Франция делила с Японией 1-е и 2-е места.

    Подводя итоги, надо подчеркнуть, что в ходе послевоенного развития улучшилось качество французской рабочей силы. К традиционным чертам французских работников, известных и ранее (их тщательности, вкусу, честности), благодаря улучшению образования и профессиональной подготовки, добавилась более высокая квалификация, что, несомненно, было важным фактором роста производительности труда в стране.

Здоровье людей

   Во Франции, как и во всем мире, сохранение и укрепление человеческого здоровья рассматривается сегодня как одна из важнейших экономических и общегуманитарных проблем.

    В годы после Второй мировой войны в этой области происходят важные изменения. Именно в это время во Франции, как и в ряде других стран, возникает общенациональная система здравоохранения как развернутая система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющая цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом. Принимается ряд законов, регулирующих деятельность органов здравоохранения и условия пользования медицинской помощью. Совершенствуется страховая медицина, основой которой является принцип полной или частичной компенсации расходов гражданина на медицинскую помощь.

    За послевоенные годы во Франции растет число врачей и другого медицинского персонала, увеличивается количество медицинских учреждений,  улучшается их техническое оснащение.

    Об определенных достижениях французского здравоохранения свидетельствуют приводившиеся выше данные о росте средней продолжительности жизни. Сократилось влияние ряда болезней на общие показатели смертности (за исключением злокачественных опухолей).

    Необходимо подчеркнуть, что по уровню расходов на здравоохранение Франция принадлежит к числу наиболее развитых стран мира. Удельный вес этих расходов в стоимости ВВП Франции устойчиво превышает показатели других стран ЕС.

     По мнению Высшего комитета здравоохранения Франции, состояние здоровья французов в среднем более благополучное, чем здоровье их европейских соседей. К тому же оно продолжается улучшаться. Об этом, в частности, свидетельствует последний «рекорд» француженок, вышедших вместе с японками на первое место в мире по продолжительности жизни.

    Но в развитии французского здравоохранения немало и теневых моментов. Важным среди них является социальная дифференциация медицинского обслуживания. Наличие страховой медицины уравнивает шансы представителей различных категорий населения, но в то же время, существование специализированных платных клиник, с одной стороны, и с другой, сотен тысяч маргиналов, нередко «фактически исключенных» из сферы страхования, позволяет ряду авторов говорить о наличии во Франции сегодня двух медицин.

     В поисках выхода ставится вопрос о расширении специальных медицинских центров для наиболее обездоленных людей.

     К числу проблем французского здравоохранения надо также отнести нехватку средств для развития массовой медицины, особенно профилактической, и необходимость дальнейшего совершенствования качества медицинской помощи. Это относится и к медикаментам.

     Можно сказать о таких проблемах, традиционно существующих во Франции, как большое потребление спиртных напитков и широкое распространение курения, что содействует развитию некоторых заболеваний (цирроза печени, например, ухудшению здоровья детей и др.). В стране ведется разнообразная работа по ограничению потребления спиртных напитков и курения, в которой активную роль играют органы здравоохранения.

       В течение последних десятилетий во Франции, как и в других странах, обостряется проблема СПИДа, а также потребление наркотиках. Считается, что сейчас в стране наркотики регулярно потребляют порядка 150 тыс. человек. Наблюдатели связывают «взрывной рост»  потребления наркотиков 90-х годов с ростом новых форм бедности и маргинализации части населения.

       Система здравоохранения, как подчеркивает опыт Франции, позволяет сохранять и умножать трудовые ресурсы общества. По подсчетам ученых, расходы на укрепление здоровья людей обладают высокой экономической эффективностью, обеспечивают продление жизни и работоспособности людей.       

§5. Кризис социальной политики. Рост безработицы

    Проявления кризиса весьма разнообразны. В это время наметилась тенденция замедления роста социальных выплат и даже их определенное сокращение. В результате возникла устойчивая дефицитность бюджета системы социального обеспечения, что заставляет прибегать к увеличению взносов работников и предприятий и сокращению государственных расходов.

    Важное значение имеет учет политической борьбы внутри французского общества. Кризис социальной политики – составная часть неоконсервативного курса той части французской элиты, которая пытается использовать ослабление профсоюзов и левых политических партий в своих интересах. Замедление и сокращение социальных расходов совпадает с процессом приватизации и других неолиберальных реформ.

    Но несмотря на некоторое сокращение социальных расходов в отдельные года их уровень в середине и концу 90-х годов остается относительно высоким. Подобное положение – следствие огромных размеров, которые приобрела во Франции государственная система сохранения устойчивости французской общественной жизни.

      Попытки правящих кругов страны сократить социальные расходы наталкиваются на сопротивление значительной части общества.

       Другими проявлениями обострения социально-экономических положения во Франции в последние годы служат противоречия в эволюции доходов, связанных с собственностью и предпринимательской деятельностью. Падают социальные выплаты, общие размеры доходов и доходы, приходящиеся на душу населения.

      Но особенно острой проблемой, свидетельствующей о растущих противоречиях в эволюции современного уровня жизни во Франции, является безработица.

      «Невыносимым бедствием», настоящей язвой, разъедающей тело французского общества, называют безработицу сегодня во Франции. Это не удивительно, учитывая, во-первых, размеры, которые она приобрела в последний период. В первые годы после Второй мировой войны безработица в стране практически отсутствовала. Ее объемы в 60-е и в начале 70-х годов были незначительны. Но темпы роста увеличивались. Первого миллиона количество безработных достигло в 1976 г. Рубеж второго миллиона был пройден в 1984 году, третьего – в 1993г. В 1995 г., по данным Национального агентства по проблемам занятости Франции, оно составило более 3 млн 264 тыс. человек.

       Во-вторых, количественные показатели надо дополнить международными сопоставлениями. О тяжести безработицы во Франции говорят подсчеты экспертов ОЭСР, составляемые на основе единой методики и регулярно публикуемые в изданиях этой организации.

        По данным ОЭСР Франция лидирует в этой области. В  течение последних 15 лет объемы безработицы во Франции устойчиво превышают показатели других крупных капиталистических стран, а также средний уровень безработицы ЕС и ОЭСР. В 1994 г. полностью  безработные во Франции составляли 12,6 % самодеятельного населения, в США – 6,1 %, Японии – 2,9 %, Германии – 9,6 %, Великобритании – 9,4 %. В третьих, речь идет о качественных характеристиках французской безработицы. Безработица имеет место в большинстве отраслей и экономических районов Франции. Конечно, в наибольшей степени она затрагивает традиционные отрасли и районы их преимущественной концентрации.

        Особенно важное значение имеет рост продолжительности безработицы. По данным на февраль 1995 г. в среднем каждый из безработных был лишен деятельности в течение 397 дней. А более 38 % общего числа были безработными еще большее количество времени. Половина из них – больше 2-х лет каждый.

      Общество стремится ослабить остроту проблемы безработицы, облегчить положение безработных. В стране действует Национальное агентство по проблемам занятости с 750 территориальными отделениями. В 1994 г. через агентство  прошло 1,6 млн заявок на работу. Существует и ряд других организаций, занимающихся устройством, переквалификацией рабочей силы, созданием новых рабочих мест, стимулированием перемещения работников из одних районов в другие, где имеется меньше безработных.

        Пособия по безработице, о которых я уже говорила при характеристике системы социального обеспечения, имеют две основные формы: страховую, предоставляемую через фонд Национального межпрофессионального союза для обеспечения занятости в промышленности и торговле, формируемый за счет взносов рабочих и предпринимателей (2,07% и 3,63% месячной зарплаты соответственно), и государственную – в виде «социального пособия солидарности». Максимальный размер страхового пособия вначале составляет 57,4 % последней зарплаты, а потом каждые четыре месяца он снижается. Пособие может выплачиваться максимум в течение 2 лет и 3 месяцев. Государственное «пособие солидарности» может быть предоставлено в течение 6 месяцев после истечения срока страхового пособия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.