Фонд материального поощрения
используется конкретно на выплату премий и вознаграждений, для оплаты
работникам очередных отпусков в части, соответствующей их доле заработной
платы. По согласованию с трудовыми коллективами администрация предприятий может
передать часть средств фонда предприятиям-смежникам, строительным,
научно-исследовательским и технологическим организациям для стимулирования
решения сложных технологических проблем, а также ускоренного выполнения работ
по техническому перевооружению основных фондов. Кроме того, часть фонда может
быть передана в фонд социального развития с целью использования в
первоочередном порядке на финансирование строительства объектов
социально-культурного назначения. С согласия трудового коллектива средства
фонда материального поощрения используются на покрытие перерасхода фонда
заработной платы. Неиспользованные остатки средств фонда материального поощрения
изъятию не подлежат и используются в следующем году.
Фонд социального развития образуется но
стабильным нормативам от плановой суммы прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятий. Нормативы определяются как отношение размера фонда к прибыли,
остающейся в распоряжения предприятий. При разработке нормативов образования
фонда учитываются затраты на строительство жилья и других объектов
непроизводственного назначения, расходы на покрытие убытков жилищно-коммунального
хозяйства, содержание детских дошкольных учреждений, мероприятия по
просвещению и здравоохранению, выплату разницы в ценах на топливо и покупную
теплоэнергию, выплату разницы между закупочными и розничными ценами на
сельскохозяйственную продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для
общественного питания, расходы по хозяйственному содержанию объектов
культурно-бытового, оздоровительного назначения и пионерских лагерей. Нормативы
образования фонда социального развития устанавливаются предприятиям
заблаговременно до начала составление финансового плана. В целях развития
внутрихозяйственного расчета средства фонда социального развития могут
передаваться в распоряжение производственных единиц и цехов. Размер таких
средств ставится в зависимость от результатов их работы. Фонд социального
развития предусматривается в финансовом плане предприятия пропорционально
квартальному распределению прибыли, оставшейся в его распоряжении. По
согласованию с трудовыми коллективами предприятия часть средств фонда
социального развития передают предприятиям – смежникам для стимулирования
решения сложных технических проблем и ускорения технического перевооружения
основных фондов. Отчисления от прибыли в фонд социального развития осуществляются
в течение года ежеквартально с начала года нарастающим итогом по утвержденным
нормативам. Кроме того, в течение года фонд социального развития может
увеличиваться на сумму средств, полученных в счет погашения задолженности по
ссудам, выданным на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним
хозяйством. Средства фонда социального развития расходуются по смете, проект
которой выносится на обсуждение трудового коллектива, предприятия и после его
одобрения утверждается совместным решением администрации и профсоюзного комитета.
Трудовые коллективы самостоятельно определяют конкретные направления по
использованию средств фонда, включая финансирование расходов по содержанию
детских дошкольных учреждений, мероприятий но просвещению и здравоохранению, а
также по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового
назначения. Однако при составлении сметы не менее 50% средств фонда
рекомендуется направлять на строительство жилых домов и других объектов
социального назначения. Средства фонда социального развития могут
использоваться на строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов,
детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых, буфетов, пионерских
лагерей, домов отдыха, пансионатов и санаториев, загородных баз отдыха,
спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового и медицинского
назначения, на приобретение специализированных транспортных средств,
оборудования и инвентаря для перечисленных объектов. Кроме того, за счет
средств фонда приобретаются средства наглядной агитации, медикаменты, путевки в
дома отдыха, пансионаты, санатории, туристские базы и для путешествий,
производятся культурно-просветительные и физкультурные мероприятия, оформляются
колонны демонстрантов, украшаются здания в праздничные дни, создаются музеи
предприятий.
Образование фонда развития производства
создает предпосылки для успешного входа предприятий в систему рыночной экономики.
В настоящее время фонд позволяет создавать экономические условия для проявления
инициативы, использовать особенности местных условий, быстрее получать отдачу
от достижений научно-технического прогресса, внедрять эффективные мероприятия,
не предусмотренные планом. Среди фондов экономического стимулирования фонд
развития производства занимает ведущее место. Из данного фонда в промышленности
расходуется более 40% от общей суммы фондов образованных в современных
условиях. В связи с этим функциональное назначение фонда развития производства
значительно расширяется. Он становится основным источником финансирования
выделенных в народнохозяйственные планы государственных капитальных вложений не
только на техническое перевооружение предприятий, но и на реконструкцию которая
проводилась раньше за счет других источников. В целях дальнейшего расширения
самостоятельности предприятий в ускоренном обновлении основных
производственных фондов, повышения экономической эффективности действующего
производства и качества продукции за счет внедрения новой техники и
прогрессивных технологий в порядок образования и использования фонда развития
производства внесены существенные изменения. Фонд развития производства, науки
и техники на предприятиях образуется за счет амортизационных отчислений,
предназначенных для полного восстановления основных фондов, отчислений от
прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, по нормативам, установленным
в процентах к ней, и выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в
составе основных фондов. Нормативы образования фонда устанавливаются
предприятиями самостоятельно до начала составления финансового плана. Абсолютные
размеры фонда определяются в пятилетнем и годовых планах предприятия расчетно
путем умножения величины каждого из предусмотренных в плане размеров
фондообразующих показателей на соответствующий норматив. Распределение в
годовом плане по кварталам абсолютной суммы фонда осуществляется
пропорционально квартальному распределению фондообразующих показателей.
Фактические отчисления в фонд развития производства, науки и техники проводятся
предприятиями в течение года ежеквартально нарастающим итогом от прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия, и амортизационных отчислений на полное
восстановление основных фондов. Кроме того, в фонд развития производства
могут направляться средства финансового резерва предприятия, часть средств,
получаемых предприятием от других предприятий, использующих его
научно-технические разработки, часть прибыли, фактически полученной
предприятием от реализации товаров народного потребления и изделий из отходов
производства. Средства фонда используются предприятиями самостоятельно по
специальной смете, проект которой обсуждается советом трудового коллектива, а
затем утверждается совместным решением администрации и профсоюзного комитета.
Средства фонда развития производства, науки и техники могут быть направлены на:
финансирование затрат по техническому перевооружению, финансирование затрат по
подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, изготовлению
опытных образцов, внедрению прогрессивных технологических процессов; проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ; компенсаций
повышенных затрат на производство новой продукции в период се освоения;
финансирование прироста норматива собственная оборотная средств; финансирование
затрат по участию в строительстве, реконструкции, ремонту и содержании местных
автомобильных дорог; организацию и развитие подсобного сельского хозяйства;
создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления и
оказанию услуг населению; возмещение затрат, связанных с получением в
установленном порядке от других предприятий проектной документации для повторного
применения и оказанием помощи в ее использовании; погашение предоставленных
предприятию долгосрочных и других кредитов, а также уплату процентов по ним;
частичное возмещение затрат по подготовке молодых специалистов; осуществление
природоохранных мероприятий и др. Предприятия имеют право по согласованию с
трудовыми коллективами передавать часть средств фонда развития производства,
науки и техники предприятиям-смежникам и научно-исследовательским организациям
для стимулирования решения сложных технических проблем, а также ускоренного
выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов, выполняемых.
В условиях действующего производства. При
недостаточности средств фонда развития производства, науки и техники
предприятия могут использовать кредиты банка на плановые затраты, связанные с
проведением мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции и
расширению действующих предприятий, а также проведение высокоэффективных
мероприятий по техническому перевооружению сверх лимита государственных
капитальных вложений при условии окупаемости затрат в срок до пяти лет.
Средства фонда изъятию у предприятий не подлежат и могут накапливаться для
осуществления необходимых мероприятий в дальнейшем.
Фонд производственного и социального
развития образуется за счет дохода (прибыли), остающегося в распоряжении предприятий,
по стабильным нормативам, а также амортизационных отчислений, предназначенные
для полного восстановления основных фондов. Предприятия, впервые образующие
этот фонд для расчета норматива образования, должны определить общий его размер
как сумму фонда развития производства, науки и техники и фонда социального
развития. При этом для расчета фонда развития производства, науки и техники
определяется объем капитальных вложений, подлежащих финансированию за счет
средств этого фонда. Данный объем представляет разность между общим лимитом
капитальных вложений на строительство объектов производственного назначения и
объемом капитальных вложений, осуществляемых за счет государственных
централизованных капитальных вложений. Затем рассчитываются другие затраты.
Для расчета фонда социального развития используется методика, изложенная
ранее. После расчета общего размера фонда производственного и социального
развития определяются источники его образования – доход (прибыль),
амортизационные отчисления, выручка от реализации неиспользованного имущества
и другие источники. Размеры нормативов образования фонда производственного и
социального развития рассчитываются путем деления частей фонда, образуемых за
счет отчислений от прибыли (дохода) и амортизационных отчислений,
соответственно на сумму прибыли (дохода), остающейся в распоряжении
предприятий, и на сумму амортизационных отчислений, предназначенных для
полного восстановления основных фондов. Для обеспечения стабильности условий
работы предприятий нормативы отчислений в фонд производственного и социального
развития от прибыли (дохода), остающейся в распоряжении предприятий,
усредняются по годам пятилетки. Стабильные нормативы образования фонда
утверждаются министерством по согласованию с комитетом профсоюза. Абсолютные
размеры фонда производственного и социального развития определяются
предприятиями в плане и фактически путем умножения нормативов на величины
соответствующих фондообразующих показателей, исчисленных нарастающим итогом с
начала года. Средства фонда, как и других фондов, расходуются по смете, проект
которой обсуждается трудовым коллективом и утверждается совместным решением
администрации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета./7/
Заключение
Данная курсовая работа является теоретическим обоснованием отношений
между государством как собственником и предприятиями, которые были им созданы,
поэтому здесь всё просто и ясно. На практике же зачастую возникает целый ряд
проблем в этих отношениях именно из-за распределения прибыли, это связано с
нестабильной политической обстановкой, сложной экономикой, бедным бюджетом.
Государство стремится взять как можно больше, иногда не заботясь о будущей
ликвидности, платежеспособности унитарного предприятия, руководители унитарных
предприятий находятся между двух огней с одной стороны подчинение, с другой
стремление к техническому и интеллектуальному развитию компании. Эти отношения
в дальнейшем изменятся в лучшую сторону, так как развитие страны неизбежно, а
пока государство усиливает своё присутствие на предпринимательской арене
российской экономики. Связано это со слабостью частного сектора в переходный
период, зарубежный опыт свидетельствует, что присутствие государственных
гарантий в управлении заинтересовывает частные организации.
Список
использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М., 1995.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. – М., 1996.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М., 1998.
4. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от
27 декабря
1991 г. № 2116-1.
5. Федеральный закон РФ «О федеральных государственных унитарных
предприятиях» от 06 декабря 1999 г. № 1348.
6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.
М – 2000 г.
7. Добров В.Н. Финансирование и кредитование в промышленности.
М – 1991 г.
8. Дойников И.В. Государственное предпринимательство. М – 2000 г.
9. Государственные финансы. Под ред. Федосова В.М., Киев – 1991 г.
10. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства.
М – 1999 г.
11. Моляков Д.С., Шохин А.С. Теория финансов предприятий. М – 2000г.
12. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики.
М – 1999 г.
13.Современная
экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-Дону – 1996 г.
14.Управление
государственной собственностью. Под ред. Кошкина В.Д.
М – 1997
г.
15.Справочник
директора предприятия. Под ред. Лапусты М.Г. М – 2000 г.
16.Справочник
финансиста государственного предприятия. Под ред. Романовского М.В., Лазарева
И.Н. М – 1990 г.
17.Справочник
финансиста предприятия. Под ред. Уткина З.А. М – 1998 г.
18.Мандрица
А.П., Руковинников Р.М. Финансовое право.
Ростов-на-Дону – 1999 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|