Порядок регулирования деятельности банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1 октября 1997 года)
Министерство
образования Российской Федерации
Хабаровская государственная академия
экономики и права
Кафедра АУ и ОС
РЕФЕРАТ
На тему: Порядок регулирования деятельности
банка (инструкция ЦБ РФ №1 от 1
октября 1997 года).
Выполнил: ст-т гр. АУ-71
С. В. Уразгильдеев
Проверил: В. Б. Писклина
Хабаровск 2001
Содержание
Стр.
Ведение
3
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, инструкция от 1 октября 1997
г. 6 N 1 «О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ»
1.1 Собственные средства (капитал)
банка 6
1.2 Нормативы достаточности собственных средств (капитала)
банка 8
1.3 Нормативы ликвидности
банка
13
1.4 О контроле за соблюдением обязательных
нормативов 23
Введение
Государственное регулирование банковской
деятельности рыночной экономике осуществляется прежде всего в рамках самой
банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие
банки Центрального Банка Российской Федерации. Оно необходимо для
осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.
В банковской
системе России ЦБ РФ (ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор
последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит
основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков.
Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей
экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной
денежно-кредитной политики.
ЦБР,
как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры
денежной массы в обращении. Важно, иметь в виду, что в рыночной экономике
эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных
операций коммерческих банков, которые в отличие от центробанка суть
функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами
производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности
на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции
центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из
ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение
надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать
разрушительных для экономики банкротств банков. Надёжность и стабильность
банковской системы необходима по следующим причинам:
·
без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих
задач;
·
коммерческие банки играют существенную роль в
процессе общественного производства, и от их стабильности зависит развитие
экономики;
·
деятельность коммерческих банков характеризуется
повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных
привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух
конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита
вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока
банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по
следующим основным направлениям:
1.
Создание общих законодательных, исполнительных,
судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои
экономические интересы.
2.
Проведение мер денежно-кредитного регулирования,
оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через
изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть исользованы
для кредитных вложений в экономику.
3.
Установление экономических нармотивов и надзор за
их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов.
Воздействие
центробанка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами,
носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный
(прямой).
Все банки на территории России должны держать обязательные резервы
в Банке России и соблюдать экономические нормативы устанавливаемые Банком
России.
Центральный банк России определяет порядок регламентации,
регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков, порядок выделения
централизованных кредитных ресурсов, устанавливает экономические нормативы
деятельности коммерческих банков.
В целях повышения ликвидности и укрепления финансовой
стабильности коммерческих банков, защиты интересов их вкладчиков, акционеров и
пайщиков Центральный банк формирует систему резервных и страховых фондов,
отчисления в которые являются обязательными для всех коммерческих банков.
Указанная система состоит из : фондов обязательных резервов, фонда страхования
депозитов в коммерческих банках (1% от дохода ком.банка), фонда страхования
коммерческих банков от банкротств (1% от дохода). Норматив обязательных
резервов банков, депонируемых ими в Банке России на сегодняшний день по счетам
до восстребования - 20%, по срочным обязательствам - 10-15%, по валютным
депозитам - 2%,
Кредитное регулирование, далее, включает совокупность методов, выбор которых
зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных
отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом
регулирования ЦБР становятся определенные макроэкономические характеристики
использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в
целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы.
Помимо
разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают
также общие и селективные способы осуществления
денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь
преимущественно косвенными, касается кредитного рынка в целом. Селективные
направлены на конкретные виды кредита, их назначение связано с расширением
частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи
отдельных видов последних).
Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности
коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше
второго направления экономического воздействия центробанка имеет смысл уделить
общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской
практике:
·
учетная (дисконтная ) политика;
·
операции на открытом рынке;
·
изменение норм обязательных резервов банков.
Эти
методы используются и в практике деятельности ЦБР.
Среди
регулирования денежно-кредитной сферы центробанками особое место принадлежит
учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного
влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может
меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное
регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность
движению кредита по горизонтали (банк-заёмщик)
и по вертикали
(центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром
для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным центробанком
кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует
тем самым и спрос на них.
Исходя
из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по
своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и
другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е.
политика “дорогих денег“ ограничивает для коммерческих банков возможность
получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых
в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику
сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же
на понижение учетной ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает
фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического
развития.
Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня свзаны с централизованным кредитом,
который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и экономику в
целом.
К общим
методам денежно-кредитного регулирования, хорошо
известным из
зарубежной банковской практики, относятся и операции центробанка на открытом
рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных
бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается
наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности
коммерческих банков.
Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём
свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо
сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя
на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это
воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у
коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой
рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного
рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её
отклонение от рыночного курса.
Важный
инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на
объём свободных ресурсов банков - минимальные или обязательные резервные
требования центробанка. Повышение (снижение) норм обязательных резервов
сокращает (расширяет) кредитный потенциал коммерческих банков, а значит, их
способность вести активные операции. Выполнение резервных требований
центробанка означает для коммерческих банков замораживание средств,
отрицательно сказывающееся на их деятельности в условиях высокой инфляции.
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
от 1
октября 1997 г. N 1
«О ПОРЯДКЕ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ»
(в ред. Указаний ЦБ
РФ
от 27.05.1999 N 567-У, от
13.07.1999 N 607-У,
от 01.09.1999 N 635-У, от
24.09.1999 N 644-У,
от 02.11.1999 N 671-У, от
12.05.2000 N 789-У,
от 28.09.2000 N 832-У, от
01.03.2001 N 930-У,
от 09.04.2001 N 950-У, от
13.08.2001 N 1019-У)
В целях обеспечения
экономических условий устойчивого
функционирования банковской системы
Российской Федерации, защиты
интересов вкладчиков и кредиторов и в
соответствии с Федеральным
законом "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)"
Центральный банк Российской Федерации
устанавливает следующие
обязательные нормативы деятельности
банков:
- норматив достаточности капитала;
- нормативы ликвидности банков;
- максимальный размер риска на
одного заемщика или группу
связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных
кредитных рисков;
- максимальный размер риска на одного
кредитора (вкладчика);
- максимальный размер кредитов,
гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим акционерам
(участникам) и инсайдерам;
- максимальный размер
привлеченных денежных вкладов
(депозитов) населения;
- максимальный размер вексельных
обязательств банка;
- нормативы использования
собственных средств банков для
приобретения долей (акций) других
юридических лиц.
Обязательные нормативы: минимальный
размер уставного капитала
для вновь создаваемых банков;
минимальный размер собственных
средств (капитала) для банков,
ходатайствующих о получении
генеральной лицензии, а также о
предоставлении разрешения на
открытие филиалов и дочерних организаций
за рубежом; предельный
размер неденежной части уставного
капитала; минимальный размер
резервов, создаваемых под
высокорисковые активы; размеры
валютного, процентного и иных рисков -
устанавливаются другими
нормативными актами Банка России.
1.1 Собственные средства (капитал)
банка
1.1. Собственные средства (капитал)
банка, используемые при
расчете обязательных нормативов,
определяются как сумма:
- уставного капитала банка;
- фондов банка;
- нераспределенной прибыли;
скорректированная на величину:
- резерва на возможные потери по
ссудам 1-й группы риска;
- полученного (уплаченного) авансом
накопленного купонного
дохода;
- переоценки средств в иностранной
валюте;
- переоценки ценных бумаг, обращаемых
на ОРЦБ;
- переоценки драгоценных металлов;
и уменьшенная на величину:
- допущенных убытков;
- выкупленных собственных акций;
- превышения уставного капитала неакционерного
банка над его
зарегистрированным значением;
- недосозданного обязательного резерва
на возможные потери по
ссудам;
- резерва на возможные потери по
балансовым активам, по
инструментам, отраженным на
внебалансовых счетах, по срочным
сделкам, под прочие потери, недосозданный
по сравнению с требуемой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|