Погашение внешнего государственного долга
Министерство образования РФ
Тюменский Государственный Университет
Международный институт финансов, управления и бизнеса
Курсовая работа по финансам
на тему:
«Погашение внешнего государственного долга»
Выполнила:
студентка 3 курса
финансового факультета
группа 1203
Мунарева Д.А.
Проверила:
Корчемкина Е.С.
Тюмень 2003
Содержание:
Введение.. 3
Глава 1 Роль и значение
государственного долга РФ... 4
1.1 История
возникновения государственного долга РФ.. 4
1.2 Экономическое
содержание государственного долга.. 6
1.3 Классификация
государственного долга России.. 8
Глава 2 Управление государственным
долгом... 13
2.1 Способы
управления государственным долгом... 13
2.2 Зарубежный
опыт управления государственным долгом... 20
Глава 3 Государственный внешний долг
РФ: проблемы и перспективы 28
3.1 Современная
ситуация на рынке государственного долга.. 28
3.2 Проблемы
управления государственным долгом в РФ, пути их решения 32
Заключение.. 38
Список использованной литературы... 40
В последнее время
интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно
возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга. Критическая
величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с
макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три
года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В
большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора:
высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет
бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному
занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской
методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление
текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета); высокая
доходность государственных ценных бумаг. Все вышеперечисленные проблемы и
вопросы подробно рассмотрены М.В.Романовским, В.М.Родионовой, А.М.Ковалевой и
другими известными экономистами.
Цель настоящей
курсовой работы – рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного
долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения
государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным
долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса
– предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления
внешним долгом.
Кредитная
история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в
Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на
рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была
погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского
государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный
капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г.
равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга
Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период
русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
На протяжении
всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во
второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство
железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладить
влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на
обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников
доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли
средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли
на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными
бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие
расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты
и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых
займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако
после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый
конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части
государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой
доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности,
размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
· краткосрочные;
·
долгосрочные;
·
бессрочные;
Срок обращения
краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1
года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным
обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая
сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права
министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств,
в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные
лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты
считались в виде дисконта.
Основу
государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные
займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет.
Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось
выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился
рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного
инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами.
Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также
существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые
ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были
рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического
значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для
российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в
Основном законе имелась статья 114:
“При обсуждении
государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на
платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить
одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское
правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать
репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не
злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование
финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью
для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности,
пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло
следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись
платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России
заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые
как часть заработной платы, оказались ценными бумагами, не имеющими обеспечения.
Государственный
долг образуется в результате осуществления государственными органами различных
видов заимствований. Долг органов государственного управления является
органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов
экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97)
"государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед
физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного права".
Долговые
обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме
образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений;
в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст.
98 Бюджетного кодекса) следующие: кредитные соглашения и договора;
государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров
поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;
соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года);
среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для
финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним
заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение
долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным
кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых
государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
В настоящих
условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны,
что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и
проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга
можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного
долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние
государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что
государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных
основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к
государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике
государственный долг не является ключевой проблемой развития и
жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на
этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся
экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе
государственных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|