рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предприятие в сфере рыночного товарообмена

            Реализация установленных методов должна решать поставленные предприятием целевые задачи в рамках нижнего и верхнего пределов затрат, указанных в заказе при разработке прогноза.

 


         Технический прогноз.

Основные эксплуатационные параметры нового изделия:

материалы необходимые для производства; оборудование, инструменты, которые потребуются для выпуска изделия; трудоёмкость изготовления изделия.

Экономический прогноз.

Потребность рынка в новом изделии:

себестоимость изготовления изделия; цена изделия на рынке; объём инвестиций, необходимых для организации производства.


                                            

ТЕХНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ


МАРКЕТИНГ




               Рис.3. связь технического и экономического прогнозов.

Наконец, в результате интерактивной процедуры происходит дальнейшая конкретизация полученных прогнозов и расчетов, уточняется область соответствующих возможных путей технического  и экономического развития, определяют необходимые ресурсы, готовятся хозяйственные распоряжения по реализации, поставленной задачи. Указанная последовательность этапов построения технико-экономических прогнозов страхует  предприятие от неоправданных потерь и облегчает поиск оптимальных вариантов экономического и технического развития. Эта взаимосвязь помогает определить новые возможности предприятия в соответствии с потребностями рынка. Экономические прогнозы могут разрабатываться для предприятия в целом, отдельных его цехов или видов продукции – в каждом случае используются определённые методы и конкретные показатели, которые должен давать прогноз, являются:


            а) вероятность достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

            б) капитальные вложения, нужные на программу в целом и каждом году прогнозного периода;

            в) затраты труда (в человеко-часах) в каждом году прогнозного периода с выделением затрат по категориям профессий;

            г)  текущие издержки производства в каждом году прогнозного периода с выделением издержек на различных стадиях жизненного цикла изделий;

            д) прибыль предприятия.




































§3 Функция прогнозирования.

 

Основные функции прогноза – обоснование возможного состояния в будущем и определение оптимальных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоинства.


На практике прогноз – это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштабного способа будущих действий. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные.

 

Пассивный – основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной, интенсивностью;


Активный (целевой) – основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процедур.


Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления – определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием.


Планирование – процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования – формирование возможных предпосылок, принятия подобных решений. К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвиденные процессы и тенденции. Система плановых показателей должна соответствовать требованием управления, необходимости принятия обязательных адресных решений, тогда как прогноз, учитывал задачи управления, доложен в максимальной степени, соответствовать требованиям объективных процессов.


План и прогноз – это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимодействующие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятием. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различия.

Директивный характер планирования предполагает его адресность, тогда как прогнозирование может не соответствовать сложившейся организационной структуре экономике предприятие и не имеет административного адреса. Кроме того план отличается от  прогноза большей детерменированностью. Сама природа планирования направлена на преодоление существующего вероятностного характера развития экономики. Хотя процесс разработки плана носит вариантный характер, прогноз же основан предвидении и является вариантным, не только как метод разработки, но и как конечный результат.


Таким образом, являясь авангардной частью системы планирования, прогнозирование выполняет в данной системе специфические функции вероятного вариантного предвидения будущего на основе конкретного раскрытия объективных закономерностей экономического и технического развития, как на самом предприятии, так и за его пределами.





§4 Задачи прогнозирования.


Часто, говоря о прогнозах, подразумевают только анализ возможностей предприятия.

Однако для того чтобы прогноз мог, явится основой разработки стратегии планирования и управлением предприятия, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия и в частности:

            а) основные технические проблемы и сроки хранения;

            б) материалы, технологические процессы, оборудование, предназначенные для изготовления новой перспективной и традиционной продукции;

            в) ожидаемый объём производства продукции конкурентов и потребность в ней на рынках;

            г) ожидаемую себестоимость разработки и производства этой продукции и её цену;

            д) мощность предприятия, необходимую для разработки и изготовления новой продукции.


Такой комплексный прогноз основан на научно-техническом и компьютерном прогнозах, определяющих в конечном счете техническую политику и перспективу хозяйственной деятельности предприятия.


Прогноз должен включать в себя:

 

1)                          краткий анализ развития прогнозируемого направления производства и характеристику его современного состояния;

2)                          выявление перспективных технических и хозяйственных проблем, уже решенных но не получивших практического применения;

3)                          оценку важности проводящихся исследований, требующих к себе внимания для решения будущих проблем.

Прогноз должен соответствовать плану, т.е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования.

























§5 Связь генетического и целевого прогнозирования.




В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используется два подхода к разработке прогнозов:


1.Генетический (исследовательский)

 

2.Целевой (нормативный)


Цель генетического прогнозирования  – выявление экономических и производственно-технологических возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценку возможных изменений ассортимента, характеристик и объёма выпускаемой продукции; определение характеристик достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозирование – направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития  данного предприятия и определение сроков решения отдельных задач перестройки производств, создание новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объёмах. Основой данного прогноза являются установленная цель и её будущие параметры, на основании которых определяются возможные пути от настоящего к будущему.

В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается использование целевого подхода, т.е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальны, экономических и прочих задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствуют получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.




     


















§6 Сроки прогнозов.

По срокам прогнозы делятся на 4 группы:

1)      оперативные - до 3-6 месяцев от начала отсчета прогноза;

2)      краткосрочные – до 1 года;

3)      среднесрочные – до 2-3 лет;

4)      долгосрочные – до 10-20 лет и более.

 

Как правило, чем длиннее период, на который составляется прогноз, тем значительней может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых. Выбор периода прогнозирования определяется степенью риска предприятия, в случае принятия ошибочного решения, и коньюктурой рынка.

Темпы  изменения производственного объекта зависят, прежде всего, от продолжительности жизненного цикла. В товарном производстве жизненный цикл измеряется временем от начала выпуска и продажи нового изделия до полного прекращения его производства, включая изготовление комплектующих частей, используемых для ремонта.




































§7 Прогнозирование жизненного цикла товара.


Жизненный цикл товара состоит из следующих 4 этапов:

1)      выведение товара на рынок

2)      рост

3)      зрелость

4)      упадок



Этапы выведения товара на рынок – начинается с момента поступления его на рынок, требует приложение усилий и первоначально невосполнимых затрат и может продолжаться от 2-3 месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и новизны товара.

Нулевой рост доходов новых изделий объясняется наличием следующих обстоятельств:

            а) задержки роста новых производственных мощностей;

            б) технические недостатки изделия и технологии;

            в) задержки продвижения товара до потребителей, особенно при налаживании надлежащего распределения через оптовые торговые точки;

            г) неэффективность рекламы, консерватизм покупателей и не желание отказываться от привычных видов товара.

На этом этапе предприятие-изготовитель либо несет убыток, либо получает незначительную прибыль вследствие недостаточного объема продаж и высоких расходов по организации производства товара и стимулированию его сбыта.


Этап роста - наступает после полного освоения нового изделия поставщиком и потребителем. В этот период спрос и объём производства увеличиваются, снижается себестоимость продукции, возрастает прибыль поставщика.


Этапы зрелости – отражает полное насыщение рынка товарами. Предложение соответствует спросу или даже превышает его. Появляются новые виды изделий, которые, не занимая в начале сколько ни будь заметного места на рынке, сигнализируют о необходимости прекращения производства устаревших товаров в ближайшем будущем.


Этапы упадка – характеризуется снижением спроса. Потребители отдают предпочтение другим видам продукции. Предприятия, не успевшие перестроить производство, разоряются или несут большие убытки, которые вынуждены покрывать за счет прибыли от производства другой продукции. Начинается новый жизненный цикл новых товаров.

















§8 Риск и коньюктура рынка.

Степень риска – определяется величиной потерь средств и времени, неизбежных из-за ошибок на стадии подготовки и принятия, недостаточно обоснованных решений, слабости и недостоверности, данных прогноза и маркетинга, не в полной мере отражающих потенциала предприятия и коньюктуры рынка.


Коньюктура рынка – определяет спрос на реализуемые товары. Скорость и амплитуда колебаний рыночной коньюктуры в значительной степени зависят от соотношения спроса и предложения на изделие, а также от степени разнообразия этих изделий. Чем меньше спрос отстаёт от предложения и беднее ассортимент товаров, тем стабильнее коньюктура рынка, но одновременно тем в меньшей степени соблюдаются интересы потребителя.

    Наиболее резкие колебания коньюктуры наблюдаются на рынках товаров массового потребления  (одежда, обувь и др.), мене резкие – на рынках товаров производственного назначения (машины, сырьё и др.), однако степень риска здесь, в несколько раз выше, чем на рынках товаров массового потребления. Поэтому прогнозные исследования имеют одинаковую степень значимости для предприятий любого профиля.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§9 Методы прогнозирования.



Наиболее известными методами прогнозирования являются:


1)      Экспериментные оценки, основу которых составляют упорядоченные мнения высококвалифицированных специалистов – экспертов;

2)      Экстрополенция, или статистические методы, основанные на обработке распространенных данных об объекте прогнозирования прошлых тенденций на будущее;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.