рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Отчёт по экономической игре "Никсдорф дельта"

Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил.


























2.ПРЕДПРИЯТИЕ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ «НИКСДОРФ ДЕЛЬТА».

Условия деятельности предприятия.

    Компьютерная имитационная модель в системе «Никсдорф Дельта» отра­жает ограниченное количество структурных элементов и внешних связей реального предприятия, позволяя, тем не менее, достаточно полно воспро­извести основные процессы управления предприятием, а также внешние условия, в которых предприятие осуществляет свою деятельность.

Предприятие в деловой игре «Никсдорф Дельта» представляет со­бой сложную систему, взаимодействующую с другими предприятиями и государственными институтами. Внешние связи предприятия пред­ставлены на рис. 1.

Каждое предприятие в системе «Никсдорф Дельта» производит про­дукцию от одного до трех наименований'. Для производства продукции руководству предприятия (команда участников из 2-5 человек) необходи­мо принять решения по закупке сырья, оборудования, найму персонала, оптимизировать производственный процесс. Финансирование деятель­ности предприятия осуществляется в ходе игры за счет привлекаемых долгосрочных или краткосрочных кредитов или за счет собственных средств.




________________________________________________________

' В соответствии с возможными параметрами, устанавливаемыми в Модуле Ру­ководителя. Сложность исходной ситуации определяется преподавателем пе­ред началом игры. В пособии в качестве примера рассмотрена ситуация с двумя продуктами.

Рис. 1. Внешние связи предприятия в деловой игре «Никсдорф Дельта»

    Долгосрочных или краткосрочных кредитов или за счет собственных средств. Для успешной реализации продукции необходимо изучение рыночной ситу­ации, проведение рекламных и других мероприятий, стимулирующих сбыт. Прибыль, полученная предприятием, может быть инвестирована в собствен­ное производство или в ценные бумаги (государственные ценные бумаги или акции других предприятий). Все решения, принимаемые в ходе игры участниками, призваны способствовать получению наибольшей прибыли и обеспечению стабильного функционирования предприятия в течение дли­тельного времени (от 2 до 5 лет, в зависимости от продолжительности игры).

В исходной ситуации игры (Период 0) все предприятия имеют рав­ные условия. Анализ исходной ситуации составляет необходимую часть планирования деятельности предприятия на длительный срок. Управленческие решения, принимаемые руководством на каждом этапе деятель­ности предприятия, основаны как на данных о внешней среде (о состо­янии рынка, о конкурентах, поставщиках и пр.), так и на сведениях о внутренних возможностях предприятия (о производственных, финансо­вых, трудовых ресурсах). Информацию о результатах своей деятельнос­ти участники игры получают из ежеквартальной отчетности предприя­тия, по окончании игры итоги деятельности предприятий будут детально проанализированы преподавателем.

 Характеристика рыночной ситуации.

    Предприятия, конкурирующие в деловой игре «Никсдорф Дельта», фун­кционируют в условиях олигополии, когда предложение на рынке оп­ределяется действиями немногих равноправных продавцов (от 2 до 6 по условиям игры), а спрос формируется мелкими потенциальными поку­пателями. В подобной ситуации маневры любого конкурента не­медленно ощущаются всеми остальными фирмами. Для успеха своей деятельности предприятия должны учитывать действия конкурентов, особенности каждого рынка и продукта, а также определить собствен­ную маркетинговую стратегию.

Конкуренты в условиях олигополии стараются избегать ценовых войн, которые обходятся дорого и неэффективны. Они пытаются выделить свою продукцию за счет товарной марки, лучшего соответствия ожиданиям потре­бителей (качества), условий поставки, уровня сервиса и пр. Маркетинговая деятельность предприятий играет в данном случае определяющую роль, от ее успеха будет зависеть результат деятельности предприятия в целом.

Одним из условий организации деятельности предприятий в деловой игре «Никсдорф Дельта» является следующее: предприятия-конкуренты не должны заключать картельных соглашений, обмениваться данными о принятых оперативных решениях или полученных результатах. Такое ус­ловие обеспечивает равные для всех предприятий возможности в реали­зации собственных маркетинговых стратегий и максимально приближает игру к реальной ситуации олигополистической конкуренции. Для анализа рыночной ситуации руководство предприятия использует специальные отчеты, содержание которых будет рассмотрено далее.

 Характеристика рынков сбыта и продуктов.

    В используемом варианте игры каждое предприятие действует на трех рынках, выпуская и продавая продукцию двух наименований. Рынок 1 (Р1) - может быть интерпретирован как внутренний рынок страны. Рынок 2 (Р2) - ближнее зарубежье (например, Республика Беларусь, Украина, Казахстан), Рынок 3 (РЗ) - дальнее зарубежье. Эта интерпретация является условной и определена в соответствии с исходными параметрами игры. В ходе игры руководство предприя­тия может определить наиболее привлекательные, с его точки зре­ния, рынки и построить маркетинговую стратегию с учетом своих предпочтений. Следует, однако, отметить, что особенности каждого рынка в системе «Никсдорф Дельта» определяются только установ­ленными (и изменяемыми в ходе игры преподавателем) параметра­ми, В связи с этим любые предпочтения участников игры, опираю­щиеся лишь на их жизненный опыт или субъективные представле­ния, могут оказаться несостоятельными. Участники игры должны как можно более полно использовать предоставленную преподавателем информацию, а также внимательно наблюдать за реакцией на марке­тинговые мероприятия, оценивать перспективы каждого рынка по фактическому изменению общих объемов сбыта. Необходимую ин­формацию можно получить из отчетов об исследованиях рынка, ко­торые может закупить каждое предприятие.

Кроме того, независимо от выбранной стратегии и результатов ее реализации, предприятие в ходе игры не должно полностью поки­дать рынок, так как это привело бы к не предусмотренному условия­ми игры изменению рыночной ситуации для других предприятий-кон­курентов. Оно может, тем не менее, стремиться к преимущественно­му увеличению сбыта на одном из рынков, если условия будут для этого благоприятными.

Продукты, которые каждое предприятие производит и предлагает покупателям, характеризуются в начале игры определенным этапом сво­его жизненного никла: имеют определенные объемы сбыта (одинако­вые в начале игры для всех предприятий) и перспективы к его увеличению.

Жизненный цикл товара процесс развития продаж и получения прибылей, состоящий из четырех этапов (стадий); этапа выведения то­вара на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.

С точки зрения необходимого для каждого продукта этапа разра­ботки, внедрения в производство и подготовки к массовому выпуску можно выделить отдельную стадию разработки товара. Понятие жиз­ненного цикла применимо для описания как целого товарного класс. В соответствии с этой интерпретацией в Модуле Руководителя определяется также процент валютных потерь при реализации продукции на Рынках 2 и 3. В рассматриваемом примере валютные потери на этих рынках составляют 1 процент так и отдельных разновидностей товара. Типичный вид кривой жиз­ненного цикла представлен на рис. 2.

Рис. 2. Жизненный цикл товара: характер изменения сбыта и прибылей.

Стадия жизненного цикла товара определяет, как правило, комплекс маркетинговых мероприятий, применяемых руководством предприятия, Наблюдение за развитием жизненного цикла продукта на рынке позво­ляет прогнозировать объемы сбыта и, следовательно, необходимые объе­мы производства каждого продукта.

По условиям игры, предприятие не сможет прекратить продажу одного из продуктов, даже если он приносит убытки. Поэтому руководство пред­приятия должно определить свою ценовую политику с учетом как мини­мум покрытия затрат от производства и реализации каждого из продуктов.

Продукт 1 (П1) - находится на стадии зрелости своего жизненного цикла, хорошо известен на рынке, качество продукта в начале игры ха­рактеризуется потребителями как хорошее;

Продукт 2 (П2) - находится на стадии роста жизненного цикла, спрос на него еще не достиг максимума, качество, по оценке потребителей, удовлетворительное.

В рассматриваемом примере игры продукты будут двигаться по кри­вой жизненного цикла, оставаясь в пределах данной стадии (рис. 3).

Рис. 3. Продвижение продуктов по кривой жизненного цикла в течение игры.

Это проявляется в возможностях изменения общих объемов сбыта (шан­сов сбыта) каждого продукта на каждом рынке, устанавливаемых по мере необходимости преподавателем.

Продвижение продуктов по кривой жизненного цикла в течение игры не должно допускать существенного снижения общих объемов сбыта, гак как в этом случае предприятия должны были бы заменить уходящие с рынка продукты новыми, что невозможно по условиям игры.

Основные поля деятельности предприятия.

Предприятие в системе «Дельта» осуществляет деятельность трех ви­дов: маркетинговую, производственную и финансовую. Каждый из этих видов деятельности имеет свои цели, достижение которых на каждом этапе игры способствует получению прибыли- глобальной цели, пре­следуемой руководством предприятия. В соответствии с этими раз­личными видами деятельности участниками деловой игры «Никсдорф Дельта» принимаются управленческие решения в трех подсистемах (полях)- Маркетинга, Производства, Финансов (табл. 1).

Таблица 1.

Основные поля деятельности предприятия.

ПОЛЕ

ЦЕЛЬ

РЕШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ

маркетинг

Обеспечение сбыта и оборота. Максимизация валовой прибыли

·        Установление цен

·        Определение затрат на рекламу, сервис и исследования


производство

Минимизация производственных издержек. Максимизация производственного результата

·        Определение объёмов производства

·        Определение объёмов закупки готовой продукции с целью сохранения доли рынка при снижение объёмов производства

·        Закупка сырья

·        Приобретение и утилизация оборудования

·        Найм и увольнение рабочих

·        Определение затрат на соц. Обеспечение

·        Определение затрат на транспортировку продукции на удалённые рынки 

финансы

Обеспечение финансирования предприятия. Максимизация доходов и снижение расходов от финансовой деятельности предприятия

·        Определение затрат на исследование рынка

·        Использование мер рационализации с целью снижения издержек управления

·        Определение собственного платёжного поведения

·        Определение объёмов краткосрочного и долгосрочного финансирования

·        Финансовые инвестиции

·        Выплата дивидендов

Последовательность принятия решений участниками определяется последовательностью стоящих перед руководством предприятия задач. Установление цен на продукцию в соответствии с реальными затратами и ситуацией на рынке обеспечивает необходимый объем оборота. Мар­кетинговые мероприятия, проводимые в каждом периоде игры, способ­ствуют увеличению сбыта продукции. Подсистема Производство позво­ляет выбрать оптимальную производственную программу: объем про­изводства и соответствующие ему объемы закупок сырья, оборудова­ния, найма или увольнения персонала. Выпуск достаточного количества продукции путем минимальных затрат - вот задача участников игры. Для финансирования маркетинговых и производственных затрат могут привлекаться кредиты. Полученная предприятием прибыль распределяет­ся между акционерами (выплата дивидендов) или накапливается на сче­ту предприятия.

Все три вида деятельности предприятия в системе «Никсдорф Дель­та», как и на реальном предприятии, не могут рассматриваться изолиро­ванно один от другого. Для успешного управления предприятием в ус­ловиях рыночной конкуренции и достижения основной цели - получе­ния прибыли - следует тщательно планировать каждый этап деятельнос­ти, учитывая возможные последствия принятых решений в последую­щих периодах игры.

Долгосрочное планирование деятельности предприятия в деловой игре «Никсдорф Дельта» достаточно сложно. Каждое из предприятий стремится оказать влияние на развитие рынка, результатом является по­стоянное изменение рыночной ситуации, которое зависит от решений всех предприятий-участников и практически не прогнозируется. Устой­чивое положение отдельного предприятия на рынке достигается лишь при реализации определенной стратегии, учитывающей как долго­срочные цели руководства, так и состояние окружения предприятия, из­меняющееся с каждым периодом игры. Поэтому мы говорим о страте­гическом планировании - разработке программы действий, когда в крат­косрочном плане успех определяется лишь финансовой сбалансирован­ностью отдельных решений, а выживание, развитие предприятия зави­сят от своевременной реакции на рыночные изменения, прогнозирова­ния развития рынка и подготовки решений, которые обеспечат положи­тельный результат в будущем.

Решения каждого отдельного периода влияют на развитие рыноч­ной ситуации в каждом последующем. Поэтому для получения успеш­ного результата важно грамотное использование всех имеющихся инст­рументов, начиная с первого периода игры.

Каждая из подсистем в деловой игре «Никсдорф Дельта» имеет свои инструменты, показатели деятельности предприятия и их ограничения, которые необходимо учитывать как при принятии оперативных решений, так и при выборе стратегии развития предприятия в долгосрочном плане.

Список использованной литературы.

 

1.Актуальные вопросы  мировой экономики /Коллектив авторов//Издательство Саратовского университета, 1997.

2.Вопросы преподавания  экономики в системе высшего заочного и вечернего образования/Коллектив авторов// Москва, «Высшая школа», 1998.

3.Проблемы методики преподавания  экономики/Коллектив авторов//Издательство Казанского университета, 1997.

4.Методические рекомендации по деловой игре «Никсдорф Дельта», АГУ, 2001. 


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.