рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предпосылки создания и будущее новой европейской валюты - евро

Предпосылки создания и будущее новой европейской валюты - евро

Нижегородский Ордена Трудового Красного Знамени Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского


Экономический факультет



Кафедра экономической информатики














Курс: Финансовое денежное обращение и кредит. Эссе.


Предпосылки создания и будущее новой европейской валюты - евро.








Подготовил: студент 733 гр. Балабанов А.С.

Преподаватель: Салмин С.П.












Нижний Новгород

1998



Введение

В последнее время в прессе и на телевидении очень часто проходят сообщения о ходе подготовки Европейского Сообщества к введению там единой валюты (пока только для нескольких стран). Если все будет идти, как задумано, то с 1 января 1999 года жители 11 европейских стран смогут производить финансовые операции (пока только безналичные) с использованием общеевропейской валюты. По существу евро не будет первым опытом в области объединения денежных систем различных государств в одну. Например, еще в XIV веке торговцы Северной Германии осознали, что торгуя с многочисленными соседями (княжествами, герцогствами, королевствами), они несут постоянные издержки от обмена своих денег на чужеземные и, договорившись, стали чеканить монеты единого образца. История не донесла механизмов и последствий такого объединения, так что создателям евро придется учиться на своем собственном опыте и на своих ошибках.

И все же у будущей валюты есть менее древние “родственники” в образе коллективных и резервных валют, официально появившихся лишь в XX веке.



Как все начиналось...

Вопрос о том, как Европа шла к решению о создании единой валюты целесообразно начать рассматривать со времен подписания Бреттон-Вудских соглашений в 1944 году, которые положили начало Бреттон-Вудской валютной системе. К этому времени США стали играть достаточно большую роль в мировой экономике, тем более, если учесть, что экономика Старого Света была сильно ослаблена Второй Мировой войной. В подтверждение этого говорит уже то, что основные участники процесса мировой торговли собрались именно в США и влиятельнейшая организация, образованная после Бреттон-Вуда - Международный Валютный Фонд (МВФ) обзавелась своей штаб-квартирой именно в столице Соединенных Штатов.

Итак, частично под влиянием такой гегемонии Штатов, но в большинстве своем будучи обоснованным объективными показателями, на этой встрече был узаконена роль доллара США как резервной валюты, то есть валюты, которую большинство стран предпочитают иметь в своих запасниках для обеспечения стабильности собственных денег и на случай каких-либо непредвиденных ситуаций, расходов и пр. Статус доллара как мировой резервной единицы обеспечил его применимость в огромном количестве мировых сделок. Разумеется, такое положение вещей очень устраивало США, ибо давало им отличную возможность погашать часть дефицита своего платежного баланса без каких-либо дополнительных затрат кроме полиграфических. Умеренная эмиссия долларов в мировую экономику позволила Штатам еще больше укрепить свой экономико-политический рейтинг. Следует добавить, что статус резервной единицы тогда же получил и английский фунт стерлингов, после чего Великобритания также не упустила часть своей выгоды. Но все же фунт не получил настолько широкого распространения как доллар. Американская валюта продолжала обеспечиваться золотом, но его стоимость в запасниках США была изначально сильно занижена в пользу страны-владельца (официально тройская унция этого золота стоила $35, хотя рыночная стоимость желтого металла на этот момент была порядка $100).

Кроме этого, большинство экспертов предпочитало следить за курсом какой-либо валюты именно сопоставляя ее доллару (прежде всего), а также фунту стерлингов, а позже и немецкой марке.


Если соотнести изложенную выше информацию с настоящим моментом, можно сказать, что по прогнозам европейских экспертов евро будет успешно будет выполнять обе эти функции (резервной валюты и мерила стоимости национальных валют) кроме всех прочих, возлагаемых на него.




Создание Европейского Экономического Сообщества

В 1957 году произошло событие, без которого стали бы невозможными сегодняшние планы политиков о глобальной европейской интеграции: был подписан Римский Договор об образовании 6 странами-участницами Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). За свою историю ЕЭС претерпело ряд изменений состава участников (но только в сторону увеличения их числа). В эту организацию на данный момент входят 15 стран: Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия, Австрия, Швеция, Финляндия.


Рисунок 1. Эволюция Европейского Экономического Союза


С самого начала в Договоре заложены предпосылки интеграции. Ст. 107: “...каждое государство-член рассматривает свою политику в области валютных курсов как сферу общих интересов”.

В соответствии с Договором, в 1958 году создан Монетарный комитет, в задачи которого входит: “...наблюдение за валютно-финансовым и денежно-кредитным положением государств-членов и Сообщества в целом, а также наблюдение за общим платежным оборотом государств-членов и представление Совету (министров ЕЭС - авт.) или Комиссии по ЕЭС регулярных отчетов по этим наблюдениям; по запросу Совета или Комиссии или же по собственной инициативе представление заключений”.

Монетарный Комитет осуществляет свою деятельность совместно с Комитетом Президентов Центральных Банков. Он создан в 1964 году. Основные задачи: представление консультаций по основным направлениям политики Центральных Банков, регулярный обмен информацией о важнейших мероприятиях, проводимых ими, последующий контроль за проведением операций.

Оба эти органа заседают раз в месяц. Их деятельность до начала функционирования Европейской Валютной Системы (ЕВС), о чем непременно будет сказано ниже, не могла быть достаточно эффективной. Решения носили скорее программно-политический характер, нежели конкретно-правовой.

Первые попытки поэтапного создания экономического валютного союза ЕЭС были сделаны в начале 70-х гг. (решения Совета Министров ЕЭС от 22 марта 1971 г. и 21 марта 1972 г.) Но они опередили свое время, хотя и были продиктованы необходимостью: кризис Бреттон-Вудской валютной системы и глубокий валютный кризис.


Итак, с начала второй половины XX века в Европе сложился альянс из сильнейших государств континента, который помогал преодолеть чрезмерную территориально-политическую раздробленность, образовывал (сначала неявно) некий баланс сил в мире по отношению к США (с распадом СССР ЕЭС остался, пожалуй, единственным противовесом этой супердержаве), а также заложил необходимую базу для продолжения экономической интеграции стран-участниц.




“Европейская валютная змея”

Если продолжать разговор об истории валютных отношений между странами ЕЭС, нельзя не сказать от так называемой “валютной змее”, которая начала функционировать 24 апреля 1972 г. Суть “змеи” заключалась в том, что устанавливались центральные курсы всех валют Сообщества между собой и по отношению к доллару. Оговаривалось, что колебания курсов валют стран-участниц не должны превышать 2, 25% по отношению друг к другу (по другим источникам 1,125%). Кроме этого, до 19 марта 1973 г. “змея” находилась в “тоннеле”, который определялся пределами колебаний по отношению к американскому доллару: 4,5% (по другим источникам 2,25%). Этот тоннель очень напоминает недавнюю ситуацию в России, когда Центробанком был установлен “валютный коридор” рубля по отношению к доллару.

Затем туннель был снят и “змея” просуществовала до марта 1979 года, который ознаменовался другим замечательным событием. Но об этом позже.

При достижении змеей границ установленных пределов, ЦБ должны были проводить интервенции на валютных рынках (купля-продажа иностранной валюты, в основном, американской), а также ряд других действий, призванных изменить сложившуюся ситуацию и не допустить дальнейшее движение валют от центральных курсов. В случае невозможности сдержать такое движение, требовались изменения центральных курсов, которые осуществлялись после обсуждения их размеров всеми входящими в группировку странами. Одновременно была организована система кредитов, выдаваемых странам-участницам для стабилизации положения. Кредиты выдавались специально созданным в 1973 году Европейским Фондом Валютного Сотрудничества (ЕФВС). Всеми экспертами отмечается значительное усиление согласования валютных политик странами Сообщества.

Однако, вскоре выяснилось, что “змея” может успешно существовать лишь в странах со сравнительно однородным характером экономического развития и не очень значительными различиями в состоянии платежного баланса. Ко всем странам это не относилось. Этим частично обусловлены изменения состава участников. Так Великобритания, Италия и Ирландия отказались участвовать в системе коллективного “плавания” валют в связи с неустойчивостью их валютно-экономического положения. Франция дважды выходила из “европейской валютной змеи”, чтобы не тратить свои золотовалютные резервы для поддержки узких пределов колебаний франка к другим участникам “змеи”. Последними к “змее” присоединились не входящие в ЕЭС Норвегия и Швеция.


“Европейская валютная змея” 1972-1979 гг. дала большой опыт в области проведения единой валютной политики странами ЕЭС. Кроме этого, ее принцип был заложен как один из основных в фундамент созданной в марте 1979 года Европейской Валютной Системы.





Ямайская валютная система и СДР

Уже к 1973 году стало ясно, что Бреттон-Вудская валютная система нежизнеспособна. Причины ее краха не являются объектом нашего исследования, но факт остается фактом. Тем не менее, она просуществовала еще 3 года, когда были подписаны новые соглашения между странами-членами МВФ на острове Ямайка (1976 г.). Эта дата знаменует начало функционирования новой валютной системы. В 1978 году в Устав МВФ были внесены дополнительные изменения, которые отменили золотой паритет и установили валютный на базе валютной корзины СДР. Данная аббревиатура является простой транслитерацией от SDR (Special Drawing Rights - Специальные Права Заимствования). В сущности, это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору (корзине) других валют. Удельный вес каждой валюты в корзине СДР определяется с учетом доли страны в международной торговле, а для доллара принимается во внимание его роль в международных расчетах. Картина на Графике 1 отображает состояние корзины в 1981 году (изначально в ней было 16 валют).

Название Специальных Прав Заимствования СДР получил потому, что в соответствии с квотами (долями стран в мировой торговле, закрепленными в соотношении валют в составе СДР) определялись размеры кредитов, которые государства могли получить от МВФ.

График 1. Удельный вес валют в корзине СДР. (данные на 1981 г.)


Государствам-членам МВФ было предложено поддерживать курсы национальных валют  одной из следующих схем:

·      установить “плавающий” курс для своей валюты;

·      “привязать” курс своей валюты к СДР, установить какой-либо центральный курс и действовать как страны ЕЭС в случае с “валютной змеей”;

·      “привязать” курс своей валюты, т.е. установить жесткое соотношение к другой валюте или группе валют.


Явное преобладание американского доллара в международной корзине валют никак не могло удовлетворить Европейское Экономическое Сообщество. Хотя официально введен стандарт СДР, фактически сохранился долларовый стандарт. Под давлением США страны-члены Фонда пошли на практически полное исключение золота из мировой валютной системы. Соединенным Штатам гораздо выгоднее было вместо своего золота выбрасывать на рынок свеженапечатанные доллары. Создание новой валютной системы не завершено, и она не обеспечивает валютной стабилизации.











Европейская Валютная Система

Сразу после окончания действия “валютной змеи” в Сообществе произошли изменения, выведшие его на качественно новый уровень интеграции. С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская Валютная Система (ЕВС). Она имеет значительную внешнюю и частично содержательную схожесть со “змеей”. В отличие от змеи гораздо четче осуществляется регламентация ее функционирования, конкретизирование целей новой системы валютно-политического сотрудничества. Правила игры ЕВС определили прежде всего, “операционный корсет” координации политик, конкретизировали методы согласования действий Центробанков, причем, в основном, в краткосрочном аспекте.

Рассмотренные выше институты (Монетарный Комитет и Комитет Президентов Центральных Банков) полностью сохранили свое назначение и даже усилили влияние.


ЕВС основана на 3-х элементах:

·       Европейской валютной единице (ЭКЮ)

·       Механизме валютных курсов и интервенций (“суперзмея”)

·       Механизме кредитования (ЕФВС)


Основой ЕВС считается Европейская Валютная Единица ЭКЮ (ECU - European Currency Unit). Собственно, ЭКЮ не явилось принципиально новым элементом, т.к. до этого с середины 70-х гг. в ЕЭС уже существовала Европейская Расчетная Единица (ЕРЕ), которая сначала была приравнена к 0,888671 г чистого золота, а с 1975 года стала определяться через корзину валют. Именно эта “стандартная корзина” и легла в основу введения ЭКЮ, которому прочилось большое будущее в рамках ЕЭС, а потом и за его пределами. Примерный состав “корзины” ЭКЮ показан на Графике 2. На данный момент данные могут несколько измениться, т.к. идет постоянный пересмотр квот стран-участниц ЕВС.


График 2. Состав “корзины” ЭКЮ.

Большим нововведением в ЕВС стал второй тип интервенций на основе “индикатора отклонений”. Он дает возможность определить положение и динамику любой валюты по отношению ко всем валютам ЕВС в среднем. Для этого рассчитываются максимальные величины отклонения для курса любой валюты. Она соответствует максимальной величине отклонения в процентах рыночного курса ЭКЮ от центрального курса ЭКЮ. Индекс показывает, в какой степени курс валюты приближен к максимальной величине такого отклонения. Если индекс отклонения больше или равен 75%, считается, что валюта достигла опасной зоны и проводятся интервенции.

Введение механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

1.    Система кредитов типа “своп” между центральными банками, чьи курсы валют достигли допустимых пределов.

2.    Фонд краткосрочного кредитования (14 млрд. ЭКЮ в 1985 году). Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита на срок от 3-х до 6-ти месяцев с правом продления до 9 месяцев.

3.    Фонд предоставления среднесрочных кредитов на срок от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд. ЭКЮ в 1985 году).

Краткосрочное кредитование проводилось центральным банком без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕЭС на уровне министров финансов.


В 1988 г. Монетарный комитет, Комитет Президентов ЦБ ЕЭС и Совет Министров ЕЭС приняли решение об учреждении специального комитета, главной задачей которого стала разработка конкретных рекомендаций по поэтапному созданию экономического и валютного союза. В состав этого представительного комитета вошли президенты ЦБ 12 стран-участниц, президент и один член Комиссии по ЕЭС, а также 3 независимых эксперта. Основные вопросы, решаемые комитетом: требует ли завершение создания европейского валютного рынка образования Европейского Валютного Фонда, имеющего функции Центрального Банка Сообщества; нужна ли при движении ЕВФ параллельная валюта, способная функционировать наряду, а затем и вместо национальных валют стран-участниц; следует ли сосредоточить исследовательские и политические усилия на решениях, требующих заключения новых соглашений институционального характера.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.