рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Причины, формы и методы борьбы с инфляцией

Чем конкретно может характеризоваться гиперинфляция? Главными здесь будут не цифры, а последствия:

-сокращение производства;

- бегство от денег;

- переход к бартеру.

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия – соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция; несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной -цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к дру­гу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности при­сущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, ос­нованной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплек­тующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что то­варные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем бу­дущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит осо­бого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

С точки зрения третьего критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию.

 Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, кото­рая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот.

Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали ин­фляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения сво­их доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут под­стегивать рост цен.

Однако, если внезапный скачок цен происходит в экономике, где ин­фляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его ре­акция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - крат­ковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспо­собного спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены в сто­рону их снижения. Экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Этот процесс носит название «эффект Пигу». Однако необходимо подчерк­нуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процент­ных ставок и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономи­стов считают, что эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.

С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную ин­фляцию (четвертый критерий).

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, пока­зывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция (скрытая инфляция) присуща экономике с ко­мандно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне це­ны остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денеж­ных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Нор­ма сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в 1984 - 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, осла­бевали стимулы к труду.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимое инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В ры­ночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде рос­та денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» -нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменно­сти цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуж­дение продавцов и покупателей.

 

3. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоян­ном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняется одной фразой: “Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров“.

Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен - с другой, сложнее тех, которые имеет ввиду этот комментарий. Эти сложности помогает объяснить рис.1.

 

 Причины, формы и методы борьбы с инфляцией

 

Рис. 1.

 

На первом отрезке общие расходы, то есть сумма потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта, до такой степени низки, что объем национального продукта сильно отстает от своего максимального уровня при полной занятости. Другими словами, существует значительное отставание реального объема ВНП. Уровень безработицы высок, а большая доля производственных мощностей предприятий бездействует. Теперь предположим, что совокупный спрос повысится. Тогда объем производства увеличится, уровень безработицы снизится, а уровень цен возрастет незначительно или вовсе не изменится. Это объясняется тем, что существует огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах. Безработный не просит увеличить зарплату, когда нанимается на работу. Анализируя спрос и предложение, мы установили, что повышение цен не влияет на увеличение спроса, потому что предложение представляет собой горизонтальную линию. Увеличение трудовых и других ресурсов возможно потому, что имеются бездействующие ресурсы, и дополнительное производство приносит выгоду. В результате существенно увеличивается объем продукции, а цены не повышаются.

По мере того как спрос продолжает расти, экономика вступает во второй отрезок, приближаясь к полной занятости и к более полному использованию имеющихся ресурсов. Но уровень цен не может начать повышаться до того, как не будет достигнута полная занятость. Потому что по мере расширения производства запасы бездействующих ресурсов не исчезают одновременно во всех секторах экономики и во всех отраслях промышленности. В некоторых отраслях промышленности начинают образовываться узкие места, хотя у большинства отраслей есть избыточные производственные мощности. Некоторые отрасли промышленности раньше других полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее увеличение спроса на свои товары увеличением предложения. Поэтому цены на них растут. По мере увеличения спроса на рынке рабочей силы некоторые категории частичных работников начинают использоваться полностью и их зарплата в денежном выражении повышается. В результате увеличиваются производственные издержки и фирмы вынуждены повышать цены. Сужение рынков рабочей силы расширяет возможности профсоюзов при заключении коллективных договоров и помогает им добиваться значительного увеличения заработной платы. Фирмы готовы уступать требованиям профсоюзов о повышении заработной платы, потому что не хотят забастовок, особенно в то время, когда экономика вступает на путь все большего и большего процветания. Кроме того, при увеличении общих расходов более высокие издержки можно легко возложить на потребителя, подняв цены. Наконец, когда достигнута полная занятость, фирмы вынуждены нанимать менее квалифицированных (менее продуктивных) работников, что приводит к росту издержек цен. Инфляцию, возникающую на втором отрезке, иногда называют “преждевременной“, потому что она начинается до появления полной занятости в стране.

Когда общие расходы достигают третьего отрезка, 3, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Все отрасли промышленности больше не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Реальный объем национального продукта достиг своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса ведет к инфляции. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности общества, вызывает повышение уровня цен.

Когда же возможна инфляция спроса? Инфляция спроса возможна при: - росте спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

- увеличении инвестиций, особенно на средства производства во время экономического подъема; - росте государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

 Причины, формы и методы борьбы с инфляцией

 

Рис. 2.

 

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, го­сударства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены (рис. 2).

Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.

 В последние годы было несколько периодов, когда уровень цен возрос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. У нас были периоды, когда и объем продукции и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшилась при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:

 

Изд.ед.род. = Общ.затр./Кол.ед.прод.

 

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

Основными источниками инфляции предложения являются рост зара­ботной платы и за счет роста цен на сырье и энергоносители. Проиллюстри­руем механизм инфляции предложения (рис. 3).

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.