Пенсионная реформа в Украине
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕИМЯ
ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра
«Бухгалтерский учет и аудит»
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Налоги и налогообложение»
на
тему «Пенсионная реформа в Украине»
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Структура пенсионной системы в
Украине
2 Состояние и проблемы пенсионной
реформы
3 Международные стандарты построения пенсионной
системы
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
События и
процессы, происшедшие в Украине за последнее десятилетие, характеризуются
многими изменениями в экономической, социальной и общественной жизни. Им
присуща стремительная динамика, которая не обошла и вопросы национальной
безопасности Украины, составной частью которой все больше выступает социальная
безопасность. Наряду со многими другими социальными вопросами, которые приходится
решать Украине, важной составной частью является пенсионная реформа, начавшаяся
в 2004 г. Данная реформа должна стать основой социальной защиты пенсионеров,
доля которых в настоящее время составляет 28,4%.
Пенсионная
реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической
ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме
должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором
инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных
факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе
главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации
пенсионной реформы в Украине.
1Структура
пенсионной системы в Украине
Структура пенсионной системы отражена в Законе Украины «Об
общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года №
1058-IV и Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9
июля 2003 года № 1057-IV. Пенсионная система является трехуровневой:
1 Первый уровень — солидарная система общеобязательного
государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах солидарности
и субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных
услуг за счет средств Пенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных
законодательством.
2 Второй уровень — накопительная система
общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на
принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и
осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных
пенсий и единовременных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных
законом.
3 Третий уровень — система негосударственного
пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия
граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений в
целях получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке,
предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.
Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине
составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют
систему накопительного пенсионного обеспечения.
В таблице 1.1 отражены субъекты системы пенсионного страхования в
Украине.
Таблица 1.1 – Субъекты системы пенсионного страхования в Украине
|
Субъекты
|
Характеристика
|
Субъектами
солидарной системы
|
застрахованные
лица, а в отдельных случаях, определенных законодательством, – члены их семей
и прочие лица
|
физическое
лицо, которое подлежит общеобязательному государственному пенсионному
страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которого уплачиваются или
уплачивались в установленном законом порядке страховые взносы на
общеобязательное государственное пенсионное страхование
|
страхователи
|
работодатели и
другие лица, которые уплачивают страховые взносы на общеобязательное
государственное пенсионное страхование
|
Пенсионный фонд
|
|
уполномоченный
банк
|
банк, который
осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и
банковской деятельности и производит расчетно-кассовые операции со средствами
Пенсионного фонда
|
предприятия, учреждения,
организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий
|
|
Субъекты
системы накопительного пенсионного обеспечения
|
лица, от имени
и в пользу которых осуществляется накопление и инвестирование средств
|
|
предприятия,
учреждения, организации и физические лица, осуществляющие перечисление
взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения
|
|
Накопительный
фонд
|
целевой
внебюджетный фонд, который аккумулирует страховые взносы застрахованных лиц,
учитываемые на накопительных пенсионных счетах и инвестируемые в целях
получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц, пенсионные
активы которого используются для оплаты договоров страхования пожизненных
пенсий или единовременных выплат застрахованным лицам, а в случаях,
предусмотренных предусмотренные законодательством, членам их семей или
наследникам и на другие цели
|
негосударственные
пенсионные фонды
|
негосударственный
пенсионный фонд, созданный и действующий в соответствии с законодательством о
негосударственном пенсионном обеспечении
|
юридические
лица, осуществляющие административное управление Накопительным фондом и
негосударственными пенсионными фондами и управление их пенсионными активами
|
|
хранитель
|
банк,
осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством о банках
и банковской деятельности и соответствующий требованиям законодательства в
части хранения и обслуживания средств Накопительного фонда
|
страховые
организации
|
юридические
лица, исключительным видом деятельности которого является страхование жизни,
имеет соответствующую лицензию, выданную в установленном законодательством
порядке, и осуществляет страхование и выплату пожизненных пенсий
|
Виды пенсионных выплат отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Виды пенсионных выплат
|
За
счет средств Пенсионного фонда в
солидарной
системе назначаются следующие пенсионные выплаты
|
За
счет средств Накопительного фонда, учитываемых на накопительных
пенсионных
счетах, осуществляются следующие пенсионные выплаты
|
пенсия
по возрасту
|
пожизненная
пенсия с установленным периодом
|
пенсия по инвалидности
вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не
связанного
с работой, инвалидности с детства
|
пожизненная
обусловленная пенсия
|
пенсия в связи
с потерей кормильца
|
пожизненная
пенсия супругов
|
|
единовременная
выплата
|
Реформа солидарной системы предполагает:
-
охват системой
обязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан
(в том числе и тех, кто обеспечивает себя работой самостоятельно, а также
наемных работников в частном секторе экономики);
-
введение
новой формулы начисления пенсий, которая подразумевает расширение периода
расчета заработной платы при назначении размеров пенсии (на основании данных
системы персонифицированного учета взносов), отнесение к страховому стажу
периодов, за которые уплачены страховые взносы, зависимость будущего размера
пенсий от величины заработной платы, с которой уплачивались пенсионные взносы.
Сегодняшним пенсионерам будет дано право на перерасчет назначенной им пенсии по
условиям законодательства;
-
сохранение
права выхода на пенсию в 55 и 65 лет, с одновременной возможностью более
позднего выхода а пенсию с повышением размеров пенсии от 3% за один год
отсрочки выхода на пенсию до 85,32% за десять лет более позднего выхода на
пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится
период, в течение которого лицо уплачивает взносы в Пенсионный Фонд, а значит и
размер пенсии соответственно увеличится;
-
размер
источников финансирования пенсий, назначенных по разным пенсионным программам.
На первом этапе – разграничение источников финансирования с государственным
бюджетом, на втором – постепенное переведение финансирования досрочных пенсий в
систему негосударственных профессиональных и корпоративных пенсионных фондов;
-
экономическое
стимулирование граждан до выхода на пенсию в более позднем возрасте без
законодательного повышения действующего пенсионного возраста;
-
финансирование из государственного бюджета дефицита денежных
средств в рамках солидарной системы, в случае его возникновения;
-
постепенное введение системы управления Пенсионным фондом на
основе паритетного представительства сторон социального партнерства
(представителей государства, работодателей и работающих).
Таким образом, первый уровень представляет собой систему
пенсионных выплат, взносы в которую уплачиваются всеми работающими гражданами
страны и их работодателями. За счет их денег выплачиваются страховые пенсии и
устанавливается минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам,
которые имеют небольшой страховой стаж и (или) размер заработной платы, с
которого уплачиваются пенсионные взносы, а также низкие размеры пенсии,
предназначается выдача целевой социальной помощи, которая позволит обеспечить
им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут
установлены исходя из финансовых возможностей государственного бюджета Украины.
В реформировании солидарной системы размер пенсии зависит от размера заработной
платы, с которой уплачиваются пенсионные взносы, и страхового стажа, в течение
которого они осуществлялись, что достигается путем освобождения Пенсионного
фонда от осуществления не свойственных ему выплат (т.е. разграничение
источников финансирования выплат пенсий, установленных разными социальными
программами) и введение системы персонифицированного учета ведомостей о
заработной плате и уплате пенсионных взносов, на основе которых будут
назначаться и уплачиваться пенсии. Введение и обслуживание такой системы
осуществляется Пенсионным Фондом.
Создание второго уровня пенсионной системы означает
утверждение в стране системы общеобязательного накопительного пенсионного
страхования. Суть такой системы состоит в том, что часть обязательных взносов в
пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменным)
накапливается в едином Накопительном фонде и учитывается на индивидуальных
накопительным пенсионных счетах граждан, на которых учитываются такие взносы.
Данные денежные средства инвестируются в экономику страны с целью получения
инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление
пенсионными средствами осуществляют компании управления активами (для которых
эта деятельность будет профессиональной и лицензированной), отобранными на
конкурсе – трендовой основе. При инвестировании пенсионных активов компании
будут действовать согласно с требованиями законопроектов в отношении
инвестирования, рынков, на которых можно будет осуществлять инвестирование и
требований диверсификации инвестиционных вложений. Непосредственное сбережение
пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение – хранитель, которые
будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Деньги,
которые учитываются на индивидуальных накопительных счетах граждан, считаются
собственностью граждан, и они могут воспользоваться ими при достижении
пенсионного возраста (или в случаях. предусмотренных законом, раньше срока,
например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут
осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.
Введение второго уровня пенсионного страхования позволит:
-
увеличить общий размер пенсионных выплат за счет получения
инвестиционного дохода (совокупный средний размер пенсионных выплат из
солидарной системы и обязательной накопительной системы ожидается на уровне
55-60% средней заработной платы в Украине, в настоящее время такие выплаты
составляют приблизительно 35%);
-
усилить зависимость размера пенсии от трудового оклада, а также
усилить заинтересованность граждан и их работодателей в уплате пенсионных
взносов;
-
уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда работодателей
за счет пересчета части обязательных пенсионных взносов в Накопительный фонд;
-
унаследовать денежные средства, находящиеся на персональном
пенсионном накопительном счете, родственникам застрахованного лица;
-
создать мощный источник инвестиционных ресурсов для роста
национальной экономики;
-
разделить риски выплаты низких размеров пенсий между первым и
вторым уровнями пенсионной системы, и таким образом застраховать будущих
пенсионеров от негативных демографических тенденций и колебаний в экономическом
развитии государства;
-
повысить эффективность управления системой пенсионного обеспечения
за счет передачи негосударственным компаниям функции управления пенсионными
активами.
Законопроектом также предусматривается, что, начиная с 2018 г.,
гражданам будет дано право, в случае их желания, перевести их обязательные
пенсионные сбережения из Накопительного фонда в выбранный ими негосударственный
пенсионный фонд, т.е. на третий уровень пенсионной системы. Это позволит
застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика
наиболее благоприятна для инвестирования из пенсионных сбережений, а также – в
большей мере влиять на размер своей будущей пенсии.
Третий уровень пенсионного обеспечения предполагается создать
в виде системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения по
пенсионным схемам с обозначенными взносами, которые требуют меньше
административных затрат. Основу такой системы будут составлять
негосударственные пенсионные фонды, которые подразделяются по типам на
открытые, корпоративные и профессиональные. Типы негосударственных пенсионных
фондов отражены в таблице 1.3.
Страницы: 1, 2, 3
|